Жак-ив кусто и его подводный мир. Жак Ив Кусто — человек, который открыл подводный мир для всех Жак ив кусто сообщение

Жак-Ив - известный океанограф, фотограф, изобретатель (в том числе и первого акваланга), техник. Кроме того, этот человек является автором множества фильмов и книг. О том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, мы и поговорим сегодня.

Происхождение, детство

Будущий исследователь океана родился 11 июня 1910 года во Франции (г. Сен-Андре-де-Кюбзак). Отцом Жак-Ива был адвокат. Кусто еще в юности совершил множество путешествий и с раннего детства научился плавать. Однако из-за болезни он сильно похудел, поэтому врач не рекомендовал мальчику большие физические нагрузки.

Семья Кусто с 1920 по 1922 год жила и работала в Соединенных Штатах. Здесь Жак-Ив выучил английский язык. Весьма насыщенными были для Кусто эти годы жизни. Жак-Ив Кусто проявил большой интерес к дизайну и механике. В летнем лагере скаутов будущий изобретатель совершил первые свои погружения. Вернувшись во Францию, он приобрел первую кинокамеру, а также сконструировал автомобиль с питанием от батарей.

Обучение в академии, путешествия

К началу 1930-х годов относится обучение Жак-Ива во французской Военно-морской академии. Ему повезло, так как его группа отправилась в кругосветное путешествие на корабле "Жанна д"Арк". Через некоторое время по распределению Жак-Ив Кусто попал в Шанхай, на военно-морскую базу. Пару лет спустя он побывал также в СССР. В Советском Союзе Жак-Ив много фотографировал, однако практически все снимки были у него изъяты.

Авария, работа инструктором, женитьба

Кусто в молодости хотел стать пилотом после завершения обучения в Академии морской авиации. Однако он попал в серьезную автомобильную аварию и получил множество травм, из-за чего пришлось расстаться с этой мечтой. Симоне Мелькиор, любимая девушка Жак-Ива, помогла ему выстоять. В 1936 году в целях реабилитации Кусто начал работать на крейсере "Сюфрен" инструктором. Здесь, в порту Тулон, он первый раз в жизни исследовал море в специальных очках для Жак-Ив понял, что это и есть его предназначение.

Кусто в 1937 году женился на Симоне Мелькиор (на фото выше). У них родились сыновья Филипп и Жан-Мишель.

Погружение с маской, основание кинокомпании и первые фильмы

Вместе с Филиппом Тайе и Фредериком Дюма в 1938 году Кусто погрузился в воду с трубкой, маской и ластами. Он позднее писал о первых исследованиях океана в маске, что его глазам предстало "поразительное зрелище".

Жак-Ив в начале 1940-х годов стал основателем кинокомпании под названием "Объединение акулы". В 1942 году появился 18-минутный фильм Кусто "8 метров под водой". Он стал одной из первых картин Жак-Ива о подводном мире. Кусто во время Второй мировой войны участвовал в движении сопротивления во Франции.

Изобретения Жак-Ива Кусто

Говоря о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, нельзя не рассказать о множестве его из них является создание акваланга. В 1943 году состоялось испытание первого его прототипа. И оно прошло успешно. Эта модель была разработана Жак-Ивом совместно с Эмилем Ганьяном. В 1946 году началось массовое производство аквалангов. Жак-Ив Кусто за свою жизнь также создал осветительные приборы, подводную телевизионную систему и SP350 ("ныряющее блюдце") - небольшую подводную лодку, обладающую хорошей маневренностью. Она была предназначена для научного исследования глубин океана. По поручению французского ВМФ сразу же после окончания войны Кусто основал школу водолазов-аквалангистов. Несколько позже стал главой Французского центра подводных исследований Жак-Ив Кусто.

"Калипсо"

В начале 1950-х годов морской "базой" Жак-Ива стал именно этот корабль, который ранее принадлежал Британским Королевским ВМС, но был списан. Кусто переоборудовал его в мобильную лабораторию. После этого стал осуществлять на нем исследования в океане Жак-Ив Кусто. Открытия, совершенные им на этом судне, многочисленны. Одним из первых достижений, сделанных на "Калипсо", была фотосъемка морского дна, совершенная на глубинах до 7,2 км. Жак-Ива в экспедициях нередко сопровождала супруга. А сыновья его, Филипп и Жак-Мишель, работали юнгами.

Первая книга, новые фильмы и мировая известность

К началу 1950-х годов накопил уже значительный опыт изучения океана Жак-Ив Кусто. Исследования его должны были стать достоянием общественности. Для этого Кусто совместно с Фредериком Дюма в 1953 году написал книгу под названием "В мире безмолвия". В ней впервые читателям был представлен мир океана, изучению которого посвятил многие годы жизни Жак-Ив Кусто. Снятый по мотивам этой книги фильм, вышедший в 1956 году, завоевал и "Оскара". Он сразу же принес мировую известность его авторам. Кусто в 1954 году совершил путешествие по Индийскому океану и Красному морю. Итогом этой экспедиции стал сериал, известный многим из нас, - "Одиссея команды Кусто". Вот чем знаменит Жак-Ив Кусто на весь мир. Исследователь подводного мира в 1957 году стал директором находящегося в

"Подводные дома" и "Общество Кусто"

Разработка "Подводных домов", амбициозного проекта этого исследователя, относится к 1960-м годам. Его реализацией были операция 1963 года "Преконтинент II" и 1965 года "Преконтинент III".

Но мы рассказали еще не все о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто. Этот исследователь был видным общественным деятелем. Жак-Ив в 1973 году создал некоммерческую организацию "Общество Кусто", цель которой - охрана морской среды.

Исследователь осуществлял свои экспедиции, изучая неизвестные зоны Мирового океана. Жак-Ив сконструировал новые типы судов, безопасных с точки зрения экологии. "Флот" его в 1985 году пополнился яхтой ALCYONE, которая движется благодаря электроветровой системе. В 1979 году во время съемок очередного фильма погиб младший сын Жак-Ива, Филипп.

Фонд Кусто, экспедиция в Антарктику, женитьба на Триплет

В 1981 году был создан Фонд Кусто в Париже. Спустя 9 лет исследователь отправился в экспедицию в Антарктиду. Он взял с собой шестерых детей (по одному представителю от каждого из континентов) для того, чтобы весь мир увидел, что природу Антарктики следует сохранить для молодого поколения.

В 1990 году Симона, жена Кусто, умерла от рака. Через год после ее кончины Жак-Ив женился во второй раз. Его супругой стала Франсина женщина еще до брака родила ему сына Пьера и дочь Диану.

"Калипсо-2"

"Калипсо" в 1996 году затонул в результате столкновения с баржей. Это произошло в порту Сингапура. Судно не подлежало восстановлению. Через некоторое время оно было выставлено в музее города Ла Рошель. После его поломки приступил к строительству "Калипсо-2" Жак-Ив Кусто. Биография его отмечена множеством морских экспедиций, совершенных вместе с командой на борту этого судна.

Смерть

Исследователь умер в возрасте 87 лет, 25 июня 1997 года. Смерть наступила после перенесенного респираторного заболевания, протекавшего с осложнениями. Жак-Ив скончался от инфаркта миокарда. Это произошло в Бордо (Франция). Его похоронили на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Жак-Иву было вручено множество различных наград за его исследования. Среди них особенно ценным был Орден Почетного легиона, который получил Жак-Ив Кусто. Книги его авторства, которые считаются самыми известными, следующие: "Живое море", "Жизнь и смерть кораллов", "В мире безмолвия", "Затонувшие сокровища", "Мир без солнца" и др.

Дело Жак-Ива продолжается

И сегодня работают "Команда Кусто" и "Общество Кусто" - организации, созданные им. Дети и внуки его продолжают дело исследователя, занимаясь изучением Мирового океана. Жан-Мишель, его сын, - защитник окружающей среды, исследователь, кинопродюсер, педагог. По стопам деда пошел также его внук Фабьен (на фото ниже). Он решил стать океанографом. В честь Жак-Ива в 2014 году он совершил подводную научную экспедицию продолжительностью в 31 день.

Погружение было осуществлено на станции Aquarius. Таким образом, сегодня продолжается важное для человечества дело, которое начал Жак-Ив Кусто. Биография его вдохновляет множество людей на изучение океанских глубин и защиту окружающей среды.

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.

Жак-Ив Кусто (11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция — 25 июня 1997, Париж, Франция) — знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссер, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор Ордена Почетного легиона. Известен как Капитан Кусто. Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.
Он не был конструктором, ученым, архитектором, кинематографистом. Но создал акваланг, подводную археологию, построил подводные дома и снял в океанской пучине фильмы, любимые во всем мире. Косный ученый мир высокомерно величал Кусто «океанологом-выскочкой ». А он, всегда плевавший на звания, степени и авторитеты, призывал человечество осваиваться в глубинах Мирового океана и не скрывал секрета своих ярких, авантюрных и плодотворных деяний: «Успех приносят лишь невыполнимые миссии ».
Биография

Знаменитый океанограф, безумный исследователь и бесстрашный путешественник Жак-Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак в семье исполнявшего обязанности личного секретаря одного американского миллионера Даниэля и матери Элизабет Кусто. Из-за напряженного рабочего графика Даниэля семье приходилось часто менять жилье, и в 1920 году Кусто переехали в Соединенные Штаты Америки. Жаку было некомфортно за пределами родного города — он чувствовал себя коренным французом, и родина постоянно звала его назад. Тем не менее, долгие переезды по городам имели и свои положительные стороны — мальчик мог свободно говорить на английском и немецком языках, благодаря поездкам значительно расширился его кругозор. Лето семья проводила на берегу Бискайского залива, где он мог вдоволь накупаться. Именно такое детство навсегда привило Жаку стремление побывать в каждом уголке Земли.
В 1920 году мальчик прошел конкурс во Французскую военную академию в Бресте, после чего отправился в кругосветное путешествие на корабле "Жанна д`Арк". Уже тогда открылась страсть Кусто к неизведанным глубинам океана — в каждом порту мальчик бежал к берегу и долго снимал жизнь у воды. Более того, диплом давал огромную возможность путешествовать по морским долинам, и это сильно привлекало Кусто. Еще одной страстью Жака стала видеосъемка, которая впоследствии была неотъемлемой частью его многочисленных исследований. После окончания Военной Академии он решил поступить в Академию морской авиации. Однако судьба распорядилась иначе — страшная автокатастрофа поставила жирный крест на карьере Кусто как летчика. У юноши были многочисленные переломы и частичная парализация конечностей, и в течение периода реабилитации Кусто было необходимо много времени проводить в воде, активно плавать, чтобы возвратить подвижность рук. Благодаря многочисленным тренировкам, здоровье Жака пришло в относительную норму, а сам молодой человек понял, что водная стихия — его призвание. Тогда же он начал работать инструктором на крейсере "Сюфрен". Также огромным стимулом для выздоровления стала первая настоящая любовь — Симона Мелькиор, на которой Жак женился в 1937 году. В следующем году у счастливой пары родился первенец — сын Жан-Мишель.
В 1938 году Жак-Ив Кусто вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье начал свои морские исследования, погружаясь в воду в маске, ластах и дыхательной трубке. Однако с таким обмундированием было трудно долгое время оставаться на значительных глубинах. Кусто задумался о новом подводном изобретении. Таким образом, в скором времени был представлен "чудо-прибор" — "водные легкие", которые получили незатейливое название "акваланг". Эта новинка, разработанная Кусто в сотрудничестве с Эмилем Ганьяном, открыла путь к безбедному будущему и огромным возможностям исследования самых глубин океанов. В 1940 году у Кусто родился второй сын Филипп. Жак основал свою киностудию "Объединенные акулы", которая в будущем выпускала огромное количество фильмов о подводном мире и различных путешествиях Кусто. Дебютом в мире кино стала 18-минутная лента "8 метров под водой", состоявшая из отрывков погружений Кусто, Диди и Тайе. Шли военные годы, и семье Жака приходилось тяжело. За особые заслуги Кусто удостоился ордена Почетного легиона в 1946 году, а вот его брату Пьеру-Антуану за сотрудничество с газетой "Же сюи парту" грозила смертная казнь. И только благодаря известному имени брата он смог избежать приведения приговора в силу. В начале 50-х годов Жак-Ив
Кусто арендовал старый британский минный тральщик "Калипсо", чтобы оборудовать его под исследовательское судно, за символический франк в год. Именно на нем производились самые известные погружения исследователя и его команды - они побывали в безднах Атлантического и Индийского океанов, а также Красного и Черного морей. В 1953 году Кусто вместе со своими коллегами смонтировал первый документальный фильм о своих исследованиях — "Безмолвный мир", который получил "Золотую пальмовую ветвь" и "Оскар". Лента имела оглушительный успех — после ее премьеры зрители полчаса аплодировали стоя. Кинокритики с восторгом назвали эту картину произведением века. В 1957 году Кусто принял выгодное предложение стать директором Океанографического музея в Монако и переехал туда со всей своей семьей. Именно там он смог в полном объеме отдаться своим тщательным исследованиям. Помимо активной писательской и кинодеятельности, мужчина стал основателем обширной научной программы "Коншельф". На коралловом рифе в Красном море он построил так называемую "Морскую звезду" — металлический дом для проживания пяти акванавтов, а чуть ниже — кабинет для двух человек. В 1965 году он же построил дом в виде шара, в котором исследователи провели почти месяц. В 1967 году Жак-Ив решил работать глобально и изучить морские бездны Мирового океана, и его корабль "Калипсо", оснащенный всей необходимой техникой, отправился в исследование. Предметом их пристального внимания на этот раз стали акулы, а своими наблюдениями исследователь делился в книгах "Чтобы не было в море тайн" и ""Калипсо" и кораллы".
Команда Кусто интересовалась не только морскими обитателями, но и подводной архитектурой. Так, командой было найдено несколько затонувших кораблей близ острова Святой Елены. Чуть позже, в 70-х годах, Кусто вместе со своей командой отправился к берегам Антарктиды, где они занялись научным исследованием жизни китов. Тогда же появился непредвиденный перерыв в работе — корабль получил значительные повреждения из-за столкновения с айсбергом. Но Кусто не отчаялся и в этот период снял документальный фильм о жизни вымирающего вида аборигенов, проявив себя со стороны грамотного этнографа и антрополога. После ремонта судна экспедиция была продолжена, а общественности вскоре был представлен новый шедевр Кусто — "Мировой океан". В 1973 году Жаком было основано "Общество Кусто", занимающееся охраной морской среды.

1979 год принес трагедию в семью Кусто— умер младший сын известного путешественника Филипп. Он пошел по стопам отца, и Жак даже назначил его главным помощником в своих исследованиях. Но жизнь продиктовала свои правила — Филипп погиб в авиакатастрофе на гидросамолете "Каталина", а его тело так и не было найдено. Тогда же у Кусто начались большие финансовые проблемы в его фонде, и ему пришлось просить старшего сына Жана-Мишеля помочь расквитаться с долгами в размере пяти миллионов долларов. Более того, несколько его проектов оказывались провальными, а финансы были ограничены. Оправившись от горя, Кусто продолжил свою насыщенную исследовательскую деятельность, выпуская многочисленные книги и видеофильмы-шедевры. В 1990 году Кусто ожидала еще одна трагедия — после продолжительной болезни от рака умерла его супруга Симона Кусто, которая была единственным человеком, кто мог совладать с взрывным характером Жака. Было решено развеять прах усопшей над морем около Монако. Несмотря на горечь утраты, уже через полгода у Кусто появилась новая пассия — бывшая стюардесса "Air France" Франсина Триплет. Как оказалось, их связывали давние отношения, и они были подкреплены двумя детьми — дочерью Дианой и сыном Пьером, рожденными задолго до женитьбы. Жак-Ив не помышлял отказываться от внебрачных детей, поэтому после смерти первой супруги скорее женился и дал своим отпрыскам знаменитую фамилию. На тот момент новоиспеченному жениху было уже 80 лет, а невеста была на 35 лет моложе его.

У Жана-Мишеля были натянутые отношения с мачехой, и Кусто-старший перед смертью перевел все свои активы и права на его продукцию жене, а сыну от первого брака было запрещено использовать знаменитую фамилию отца в коммерческих целях. Жан-Мишель сомневался, что у бывшей стюардессы получится держать весь бизнес, которым занимался Жак-Ив Кусто в течение не одного десятка лет. Из-за постоянных ссор с мачехой у сына и отца вконец испортились отношения. 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет Жак-Ив Кусто скончался. Причиной смерти стало осложнение респираторного заболевания и, как следствие того — инфаркт миокарда. Великого исследователя похоронили на фамильном участке кладбища в Сен-Андре-де-Кюбзак. После его смерти вдова Франсина пыталась возродить дело Кусто, однако все было тщетно, ведь такого человека невозможно просто было заменить. Жак-Ив Кусто был уникален в своем роде, и таких самородков уже, пожалуй, не будет в мире. Капитан Кусто был разносторонним человеком — педагог, ненасытный исследователь, антрополог, этнограф, он жил водной стихией и сумел влюбить в нее весь мир, и только Кусто смог приоткрыть нам тайну жизни на глубине.
Мир Кусто в кино
В начале 40-х годов Кусто создал кинокомпанию под названием "Объединенные акулы ". Из ее стен вышло большинство его фильмов, первым из которых стал "8 метров под водой". В 1950 году Кусто приступил к организации подводных экспедиций. Именно тогда были совершены первые подводные археологические исследования и получены фотоснимки морского дна на глубине 7250 м. В 1953 году Кусто получил мировое признание и как литератор. "Мир Безмолвия" — первая книга, которая открыла мир океана для широкой публики. Перу Кусто принадлежат десятки книг, он также снял 104 фильма из серии "Одиссея команды Кусто". В 1954 году, Кусто вместе с кинематографистом Луи Малем отправляются на Красное море и Индийский океан, где начинают снимать документальный сериал "Одиссея команды Кусто".

Позже на свет появился фильм, который и по сей день считается одним из самых лучших о подводной жизни, - "Миры тишины". Благодаря этой работе, "голубой континент" манил уже не своей загадочностью, а удивительным разнообразием подводного мира. Картины со дна Средиземного моря, Персидского залива, Красного моря и Индийского океана вызвали невероятный зрительский ажиотаж, фильм был удостоен "Золотой пальмовой ветви" в Каннах и "Оскара". Но все-таки официальное признание открытий и достижений Кусто пришло с его утверждением в должности директора Океанографического музея в Монако в 1957. 1960 год принес новые обильные доходы, которые позволили обеспечить финансирование многогранной деятельности подведомственных Кусто компаний, в то время как сам он увлекся одним чрезвычайно амбициозным проектом. Его можно было бы окрестить «Подводные дома».
Дети Жака Ива Кусто. У него два сына. Старший Жан-Мишель в 1960 году становится архитектором. Вскоре он уже выполняет несколько эскизов для своего отца. Младший Филипп, получив степень бакалавра в 1961 году, поступил на военную службу в ВМС Франции, а спустя еще какое-то время — на Высшие кинематографические курсы. Он принимает самое активное участие в исследовательской деятельности отца. В1962 году Жак Ив Кусто начинает свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. Речь идет об операции «Преконтинент I», в ходе которой два пловца — Аль-бер Фалько и Клод Уэсли будут жить неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 м и работать на глубине 25 м. под водой. Результаты работ обнадежили, ив 1963 году была предпринята операция «Преконтинент II» в Красном море, за ней в 1965-м последовала «Преконтинент III»... Пять человек, среди которых «ветераны» первого «Преконтинента», участвуют во втором опыте и шестеро — в третьем. Среди них и Филипп Кусто.И если совершенно неопровержим тот факт, что эти опыты позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, то в равной степени они были расценены властями как слишком дорогостоящие. В 70-х годах Кусто создал общество по охране морской среды. Он продолжал совершать экспедиции, активно исследовал неизученные области мирового океана.
Первый проект Жак Ив Кусто осуществил 12 октября 1983 год. Судно «MOULIN A VENT » было спущено на воду, и команда Кусто вышла в море для проведения испытаний, в результате которых проверялась теория на практике. Основой стал корпус катамарана, на палубах которого была установлена платформа с турбодвигателем парусного типа. Вся операция по изменению угла наклона, площади паруса выполнялась с капитанского мостика при помощи нажатия клавиш электроприводов. Название судна «MOULIN A VENT» означает сорт вина «Ветряная мельница», который любила вся команда Кусто. С обеих сторон полой аэродинамической колонны располагаются металлические сетки с переменным углом наклона выполненные в форме полукружий обеспечиваемые высокую сопротивляемость потоку ветра внутри трубы. За счет силы ветра при выключенной вентиляторной установке такая конструкция даже в пассивном состоянии в 2 раза эффективнее, чем простой парус. Эффективность установки не заставила себя долго ждать, при скорости ветра 30 узлов судно развивало скорость 11 узлов. Но вскоре труба не выдержала сильных штормов Атлантического океана и надломилась, к счастью без последствий. Причиной разрушения колонны стали разболтанность крепежа и неустойчивость старого катамарана. Жак Ив Кусто решил не останавливаться на уже положительном результате, и он создал в мае 1985 года еще одно судно под названием «ALCYONE». Океанское судно было названо в честь дочери греческого бога ветра. Второй проект корабля тоже оснащен аэродинамической установкой. С учетом прежних проб и ошибок на новое океанское судно были установлены две колонны. Испытания проходили по маршруту порт Ла-Рошель — Нью-Йорк.

Океанское судно «ALCYONE » стало настоящим чудом инженерной мысли. Члены экипажа размещены в комфортабельных каютах. По словам капитана Кусто судно было настолько компьютеризировано, что могло плавать вообще без людей. В распоряжении кока прекрасно оборудованный камбуз. Скоростные возможности «ALCYONE» поразили — 13 узлов, при скорости ветра 20 узлов. Электродвигатели потребляют лишь половину мощности вырабатываемой ветряным генератором. В зависимости от морских условий можно использовать дизельный двигатель или аэродинамическую трубу.
Наследие
Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент». Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания. В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съемок. С 1957 года был директором Океанографического музея Монако. В мае 1985 года команда Кусто обзавелась еще одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.
Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня. В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто. По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.
Награды
Командор ордена Почетного легиона
Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»
Военный крест 1939—1945
Офицер ордена Морских заслуг
Командор ордена искусств и литературы

Океанограф, изобретатель, исследователь, фотограф и человек, имя которого прочно ассоциируется с романтикой океанских глубин Жак-Ив Кусто был рожден во Франции в 1910 году в семье успешного адвоката. Семья много путешествовала и с малых лет Жак-Ив влюбился в воду и ее глубины. В возрасте 7 лет он заболел энтеритом, воспалением тонкой кишки и врачи не рекомендовали ему активный образ жизни. Несмотря на это и чрезмерную худобу из-за болезни, Кусто обожал плавать и буквально не вылезал из воды.

После завершения Первой мировой войны семья вслед за отцом перебралась из Франции в Штаты, где адвокат нашел работу. Здесь же Кусто впервые совершил погружение под воду. Время, проведенное в Америке, научило его также хорошему английскому и дало любовь к механике. Это увлечение сначала не было связано с океаном, однако опосредованно привело его к океанографии. Увлекаясь механикой, Кусто сконструировал машину, работающую на батареях, что позволило ему немного заработать. На свой гонорар он купил первую кинокамеру. Помимо механики, съемок и плавания Кусто занимался еще многими другими вещами, будучи весьма увлекающейся натурой и очень одаренной, ведь в каждом из увлечений он добивался успеха.

Единственное, что его совершенно не интересовало – это учеба и по решению семьи Жак-Ив отправился на службу в военно-морскую академию. В составе боевого крейсера молодой Кусто совершил свое первое кругосветное путешествие, постиг искусство морской навигации и управления судном, что много раз пригодилось в его последующей жизни.

В 37 году Кусто женился в первый раз на Симоне Мельхиор, такой же любительнице моря, как и он сам. Она была дочерью и внучкой адмирала и, связав свою жизнь с Кусто, выходила вместе с ним в море. Она была комиссаром «Калипсо» и принимала участие в большинстве экспедиций капитана Кусто. Жена Жака-Ива Кусто родила ему двоих сыновей.

В 38-м Кусто начал погружения уже с целью изучения подводного мира, но для полноценных исследований ему недоставало ласт и маски и он начал заниматься разработкой акваланга вместе с другом Эмилем Ганьяном. В 43 году он создал первый прототип современного акваланга и смог посвятить себя изучению глубин морей и океанов. С 50-го года Кусто путешествует только на судне «Калипсо», которое, как и команда Кусто стали символом океанографии. Кусто снимает фильмы, пишет книги, возглавляет Океанографический музей, занимается исследованиями обитателей океана и занимается разработкой новых механизмов для исследования толщи воды.

В 90-м году супруга Кусто Симона скончалась от рака, ее прах был развеян над морем, а уже через год, в 91-м Кусто женится повторно, на Франсине Триплет. Примечательно, что к моменту брака у Кусто и Франсины уже было двое детей.

Знаменитый Жак-Ив Кусто прожил очень долгую насыщенную жизнь, полную удивительных приключений и открытий. Скончался великий океанограф в 97 году от инфаркта миокарда.

Дата рождения: 25 июня 1910 года
Дата смерти:1997 года
Место рождения: Сен-Андре-де-Кюбзак, Франция.

Жак Ив Кусто - знаменитый путешественник. Жак Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau) – исследователь океанов. Путешественник, творец подводных фотографий, испытатель технических новшеств, связанных с исследованием Мирового океана.

Жак появился на свет в 1910 году, 25 июня в маленьком французском городке. Его отец, Даниэль, выполнял обязанности личного помощника богатого бизнесмена. Мать, Элизабет, занималась хозяйством. Семья много путешествовала, и мальчик почти постоянно находился в интернате. Возможно, с этим было связано заболевание кишечника Жака, из-за которого он имел постоянный дефицит массы тела.

В 1920 году семья перебралась в Нью-Йорк. Жак и его брат Пьер наконец, отправились в школу, выучили английский язык. С этим временем связано первое погружение под воду. После возвращения семьи во Францию у Жака проснулся талант конструктора, который очень помог в дальнейшей жизни.
Инженерные навыки очень пригодились во время учебы в военно-морской академии. После окончания учебы последовало распределение в Шанхай. Все это время Жак мечтал летать, стать морским летчиком. Автоавария не позволила ему исполнить мечту из-за возникших проблем со здоровьем. Но она же была толчком к занятиям океанографией – во время реабилитации после аварии Жак увидел очки для плавания под водой. Единожды увидев подводный мир, он был покорен им навсегда.

В 1937 прошло бракосочетание Жака и Симоны Мельхор, вскоре родились двое сыновей.
Во время второй мировой войны Жак не остался в стороне от боевых действий и активно участвовал в военном сопротивлении.
С середины прошлого века настали, наверное, самые интересные для него годы. Переделанный в исследовательское судно минный тральщик во главе с Кусто проводил исследовательскую деятельность. Тогда же был снят «В мире безмолвия». Этот фильм был высоко оценен и получил высшие кинематографические награды.

После этого последовало назначение на директорскую должность в музее Океанографии в Монако.
Кусто прожил долгую жизнь – 87 лет. Скончался в результате острой сердечной недостаточности 25 июня 1997 года.

Достижения Жака Ива Кусто:

Испытатель оборудования для погружения под воду. Внес множество модификаций и новшеств в имевшиеся системы жизнеобеспечения. Разработал оборудование для съемки под водой.
Описал принцип геолокации у животных, ставший основой для появления и совершенствования навигационных приборов.
Награжден пятью значимыми наградами Франции.
Снял около ста фильмов. Все они, как правило, посвящены путешествиям и животным.

Даты из биографии Жака Ива Кусто:

1910 г. родился в маленьком французском городке Сен-Андре-де-Кюбзаке
1930 г. поступил в военно-морскую академию.
1936 г. поступил на должность инструктора на крейсер.
1937 г. сочетался законным браком с Симоной Мельхиор.
1950 г. переоборудовал военный корабль в исследовательский «Каллипсо».
1967 г начало съемок фильма о жителях океана и их взаимоотношениях с человеком.
1973 г. основал общество, которое занималось природоохранной деятельностью.
1997 г. умер от острой сердечной недостаточности.

Интересные факты Жака Ива Кусто:

Оплата за арендованный корабль для научных целей составляла 1 франк ежегодно.
В России имеется школа, названная именем исследователя.
Один из последних фильмов, начатый в 1997 году, был посвящен озеру Байкал.
Под водой установлен памятник, посвященный Жаку Кусто. Он находится в Алуште.
Всегда выступал за сохранение чистоты океана как источника жизни на Земле.

Поделиться: