Проблема гуманизма в произведениях о гражданской войне (По роману А.Фадеева «Разгром») (ЕГЭ по литературе). Нравственные проблемы в романе «Разгром»; Разгром Фадеев А. А Тема, основная мысль и проблематика

В 1927 году вышел роман А. Фадеева «Разгром», в котором автор обратился к событиям революции и гражданской войны. К тому времени данная тема была уже достаточно освещена в литературе. Одни писатели рассматривали события, полностью изменившие жизнь страны, как величайшую трагедию народа, другие изображали все в романтическом ореоле.

Несколько по-иному подошел к освещению революционного движения Александрович. Он продолжил традиции Л. Толстого в исследовании человеческой души и создал психологический роман, что часто ставили ему в вину «новые литераторы», отвергавшие классические традиции.

Сюжет и композиция произведения

Действие развивается на Дальнем Востоке, где объединенные войска белогвардейцев и японцев вели ожесточенную борьбу с партизанами Приморья. Последние часто оказывались в полной изоляции и вынуждены были действовать самостоятельно, не получая поддержки. Именно в такую ситуацию попадает отряд Левинсона, о котором повествует роман Фадеева «Разгром». Анализ его композиции определяет главную задачу, которую ставил перед собой писатель: создать психологические портреты людей революции.

Роман из 17 глав можно условно разделить на 3 части.

  1. 1-9 главы - обширная экспозиция, знакомящая с ситуацией и основными действующими лицами: Морозкой, Мечиком, Левинсоном. Отряд на отдыхе, но его командир должен сохранять дисциплину в «боевой единице» и быть готовым выступить в любой момент. Здесь намечаются основные конфликты и происходит завязка действия.
  2. 10-13 главы - отряд совершает бесконечные переходы и вступает в незначительные столкновения с противником. Фадеев Александр Александрович уделяет большое внимание развитию характеров главных героев, часто попадающих в непростые ситуации.
  3. 14-17 главы - кульминация действия и развязка. Из всего отряда, вынужденного в одиночку вести сражения, в живых остаются лишь 19 человек. Но главный акцент делается на Морозки и Мечика, оказавшихся в равных условиях - перед лицом смерти.

Таким образом, в романе нет героического описания боевых подвигов людей, защищающих идеи революции. Показать влияние происходивших событий на формирование человеческой личности - к этому стремился А. Фадеев. «Разгром» - анализ непростой ситуации, когда происходит «отбор человеческого материала». В таких условиях, по мнению автора, все «враждебное сметается», а «поднявшееся из подлинных корней революции… закаляется, растет, развивается».

Антитеза как основной прием романа

Противопоставление в произведении происходит на всех уровнях. Оно касается и позиции противоборствующих сторон («красные» - «белые»), и нравственного анализа поступков людей, вовлеченных в события, послужившие основой романа Фадеева «Разгром».

Анализ образов главных героев, Морозки и Мечика, дает понять, что они противопоставляются во всем: происхождении и образовании, внешности, совершаемым поступкам и их мотивации, отношениях с людьми, месту в отряде. Таким образом автор дает свой ответ на вопрос, каков путь разных социальных групп в революции.

Морозка

С «шахтером во втором поколении» читатель знакомится уже в 1 главе. Это молодой человек, который проходит сложный путь

Сначала кажется, что Морозка состоит из одних недостатков. Грубый, необразованный, постоянно нарушающий дисциплину в отряде. Он все поступки совершал необдуманно, а жизнь виделась ему «простой, немудрящей». Вместе с тем читатель сразу же замечает его смелость: он, рискуя жизнью, спасает абсолютно незнакомого человека - Мечика.

Морозке уделяется много внимания в романе Фадеева «Разгром». Анализ его поступков позволяет понять, как менялось отношение героя к себе и окружающим. Первым значимым событием для него стал суд за кражу дынь. Морозку потрясло и испугало, что его могут изгнать из отряда, и он впервые дает «шахтерское» слово исправиться, которое никогда не нарушит. Постепенно герой осознает свою ответственность перед отрядом, учится жить осмысленно.

Достоинством Морозки являлось и то, что он четко знал, зачем пришел в отряд. Его всегда тянуло только к лучшим людям, которых немало в романе Фадеева «Разгром». Анализ поступков Левинсона, Бакланова, Гончаренко станет основой для формирования в бывшем шахтере лучших нравственных качеств. Преданный товарищ, самоотверженный боец, человек, чувствующий ответственность за свои поступки, - таким предстает Морозка в финале, когда ценой собственной жизни спасает отряд.

Мечик

Абсолютно другой Павел. Впервые представший в мечущейся толпе, он так и не найдет себе места до конца романа.

Мечик вводится в роман Фадеева «Разгром» не случайно. Горожанин, образованный и хорошо воспитанный, чистенький (в описании героя часто употребляются слова с уменьшительными суффиксами) - это типичный представитель интеллигенции, отношение которой к революции всегда вызывало споры.

Мечик часто вызывает к себе презрительное отношение. Некогда он вообразил себе романтическую, полную героизма обстановку, которая будет ждать его на войне. Когда же действительность оказалась совсем иной («грязнее, вшивей, жестче»), испытал огромное разочарование. И чем больше Мечик находился в отряде, тем тоньше становилась связь между ним и партизанами. Павел не использует возможностей стать частью «отрядного механизма» - их ему не раз дает Фадеев. «Разгром», проблемы которого связывают и с ролью в революции оторванной от народных корней интеллигенции, заканчивается нравственным падением героя. Он предает отряд, а осуждение собственной трусости довольно быстро сменяется радостью от того, что для него теперь закончилась «ужасная жизнь».

Левинсон

Этот персонаж начинает и завершает повествование. Роль Левинсона значительна: он способствует сплочению отряда, объединяет партизан в одно целое.

Герой интересен уже тем, что его внешность (из-за низкого роста и клином он напоминал Мечику гнома) никак не соответствовала созданному в литературе образу героического командира в кожаной куртке. Но неказистый внешний вид лишь подчеркивал незаурядность личности. Отношение к нему всех героев романа Фадеева «Разгром», анализ поступков и мыслей доказывают, что Левинсон был непререкаемым авторитетом для каждого в отряде. Никто не мог даже представить себе командира сомневающимся, он всегды служил образцом «особой, правильной породы». Даже момент, когда у мужиков отбирают последнее для спасения отряда, видится, например, Морозке не грабежом, похожим на кражу дынь, а необходимым делом. И лишь читатель становится свидетелем того, что Левинсон - это живой человек с присущими каждому страхами и неуверенностью.

Примечательно и то, что трудности лишь закаляют командира, делают его сильнее. Только такой человек, по мысли писателя, способен повести за собой людей.

Идея романа, какой ее видел Фадеев

«Разгром», содержание и тему которого во многом объясняет сам автор, показывает, как в процессе сложных исторических событий проявляется истинный характер человека.

«Огромная переделка людей» касается представителей разных возрастов и социальных групп. Одни выходят из испытаний достойно, в других обнажаются пустота и никчемность.

Сегодня произведение Фадеева воспринимается неоднозначно. Так, к бесспорным достоинствам романа можно отнести глубокий анализ психологии главных героев, тем более что это была практически первая попытка в послереволюционной литературе. Но вместе с тем трудно согласиться с мнением, что ради торжества идеи все способы хороши, даже убийство смертельно раненного Фролова. Никакие цели не могут оправдать жестокость и насилие - вот главный принцип нерушимых законов гуманизма, на которых и держится человечество.

Роман «Разгром» написан молодым Фадеевым, когда ему было 24-25 лет. Это первый роман писателя, в основу которого лёг написанный за год до этого рассказ-этюд «Метелица».

Фадеев писал о событиях, о которых знал не понаслышке. Он с 7 лет жил в Уссурийском крае, знал его природу. С 18 лет будущий писатель состоял в Особом Коммунистическом партизанском отряде, а в Гражданскую войну участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, занимая пост комиссара, был ранен.

Литературное направление и жанр

Роман относится к направлению так называемого социалистического реализма. Хотя соцреалисты считали себя наследниками реализма, называемого ими критическим, а своё направление – новым творческим методом, принципы соцреализма не вполне реалистические, а предмет их изображения далёк от реальности. В соцреализме есть элементы, близкие к классицизму, он нормативен.

Писатель-соцреалист должен был изображать правдиво и исторически конкретно действительность в её революционном развитии, попутно воспитывая читателя в духе соцреализма. На деле соцреалисты изображали только то, что не противоречило их идеям, а всё, что не вписывалось в прокрустово ложе соцреализма, не существовало для искусства. Например, Фадеева вовсе не интересуют человеческие качества японцев или казаков. Это враги, которых нужно убивать. Схваченный казак рыдает, враг не может проявлять мужество, как схваченный Метелица. Рефлексия Мечика по поводу убитого казака – признак слабости, опасных колебаний негативного героя.

Тема, основная мысль и проблематика

Основная проблема романа – главная проблема соцреализма. Она заключается в противоречии, высказанном мысленно Левинсоном: «Какой может быть разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной и жалкой, такой немыслимо скудной жизнью». Это противоречие толкает героев соцреализма на подвиги.

Поднимается проблема отношения крестьян к войне. Кубрак – взводный, думающий больше о крестьянской страде и о еде, чем о партизанском деле. Гончаренко считает, что гордиться перед мужиками партизанам нечем, потому что в каждом «мужик сидит».

Фадеев через Левинсона поднимает философскую проблему гуманизма: Левинсон и Мечик похожи по первоначальным личностным качествам и условиям жизни, но Левинсон воспитывает в себе настоящего человека, а Мечик, потакающий своим слабостям, становится подлецом. Левинсон считает, что люди потому так ленивы и безвольны, что живут в грязи и бедности, верят в злого и глупого бога.

Сюжет и композиция

Роман небольшой по размеру, состоит из 17 глав. Действие романа начинается в тылу в июле. Отряд Левинсона уже пятую неделю стоял на отдыхе и оброс хозяйством. В начале августа пришла конная эстафета о поражении от начальника штабов партизанских отрядов. Левинсон собрался перевести отряд в деревню Шибиши, а госпиталю пока приказал оставаться на месте. Все больные постепенно ушли, остались только смертельно раненый Фролов и Мечик.

Мечик попадает в партизанский отряд Левинсона. В августе японцы заняли почти всю долину. Левинсон ведёт отряд через горы в долину, где есть хлеб и лошади. Отправленный на разведку взводный Метелица убит казаками.

Атакуя казаков, отряд Левинсона теряет людей, а у Морозки погибает конь Мишка. Ответный удар казаков теснит партизан в болото, из которого они вырываются, сделав гать. Левинсон теряет треть людей.

Уставший Левинсон доверил очередную разведку Мечику, который не подал сигнал, наткнувшись на казаков, и сам сбежал. В результате этого низкого поступка погиб Морозка, успевший дать сигнал. Левинсон прорывается через территорию врага и выезжает в мирную деревню, но в его отряде остаётся только 19 человек.

Композиция романа линейная, важное значение в ней имеют внутренние монологи героев, в основном из них читатель узнаёт о их прошлом.

Герои

Иосиф Абрамыч Левинсон – командир партизанского отряда. Он строг, но справедлив. Левинсон думает о деле и пользе, а не о внешней привлекательности. Символом такого прагматизма является его избитая японская шашка. Командир терпелив и настойчив. Он сравнивается с таёжным волком-вожаком, который водит стаю благодаря мудрости.

Глаза Левинсона глубокие, как озёра, голубые, как омуты, нездешние, видящие насквозь. Сам он маленький и неказистый на вид, «весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен».

Левинсон очень осторожен, но о его колебаниях не знает никто, кроме Сташинского. Поэтому почти всем в отряде казался «человеком особой, правильной породы», который «знает только одно – дело». Левинсон был скрытен, так что никто не знал, что его отец был беден и играл на скрипке, а сам Левинсон помогал ему торговать подержанной мебелью. Семья для Левинсона на втором месте после дела. Из двух писем – из города и от жены - Левинсон читает только первое, а второе – уже ночью. Всю жизнь он подчиняет исполнению задания письма – сохранить отряд как боевую единицу. Смысл жизни Левинсона в преодолении скудости и бедности. Он мечтает о новом прекрасном человеке. Его взгляд на вещи признан правильным и автором, который считает, что Левинсон видит все «так, как оно есть, для того чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

Левинсон – «сила, стоящая над отрядом». Как настоящий соцреалистический герой, он был убежден, что сила его правильная, поэтому для дела он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, отнял свинью – мясо на всю зиму – у рыдающего корейца.

Кубрак называет Левинсона холерой двужильной, но Левинсон всё время боится показать слабину, например, уснуть на лошади. Потеряв большинство людей, он плачет, не скрываясь, но быстро находит новый смысл жизни: жить и исполнять свои обязанности.

Бакланов – 19-летний коренастый парнишка, помощник Левинсона, во всём ему подражавший. Он не кончил ремесленного училища, в котором учился на токаря. У Бакланова бритая голова, косые и узкие, как у татарина, глаза смотрели настороженно и пытливо. Он был такой плотный и круглый, сидел на седле как пришитый. Глаза у него были коричневые и сметливые, он все схватывал на лету, тут же отделяя достойное внимание от пустяков, затем следовали практические выводы. Это драчливый и весьма добродушный парень, которого Левинсон любил поддразнивать.

Бакланов совсем ребёнок: не пьёт, не курит, а от местных принимает в угощение молоко, в которое крошит хлеб. Фадеев постоянно подчёркивает детские черты в Бакланове, например, остатки молока на верхней губе, круглое расплывшееся лицо. «Тело у него было крепкое, плотное, смуглое, точно литое, а голова круглая и добрая, как у ребенка, и мыл он ее тоже каким-то наивным ребячьим движением - поливал из ладони и растирал одной рукой».

Метелица – взводный с повреждённым оспой лицом. Он был очень живой, нравился Левинсону за «необыкновенную физическую цепкость, животную, жизненную силу, которая била в нем неиссякаемым ключом и которой самому Левинсону так не хватало. Когда он видел перед собой его быструю, всегда готовую к действию фигуру или знал, что Метелица находится где-то тут, рядом, он невольно забывал о собственной физической слабости, и ему казалось, что он может быть таким же крепким и неутомимым, как Метелица». В облике Метелицы было что-то звериное, животное.

Метелица, когда его вывели на расстрел, радовался тому, что люди будут гордиться и восхищаться им.

Морозка – ординарец Левинсона. Он шахтёр, предан делу революции. У Морозки есть жена Варя. Кажется, что Морозка любит лошадь больше, чем жену. Его жеребчик Мишка, которого Морозка называет сатаной и божьей скотинкой, удивительно похож на хозяина: «Такие же ясные, зелёно-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитёр и блудлив». Мишка был верным рабом.

Он не нуждался даже в привязи. Он появлялся, как в сказке, по разбойному свисту хозяина. Характеристики жеребца тоже сказочные: курчавый, звонкокопытый. Морозка называет его Михрюткой, то есть чёртом. Окружающие восхищаются Морозкиной посадкой на коне: «Как свечка».
Дед Морозки пахал землю, отец был шахтёром. Морозка был четвёртым ребёнком в семье, с 12 лет уже работал в шахте на сучанском роднике, пил водку и ругался. В юности Морозка во время стачки был посажен в полицейский участок, но не выдал зачинщиков. В армии Морозка попал в кавалерию, был шесть раз ранен и дважды контужен.

Морозка бесстрашно спасает раненого Мечика, рискуя жизнью ради незнакомого человека, хотя Мечик ему и не понравился.

Гончаренко на сходке, осуждая Морозку за кражу дынь, вспоминает, что они с ним весь Уссурийский фронт прошли на передовых и подчёркивает, что Морозка свой парень – не выдаст, не продаст. Шахтёр Дубов тоже подтверждает, что они с Морозкой «в одной дыре коптели… третий месяц под одной шинелькой спим».

На сходке речь Морозки сумбурна, он произносит искренние слова: «Да я кровь отдам по жилке за каждого». Для Морозки страх быть выгнанным из отряда сильнее, чем горечь расставания с женой. Он просит пустить его во взвод, а ординарцем назначить Ефимку.

Морозка знал, что его жена гуляет, но «относился к этому с полным безразличием», никогда не чувствовал себя семейным человеком. Морозку обижает, что Вера влюблена в Мечика, маменькиного сынка, чистенького. И предчувствия не оправдали Морозку – Мечик оказался предателем и стал причиной смерти не только Морозки, но и большинства членов отряда.

Павел Мечик – романтик и идеалист, носит в кармане портрет нежной кудрявой девушки. Лицо у Мечика бледное, безусое, чистенькое. Морозка называет его сопливым и желторотым, занудой.

О романтизме Мечика свидетельствует и его желание романтических приключений. Он был ранен через 3 недели после того как отправился к партизанам. Он шёл в отряд с хорошим, наивным, искренним чувством. Прежде чем стать своим в партизанском отряде, Мечик был по ошибке избит. Партизаны смеялись над интеллигентным Мечиком, над его городским пиджаком и правильной речью. А романтика Мечика развеялась, когда он увидел, каковы партизаны на самом деле, как они воруют друг у друга, дерутся и ругаются. Он научился огрызаться, не бояться людей, загорел и опустился в одежде, внешне сравнявшись со всеми.

Мечик склонен к рефлексии. Все, о чем думал Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть.

Подлость Мечика проявляется даже по отношению к коню. Ему достаётся неказистая кобыла Зючиха, о которой он вовсе не заботится, желая её смерти. За это во взводе его считают лодырем и задавалой. Мечик сходится с таким же «интеллигентом» сплетником Чижом, который учит его отлынивать от обязанностей.

Проведя всего полчаса в карауле, Мечик понял, что хочет уйти из отряда и вести «счастливую, беззаботную и единственно возможную жизнь в городе», от которой когда-то бежал в партизаны. Когда Мечик делится с Левинсоном своими сомнениями, Левинсон про себя называет его непроходимым путаником, ленивым и безвольным человеком, никчемным пустоцветом.

Эти качества сполна проявляются, когда Мечик убегает, не дав сигнала об опасности. Но, даже совершив поступок, в результате которого погибло множество людей, Мечик отстраняется от него: «Что я наделал, как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла». Мысли его жалки, он подл и не способен убит себя, потому что больше всего на свете любит себя. Последний жест Мечика – выбрасывание оружия в кусты, его отказ от участия в войне – циничен, потому что уже привёл к гибели почти всего партизанского отряда.

Подрывник Гончаренко- противоположность Мечика. В его жизни нет места ненужным и праздным мыслям. Его большие узловатые руки жадны к работе, он был«свой в доску», он «мог понимать», он «сознавал», а кроме того, он не был пустословом, праздным человеком.

Доктор Сташинский - «сухой, высокий, негнущийся мужчина в сером больничном халате». У него костлявые, жёсткие ладони, «длинное и жёлто лицо с глубоко запавшими блестящими глазами». Кажется, что он смотрит на раненого безразлично, с тоской. Он рискует жизнью в партизанском отряде, потому что считает это своим долгом. Его блестящие чёрные глаза смотрят издалека и тоскливо, «будто вобрали всю бессловесную тоску по людям».

Варя – жена Морозки, на которой он женился как будто случайно. Она «милосердная сестра», которая общивала и обмывала весь лазарет. В ней чувствовалась «большущая любовь к людям». Её фигура спокойная и мягкая, у девушки тяжёлые золотисто-русые пушистые косы, дымчатые глаза, тёплые смуглые руки. Варя вызывает у Мечика чувство «всеобъемлющей, почти безграничной доброты и нежности»: «Она была немножко сутула и бледна, а руки ее излишне велики для женщины. Но ходила она какой-то особенной, неплавной, сильной походкой, и голос ее всегда что-то обещал».

Старичок Пика называет Варю блудливой, ласковой, такой, что не может никому отказать. Варя говорит о пристающих к ней мужчинах метко: «Вы все тут на одну колодку», «лезут, как мухи на мёд, кобели рваные». Она исполняет свои обязанности будто по долгу службы, даже не пытаясь сопротивляться.

Варя влюбляется в Мечика, потому что тот робкий, и дарит некурящему Мечику вышитый кисет. Она упрекает Морозку, что тот не сделал ей за 3 года ребёнка. Сташинский понимает, что Варя не может заменить всему отряду мать и жену.

Фролов, смертельно раненый партизан, пробуждает в партизанах совесть, его взгляд «пуст и тускл, как у мёртвого». Герои романа проверяются отношением к Фролову. Левинсон – железный человек, который берёт на себя ответственность, убивая безнадёжно больного Фролова перед тем как тронуться в путь. Мечик считает этот поступок неправильным. Фадеев показывает, что жертвы, которые приносит Левинсон, неизбежны, а Мечик только рассуждает о человечности, поступая бесчеловечно.

Художественное своеобразие

В первом издании в романе было гораздо больше ругательств, которые Фадеев ввёл для натуралистической передачи речи партизан и шахтёров. В последующих изданиях остались самые мягкие ругательства: дурак, трепло сучанское, калека, вертило немазаное.

Метафоры и сравнения в романе простые и ясные, но яркие. Например, образ рыбы, пойманной председателем Рябцом – символ внутреннего мира Рябца: «Рыба билась у ног, как сердце от невысказанных, вскипающих слов», рыба «в муках билась предсмертным биением».

Метафорически показано воздействие на отряд речи Левинсона: «Последние его слова хлестнули сразу развернутой пружиной так, что каждый вдруг почувствовал себя захваченным врасплох цыпленком, которого душат в темноте неумолимые железные пальцы».

Пейзажи в романе сжатые, но ёмкие: «По мглистым нехоженым тропам Млечного Пути в смятении бежали звезды».

Пейзажи часто контрастируют с состоянием людей, которые не чувствуют этой сияющей, светлой, чистой красоты.

Фадеев метафорически описывает внешность и внутренний мир героев: глаза Вари «чуткие, как дым», а мысли Мечека лёгкие, тают сами собой, «как розово-тихие облака над таёжной прогалиной».

>Сочинения по произведению Разгром

Проблема гуманизма

События в романе «Разгром» относятся к первой половине 1920-х годов. Это были первые годы после Октябрьской революции. А. А. Фадеев в своем произведении наглядно показал, как в этот период происходил «отбор человеческого материала». Революция сметала все на своем пути, что было не способно к борьбе. То, что случайно оказывалось в лагере революции, быстро отсеивалось. Наряду с этим происходило изменение сознания людей. Ради идеи они смело шли на смерть. Такая постановка проблем гуманизма тесно связана с отношением людей друг к другу.

Одним из главных героев романа был командир отряда партизан – Левинсон . Это был авторитетный человек, которого уважали все бойцы в отряде. Несмотря на свой строгий нрав, он общался с ординарцами демократично и по-дружески. Сам он готов был пожертвовать собственным здоровьем во благо народа, а интересы своих бойцов ставил превыше всего. Левинсон не переносил фальши и трусости. Он не позволял в своем отряде всяческих унижений или превосходства одного человека над другим. Он был вдохновлен идеями равенства и гуманизма. После прочтения романа, складывается ощущение, что в этом персонаже Фадеев собрал лучшие человеческие качества.

Другим главным персонажем является раненный партизан из соседнего отряда – Павел Мечик . Идеи гуманизма этого героя довольно расплывчаты. Сам он был из города, а в партизаны пошел за приключениями и подвигами. К сожалению, его мечтам не суждено было сбыться, так как по натуре он был трусоват, ленив и нелюдим. Когда его выходили в отряде Левинсона и приняли как своего, он все равно видел во всех врагов и не мог никак прижиться. В его сознании правдивой была только одна идея гуманизма: «Не убий!». Поэтому, зная, что тяжелобольного Фролова хотят усыпить, чтобы не брать с собой в отступление, он хотел этому помешать, даже если эта задержка отряда могла оказаться гибельной для всех. Но все это делается, ни ради спасения другого человека, а ради того, чтобы не замарать собственную совесть. Так он поступил и в конце романа. Предав весь отряд, он переживал не из-за людей, а из-за того, что пришлось совершить поступок, противоречащий всему тому хорошему, что он находил в себе.

Олицетворением массы рядовых пролетариев стал герой Иван Морозка . Такие люди, как он, составляли основную массу бойцов во время революции и проходили через школу жизни, приобретая неоценимый опыт. После службы в отряде, он полностью переоценил свою прежнюю жизнь и изменился к лучшему. Например, он перестал воровать, стал хорошим товарищем и соратником своим ординарцам, проявил себя как умелый организатор и преданный человек. Он больше не был тем бездумным, горячим и озорным молодым человеком, каким попал в лагерь. Он старался стать на верный путь, по которому шли его старшие товарищи: Бакланов, Левинсон, Дубов. Именно революция сделала из него человека мыслящего и гуманного.

В социально-психологическом романе «Разгром» автор рассказывает о годах Гражданской войны. Композиция и сюжет произведения построены таким образом, чтобы можно было ярко и полно показать ростки нового сознания в душах бойцов партизанского отряда. По мнению автора, это неизбежный результат революционных событий. Фадеев, доказывая эту идею, соединил два различных жанра - эпопею и роман. Поэтому и сюжет произведения получился очень разветвленным, в котором переплетаются различные характеры и события.

Предпосылки создания романа

Александр Фадеев стал писателем «нового времени». Для отображения действительности он пытался показать соответствующее настроение и вводил новые образы в литературу. Задачей писателя было создать героя революции, который был бы понятен новому, в основном малограмотному, читателю. По замыслу, мысли и язык книги должны были быть доступны людям, не имеющим достаточного образования. По-иному нужно было подойти и к вопросам духовных ценностей, в другом ракурсе представить и такие понятия, как гуманизм, любовь, верность, долг, борьба, героизм.

Дата написания

В этот переломный для страны момент, с 1924 по 1926 год, Александр Фадеев пишет роман «Разгром», который «вырос» из рассказа «Метелица». Писатели, посвятившие свои творения Гражданской войне, пытались как-то «сгладить» острые углы, сдерживали своих героев, не давая им опуститься до предела. У Фадеева же, напротив, герои бывают беспощадными, бесчестными и жестокими. Ужасные условия, в которых они находятся, его персонажи оправдывают тем, что это служит защите и победе революции. Служением высшей идее они оправдывают все поступки и преступления, уверяя себя, что цель оправдывает средства. Такими моральными принципами и руководствуются герои Фадеева.

Идея романа

Основную идею произведения «Разгром» Фадеев определил примерно так: «В войне происходит закалка людей. Неспособное бороться отсеивается». Конечно, с позиции сегодняшнего дня, такая оценка Гражданской войны несправедлива. Но несомненной заслугой автора является то, что он сумел показать Гражданскую войну изнутри. И на первом плане его романа не военные действия, а человек. Не случайно для описания автор выбрал время, когда отряд разгромлен. Фадеев хотел показать не только успехи, но и неудачи Красной армии. В драматических событиях характеры людей раскрываются наиболее глубоко. Такова история создания «Разгрома» Фадеева.

Тема произведения

Действие романа происходит на Дальнем Востоке, где в те годы воевал и сам автор. Но на первом плане не историческая составляющая, а социально-психологические проблемы. Партизанский отряд, война - только фон для отображения внутреннего мира героев, внутренних конфликтов и психологии. Сюжет романа очень сложен, и за короткий промежуток - от начала разгрома и до прорыва - вырисовываются различные характеры героев, а также отношение к ним автора. Несколько фигур - Левинсон, Морозка, Метелица и Мечик - занимают центральное место в произведении Фадеева «Разгром».

Характеристику героев рассмотрим более подробно. Все они находятся в равных условиях, что наиболее точно позволяет судить о характерах этих персонажей и их поступках.

Командир отряда

Левинсон - истинный герой времени. Он является в романе воплощением героического. Родился и вырос в рабоче-крестьянской среде и всю свою жизнь посвятил служению народу. В душе этого человека живет мечта о светлом и сильном человеке - именно таким, по его представлению, и должен быть новый человек революции. Командир отряда - человек долга, «особый», холодный и непоколебимый, «правильной породы», ставящий только дело превыше всего. Он знал, что люди пойдут за сильным и уверенным человеком. И он умел им быть.

Левинсон быстро принимает решения, действует уверенно, ни с кем не делится своими чувствами и мыслями, «преподносит готовые да или нет». Его героизм основан на непоколебимой вере в свои идеалы; конечной целью оправдана «даже смерть». Эта уверенность и дает ему моральное право на жестокие приказы. Ради великой идеи можно многое допустить: отобрать единственную свинью у корейской семьи с шестью детьми (в конце концов, не за их ли будущее сражается отряд?); отравить раненого товарища, иначе он затормозит отступление отряда...

Но Левинсону непросто оставаться холодным и неприступным: он страдает, узнав об убийстве Фролова, не скрывает слез, когда узнает о смерти молодого Бакланова. Ему жаль и корейца, и его детей, и своих, страдающих от цинги и малокровия, но он не останавливается ни перед чем, главное для него - выполнять задание большевистского центра. Он думает о будущем и настоящем: «Как можно говорить о прекрасном человеке, если миллионы людей вынуждены жить невыносимо скудной и жалкой жизнью?»

Метелица

Выделяется в произведении и бывший пастух Метелица. Гордость всего отряда - взводный Метелица, которого командир ценит за «необыкновенную цепкость» и «жизненную силу». В число основных героев он выдвинулся только к середине романа. Автор объяснил это тем, что увидел необходимость раскрыть более подробно характер этого героя. Перекраивать роман было поздно, и эпизод с этим персонажем несколько нарушил гармоничность повествования. Метелица явно симпатичен автору произведения «Разгром» - Александру Александровичу Фадееву. Во-первых, это видно по внешнему виду героя: стройный богатырь, в нем била «необыкновенная ценность» и «жизненная сила». Во-вторых, образ жизни героя - живет, как хочется, ни в чем себя не ограничивает, горячий, смелый и решительный человек. В-третьих, поступки Метелицы доказывают положительную индивидуальность этого героя: он бесстрашно ходит в разведку, достойно ведет себя в плену, ради других принимает смерть. Он смел и решителен.

Находясь в плену, Метелица спокойно размышляет о смерти и желает только одного - умереть достойно. Он держится гордо и независимо и бросается на спасение пастушонка, который не захотел выдать разведчика белым. Храбрость Метелицы восхищает окружающих. Таким был он и до войны, в трудовой жизни, а революция помогла герою не растерять свои лучшие качества. В романе он - как дополнение Левинсона: решительность Метелицы как бы дополняет сомнения и опыт командира. Это видно из того, как ловко командир подменяет стремительный план Метелицы более осторожным и спокойным. Попав в плен, он понимает безвыходность своего положения. Но ведет себя как настоящий герой и хочет показать тем, кто будет его убивать, что «не боится и презирает их». По мнению автора, новый герой и должен быть проникнут классовой ненавистью, которая способна из рядового бойца сделать настоящего героя.

Морозка

Иван Морозов или, как его называют, Морозка, не искал в жизни легких путей. Это разбитной и болтливый парень лет двадцати семи, шахтер. Он всегда шел давно выверенными тропами. Морозка испытывает сострадание к Мечику и спасает его. Морозка проявил храбрость, но все же считал Мечика каким-то «чистеньким» и презирал этого человека. Парня сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика, он возмущенно вопрошает: «И в кого? В энтого, маминова?» И с презрением называет соперника «желторотым», от боли и от злости. В личных отношениях он терпит крах. Ближе Вари у Ивана никого нет, поэтому он ищет спасение в отряде, у своих товарищей.

Когда он крадет дыни, он очень боится, что за этот проступок его выгонят из отряда. Для него даже мысль об этом невыносима, настолько тесно он живет жизнью отряда, сжился с этими людьми. Да и идти ему некуда. На собрании говорит, что за каждого из них «по капельке» кровь свою «отдал бы» не сомневаясь. Он уважает своих командиров - Левинсона, Дубова, Бакланова - и пытается им подражать. Они так же видели в парне не только хорошего бойца, но и добродушного, отзывчивого человека, и во всем его поддерживали и доверяли. В последнюю разведку отправили именно его. И Морозка оправдывает их доверие - ценой своей жизни он предупреждает своих товарищей об опасности. Даже в последние минуты он думает о других. Вот за это и любит Фадеев главного героя «Разгрома» - за преданность и отвагу, за доброту, ведь не стал Морозка мстить Мечику за Варю.

Мечик

Героическим образам Морозки и Метелицы противопоставлен образ Мечика. Это девятнадцатилетний юноша, который пришел в отряд добровольно, чтобы потешить свое тщеславие. Чтобы проявить себя хоть как-то, он рвется в самые горячие места. С членами отряда ему сблизиться не удается, потому что любит он прежде всего себя. У него появилась мысль о дезертирстве, хотя никто его в отряд не гнал - он пришел сам. Это означает только одно: он пришел сюда не служить делу, а просто покрасоваться своей доблестью. Он и стоит как бы в стороне от остальных. И когда он дезертирует, читатель не удивляется.

Левинсон называет Мечика слабым и ленивым, «никчемным пустоцветом». Он заслужил такое отношение. Эгоист, который ценит себя высоко, никак не подтверждает этого поступками. В решительные моменты он, сам того не осознавая, поступает подло. Его эгоистичная натура раскрылась уже тогда, когда он позволил наступить на фотографию девушки, и сам же затем порвал ее. Он рассердился на свою лошадь за непривлекательный вид и перестал ухаживать за животным, обрекая на непригодность. Именно Мечик виноват в смерти Морозки. Страшно то, что после предательства его мучает мысль не о гибели друзей, а о том, что он, Мечик, «испачкал» свою незапятнанную душу.

И все же в романе Александра Фадеева «Разгром» он не есть воплощение зла. Скорее всего, причина его неудач в том, что Мечик - выходец из другого социального слоя, представитель «гнилой интеллигенции». Ему не привиты черты, присущие другим членам отряда, которые в большинстве своем выходцы из народа, - грубые, смелые, преданные народу и любящие его. В Мечике живо стремление к прекрасному. Его потрясла смерть Фролова. Он неопытен, юн и боится не понравиться тем, среди кого ему предстоит жить. Возможно, это заставляет его поступать так неестественно.

Товарищи по оружию

Продолжая анализ «Разгрома» Фадеева, познакомимся с членами отряда. Те, кто окружает Левинсона, такие же преданные идее люди. Его помощник Бакланов во всем подражает командиру. Взводный Дубов, бывший шахтер, честный и преданный человек, которого можно отправить на самые ответственные участки. Подрывник Гончаренко - проницательный и надежный красноармеец.

Рядовые товарищи Левинсона знают свою внутреннюю силу, но, обремененные ежедневной суетой, «чувствуют свою слабость» и «передоверяют» себя более сильным товарищам вроде Бакланова, Дубова, Левинсона. Как показал анализ «Разгрома», Фадеев, чтобы ярче высветить в персонажах героическое, создает антигероические образы, такие как Чиж и Мечик. Они рады увильнуть «от дневальства, от кухни», отступить или предать, они всегда такие «чистенькие» и «с правильной речью».

Сюжет романа

Продолжаем анализ «Разгрома» Фадеева. Эпический сюжет романа строится на рассказе о разгроме партизанского отряда. В экспозиции - передышка в войне на Дальнем Востоке, когда партизанский отряд расположился на отдых. Завязкой произведения служит получение из штаба пакета с указанием - «сохранить небольшие, но крепкие боевые единицы». Развитием действия в произведении служат маневры отряда, который отрывается от преследующих его колчаковцев и японцев. Кольцо окружения непоправимо сжимается, и кульминационной сценой в романе является ночной бой на болоте, в котором проверяется, кто и что собой представляет. Сразу за кульминацией следует развязка - остатки отряда, выбравшись из болот, попадают в засаду и почти все погибают под пулеметным огнем. В живых остаются только девятнадцать бойцов.

Композиция произведения

Завершая анализ «Разгрома» Фадеева, рассмотрим композицию романа, которая имеет некоторые особенности. Одна из них - неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах - кульминация и развязка. Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» - это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы. Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.

Например, предысторию Морозки вводит в тот момент, когда он едет с пакетом в отряд Шалдыбы. Вот эту событийную паузу, пока ординарец едет, автор и заполняет рассказом о прошлой жизни героя. Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными. Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава - это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.

Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.

Нравственные проблемы в романе “Разгром”
Роман “Разгром” называют первой и последней удачей Фадеева. Судьба писателя сложилась драматично: после удачного литературного дебюта он стал советским функционером, растратил силы и талант на службе у партии. Однако “Разгром”,опубликованный в 1927 году,- действительно талантливое произведение.

Роман показал, что на материале гражданской войны тоже можно создавать психологическую прозу, что советским писателям есть чему учиться у классиков.

Действие в романе “Разгром”

Происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием “Миколашки”,Колчака, японцев и максима –

Листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами.

Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.

Поскольку главное для автора-внутренний мир героев, событий в романе очень мало. Завязка действия возникает лишь в шестой главе, когда командир отряда Левинсон получает письмо от Седого. Отряд приходит в движение, получают объяснение слова повествователя в третьей главе:”Трудный крестный путь лежал впереди”. На этих “путях-дорогах”(заглавие двенадцатой главы) партизан ждут вода, огонь, ночь, тайга, враги-как внешние преграды, так и внутренние препятствия и конфликты.

Действие романа строится на сюжете преодоления и сюжете испытания.

В сюжете испытания крупным планом даны два эпизода с корейцем и раненым Фроловым. Чувствуя за собой полтораста голодных ртов, Левинсон с болью в сердце конфискует свинью корейца, понимая, что обрекает его и его семью на голодную смерть. Не первый раз в русской литературе встает вопрос о том, что тяжелее на весах человечности: жизнь одного или жизнь многих.

Раскольников в романе Достоевского “Преступление и наказание” пытался свести проблемы нравственности к простой арифметике и убедился, что никто не вправе лишать другого жизни, даже если смерть ничтожнейшего и бесполезнейшего повлечет за собой благоденствие многих. Фадеев вновь обращается к этой ситуации и ставит своего героя на место Раскольникова, предоставляя ему право выбора.

По приказу Левинсона врач Сташинский дает яд смертельно раненому партизану Фролову. Тот воспринимает смерть как долгожданное избавление, как последний человеческий поступок по отношению к себе. При описании отравления Фролова Фадеев фиксирует нервную, истерическую реакцию Мечика, не приемлющего такого открытого убийства. В обоих эпизодах Фадеев воспроизводит этически неразрешимую ситуацию.

В романе царят законы военного времени. Фролов обречен: он или умрет, или будет убит врагом. Выбор, который делает Левинсон, в таком случае предстоит не между добром и злом, а между двумя видами зла, причем даже неясно, какое из них-меньше. То же самое можно сказать и об эпизоде со свиньей корейца.

Жалость Мечика понятна, но неконструктивна. Романтик, интеллигент, он чувствует там, где надо что-то делать, выбирать.

Возможно, именно неумение выбирать, брать ответственность за поступок на себя приводит Мечика к предательству. В критической ситуации встречи с врагом лицом к лицу именно Мечик, а не бесшабашный разгильдяй Морозка не может пожертвовать своей жизнью и спасти товарищей. Морозка геройски погибает, как раньше это делает Метелица, а Мечик спасает себя.

Никакие красивые фразы не оправдают теперь его в собственных глазах.

Итак, всего полторы сотни страниц потребовалось Фадееву, чтобы воссоздать в своем романе вечные ситуации нравственного выбора, показать, какими непростыми путями стремится человек к лучшему. Граница между добром и злом пролегает в сердце каждого фадеевского героя. И нравственная жизнь изображенных им партизан оказывается такой же сложной, как жизнь дворянских интеллигентов Льва Николаевича Толстого.


(1 votes, average: 5.00 out of 5)


Related posts:

  1. Роман “Разгром” называют первой и последней удачей Фадеева. Судьба писателя сложилась драматично: после удачного литературного дебюта он стал советским функционером, растратил силы и талант на службе у партии. Однако “Разгром”,опубликованный в 1927 году,- действительно талантливое произведение. Роман показал, что на материале гражданской войны тоже можно создавать психологическую прозу, что советским писателям есть чему учиться у […]...
  2. Морозка Иван Морозка – один из главных героев романа А. А. Фадеева “Разгром”, смелый и отчаянный ординарец из отряда Левинсона, бывший шахтер 27 лет. Внешне это был приземистый парень с ясными, зелено-карими глазами, а по натуре простовато-хитрый и бесшабашный. Все он в жизни делал необдуманно и сгоряча. Даже женился на блудливой Варе, которая теперь работала […]...
  3. Мечик Павел Мечик – один из героев романа А. А. Фадеева “Разгром”, молодой и интеллигентный человек, окончивший гимназию в городе. В этом персонаже много незрелых черт. В партизанский отряд он попадает в поисках приключений и подвигов, однако быстро разочаровывается в своем выборе. Как оказалось, окружающие люди совсем не похожи на тех героев, которых рисовало его […]...
  4. Вопросы гуманизма – уважения к человеку – интересовали людей давно, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстремальных для человечества ситуациях, и прежде всего во время гражданской войны, когда грандиозное столкновение двух идеологий поставило человеческую жизнь на фань гибели, не говоря уже о таких “мелочах”, как душа, которая вообще […]...
  5. В основу событий романа А. Фадеева “Разгром” положен реальный исторический факт – разгром партизанского отряда на Дальнем Востоке Хотелось бы отметить новый подход Фадеева к освещению темы революции и гражданской войны. Дело в том, что подавляющее большинство писателей в 20-е года ХХ века стремились подчеркнуть героические моменты гражданской войны, Фадеев же не побоялся показать уязвимость […]...
  6. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ФАДЕЕВ (1901-1956) Родился писатель в городе Кимры Тверской губернии в семье профессиональных революционеров. В 1908 году семья переехала на Дальний Восток, где Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище. Сблизился с большевиками и стал вести агитационную работу среди учащихся, сотрудничал с большевистской газетой “Красное знамя”. В 1924 году был направлен на партийную и литературную […]...
  7. Ординарец Морозка получает приказ от командира партизанского отряда Левинсона отвезти в другой отряд пакет. Ординарцу не хочется ехать, поэтому он выносит предложение заменить себя кем-нибудь другим. На это Левинсон говорит Морозке сдать оружие и навсегда покинуть отряд. Услышав такие слова, Морозка замечает, что “уйтить из отряда” ему нельзя, а потому он берет письмо и пускается […]...
  8. Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу сдать оружие и отправляться на все четыре стороны. Морозка, одумавшись, берет письмо и отправляется в путь, заметив, что “уйтить из отряда” ему никак нельзя. Далее следует предыстория Морозки, который был […]...
  9. (1901 – 1956) Александр Александрович Фадеев родился в городе Кимры Тверской губернии в семье сельского учителя. Вырос на Дальнем Востоке у отчима, учился в коммерческом училище во Владивостоке. В 1918 г. вступил в партию большевиков, участвовал в гражданской войне. В 1921 г. поступил в Московскую горную академию, в 1923 г. опубликовал свой первый рассказ. В […]...
  10. К лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов относится роман “Разгром”. “Я могу их определить так, – говорил Фадеев. – Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из […]...
  11. А. Фадеев в романе “Разгром” (1927 г.) впервые в советской ли­тературе основное внимание сосредоточил на изображении внутреннего мира вымышленных героев – рядовых участников ре­волюции и гражданской войны. Решению этой задачи подчинено в романе все – от выбора ситуации, особенностей построения произведения до приемов психологического анализа. Рассказывая о партизанском движении на Дальнем Востоке в годы гражданской […]...
  12. Где свой, где чужой, Белым был – красным стал Кровь обагрила, Красным был – белым стал Смерть побелила. Краткое содержание романа А. А Фадеева “Разгром” 1. МОРОЗКА Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Морозке, приказывая отвезти его к командиру другого отряда Шалдыбе, но Морозке ехать не хочется, он отнекивается и пререкается с командиром. […]...
  13. Читая роман А. А. Фадеева “Разгром”, мы невольно начинаем задумываться о том, какой же человек больше нужен России: думающий, образованный, интеллигентный или же беспрекословный исполнитель чужой воли. Желая разобраться в этом, я перечитываю роман А. А. Фадеева “Разгром”, в котором автор на примере главного героя гимназиста Паши Мечика затрагивает эту проблему. Мечик весьма смутно представлял […]...
  14. Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала… Все неспособное бороться отсеивается… Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, что он показал гражданскую войну изнутри. Автор выдвигает на первый план не военные действия, а […]...
  15. С победой молодой Советской республики новая жизнь стихийно ворвалась в искусство. Тема отшумевшей войны казалась главной в творчестве советских писателей. Писать о Гражданской войне значило писать о революции, о новой жизни, о новой эпохе, о новом человеке. “Разгром” был задуман в первые послеоктябрьские годы, потому что еще свежи были воспоминания о событиях Гражданской войны на […]...
  16. Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили в известной степени итоговый характер. В 1927 году вышли два романа: “Разгром” Фадеева и “Белая гвардия” М. Булгакова. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали в разным направлениям в русской литературе двадцатых годов. Булгаков продолжал […]...
  17. “Разгром” (1927) – социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах бойцов маленького партизанского отряда – таков, по мнению Фадеева, закономерный результат революционных событий. Доказывая эту идею, писатель сознательно соединил два различных принципа изображения – эпопейный (рассказ о народе) […]...
  18. Гражданская война после распада СССР оставила свой след во многих республиках бывшего союза, сейчас там проходят так называемые бархатные революции. В таких случаях пригождается опыт истории, ведь была уже одна гражданская война, унесшая десятки миллионов жертв. Мы перечитываем сегодня произведения о ней и стараемся найти ответы на сегодняшние вопросы в далеком прошлом, чтобы не повторить […]...
  19. Есть ли на свете мальчишка, который бы не мечтал стать сильным, мужественным, готовым без стона снести любые муки?.. Лично на меня, когда мне было лет одиннадцать, огромное впечатление произвел роман Николая Островского, а жизнь этого писателя-мученика неразрывно связан с образом Павки. Любимыми стали книги, которыми восхищался Корчагин. Разумеется, я мечтал стать похожим на него. С […]...
  20. В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на […]...
  21. Роман Фадеева “Рзгром” – талантливое произведение, художественное воплощение и развитие традиций Льва Толстого и Максима Горького. Роман посвящен событиям гражданской войны, но писателя волнуют не боевые действия, а внутренняя жизнь человека в эпоху революционной ломки мира. Фадеев так определил концепцию произведения: “Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала”. В нашу эпоху, […]...
  22. Мечик – один из главных героев романа А. Фадеева “Разгром”. Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного бесшабашный Морозка спасает его от неминуемой смерти. Первая характеристика, которую дает писатель герою, очень лаконичная и точная: “чистенький”. Фадеев пишет: ” – Больно, ой… бо-больно!.. – стонал раненый, когда ординарец перебрасывал его через седло. Лицо […]...
  23. Александр Александрович Фадеев – писатель, чья биография очень тесно связана с историей нашего государства: революция, Гражданская война, война Отечественная. Роман “Разгром” относится к лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов. Это лиро-эпическое произведение, где описания и переживания слиты в многозначительных подробностях, где даже пейзажи по-своему романтичны, эмоциональны. Фадеев ориентировался на толстовское восприятие фразы в романе, на […]...
  24. Роман А. Фадеева “Разгром” повествует об одном из эпизодов партизанского движения во время гражданской войны. В центре его внимания три основных образа. Во главе отряда стоит Левинсон. Образ красного командира Левинсона – своего рода открытие Фадеева: налицо его новаторство в изображении коммуниста. Прежде всего, Левинсон не обладает внешней красивостью и физической мощью: “Он был такой […]...
  25. Роман “Герой нашего времени” – первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман – это портрет “не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”. Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания. Это были тяжелые […]...
  26. ФАДЕЕВ Александр Александрович (1901 – 1956), прозаик. Родился 11 декабря (24 н. с.) в городе Кирмы Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе. Большая часть детства и юности связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем, куда родители переселились в 1908. Любовь к этому краю Фадеев пронес через […]...
  27. Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому че- ловек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым, и диким, низмен- ным в своих инстинктах, Аристотель Ч. Айтматов – сын киргизского народа, один из ведущих писателей нашей современ- ности. Его роман “Плаха” […]...
  28. Роман А. А. Фадеева “Разгром”, посвященный событиям гражданской войны на Дальнем Востоке, воспроизводит очень драматическую ситуацию: тяжелое поражение партизанского отряда. Но произведение это глубоко оптимистично, так как ярко передает силу и непобедимость революционного дела. Воссоздавая исторические картины революционной борьбы, автор раскрыл самый характер этой борьбы, ее значение для судьбы народа, государства, показал, как в огне […]...
  29. Мечик является одним из главных героев романа Фадеева “Разгром”. В отряд Мечика привели романтические представления о революционной борьбе, о партизанах. Эти иллюзии отделяют его от остальных. Герой разочаровывается, отчаяние его настигает, он хочет бежать, хотя бегство кажется ему мучительным, так как “несмываемо-грязное, отвратительно пятно этого поступка противоречило всему хорошему и чистому, что он находил в […]...
  30. В основу событий романа А. Фадеева “Разгром” положен реальный исторический факт – разгром партизанского отряда на Дальнем Востоке. Во главе отряда стоит Левинсон. Образ этого красного командира – своего рода открытие Фадеева. Налицо его новаторство в изображении коммуниста. Прежде всего, Левинсон не обладает внешней красотой и физической мощью: “Он был такой маленький, неказистый на вид […]...
  31. Основную идею романа “Разгром” А. Фаде- ев определил так: “В гражданской войне про- исходит отбор человеческого материала… Все неспособное бороться отсеивается… Происхо- дит переделка людей”. Насколько бы противо- речивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомнен- ной заслугой Фадеева является то, что он по- казал гражданскую войну изнутри. Автор вы- двигает […]...
  32. Большое место в литературе 70-80-х годов XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. Ясно прослеживается, что возрастание интереса к нравственным проблемам сочетается с усложнением самих нравственных поисков. В этом плане очень значительно, с моей точки зрения, творчество […]...
  33. (НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) Вопросы нравственности, борьбы добра со злом – веч­ны. В любой литературе мы найдем произведения, в кото­рых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев ми­ровой литературы. Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали […]...
  34. Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он […]...
  35. Ч. Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе “Плаха” он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые требуют своего осмысления и выражения в слове. Этот роман – крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, […]...
  36. Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Писатель как бы “рисует” картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни любого человека. Все рассказы написаны простым “народным” языком, возможно, поэтому они так легко читаются. За чтением порой не замечаешь, как перевоплощаешься в образы […]...
  37. А. А. ФАДЕЕВ РАЗГРОМ Ординарец Морозка по приказанию командира партизанского отряда Левинсона должен отвезти пакет в другой отряд. Ему очень не хочется ехать. Но Левинсон в этом случае может приказать Морозке сдать оружие. Тогда партизан все-таки решает отправиться в путь, чтобы передать письмо. Левинсон – сын торговца подержанной мебелью. Он очень терпелив и настойчив. Морозка […]...
  38. Почти все мастера слова начала 20-х гг. посвящали свои произведения актуальной теме гражданской войны. Главным героем в этих творениях выступает народ. Ведущим конфликтом служила классовая борьба двух миров: “белых” и “красных”. Романы Д. Фурманова “Чапаев” (1926 г.) о людях известной 25-й Чапаевской дивизии и о легендарном герое революции Василие Ивановиче Чапаеве; А. Серафимовича “Железный поток” […]...
Поделиться: