Культура языка. Сочинение на тему "Справедливость". Что такое настоящая справедливость? В каких произведениях поднималась справедливость

Проблема торжества справедливости

Многие ситуации в нашей жизни заставляют нас задуматься о том, что такое справедливость и её торжество. В данном тексте Виктор Борисович Шкловский рассуждает о проблеме торжества справедливости, приводя примеры из собственной жизни.

Кроме того, Шкловский приводит пример из собственной писательской биографии, когда Константин Симонов несправедливо обвинил его в космополитизме, намекая на иностранное слово в названии книги «Гамбургский счёт». После статьи с речью Симонова, опубликованной в газете «Правда», Шкловского нигде не печатали. Но время всё расставило по местам, и фраза «гамбургский счёт» стала народной пословицей, а это означало, что народ читал книги запрещённого автора.

Писатель считает, что справедливость торжествует независимо от того, кто вершит её - человек или судьба.

Многие литераторы рассуждали о справедливости в своих произведениях. Одним из таких писателей является Виктор Астафьев. В своей повести «Царь-рыба» он описывает человека, который использует навыки рыболовства, нанося вред природе, занимаясь браконьерством. Судьба играет с ним злую, но очень важную для его дальнейшего восприятия жизни шутку. Пытаясь в одиночку поймать царь-рыбу, Игнатьич, запутавшийся вместе с этой рыбой в своих же сетях, оказывается в реке. В этой ловушке он понимает, какую боль он причинял живым существам и всей природе. Он искренне раскаивается в своих деяниях, после чего и он, и рыба освобождаются из сетей. Справедливость торжествует полностью, потому что за свои поступки Игнатьич получает от судьбы наказание, но при этом ему даётся шанс жить дальше так, как велит ему проснувшаяся совесть. Осознав же свои прегрешения, Игнатьич получает право начать жизнь заново.

Олицетворением чьей-то справедливой судьбы может стать сам человек, а иногда какие-то внешние силы, вершащие судьбы. В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд является материализовавшимся воплощением судьбы. Он не творит зло, а лишь воздаёт по заслугам: за пьянство отправляет Лиходеева в Ялту; превращает взятку, которую принял Никанор Иванович Босой, в доллары, из-за чего Босой оказывается в доме для сумасшедших. Если Воланд испытывает людей, как это делал Сатана, то всегда даёт испытуемому возможность выбора между «добром» и «злом», поэтому исход этого выбора всегда справедлив.

Справедливость всегда торжествует, а чтобы её торжество не приносило людям вред, нужно всегда прислушиваться к голосу совести и поступать честно и правильно.


Тема социальной несправедливости звучит в повести Н. В. Гоголя «Шинель» и романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Герой Гоголя Акакий Акакиевич Башмачкин страдает от жестокого и несправедливого отношения высокопоставленных чиновников к людям статусом ниже. «Значительное лицо» кричит не только на Башмачкина и возмущается тому, что тот посмел обратиться к нему с таким маловажным вопросом (выяснить, кто украл шинель и вернуть ее), но и к своим подчиненным он относится тем же образом, требуя уважения к себе, сам не уважая их.

Как и «значительное лицо», Василиса, жена хозяина ночлежки, любит командовать людьми ниже статусом и унижать их и, как и «значительное лицо», угрожает им.

Мармеладов, герой «Преступления и наказания» и вся его семья так же страдают от социальной несправедливости. Они находятся на дне жизни, отец семейства пьянствует, дочь занимается проституцией ради выживания, а мать с детьми пытаются не умереть с голоду. Подобно семье Мармеладовых, ночлежники не могут противостоять системе и протестовать, а так же найти пути к лучшей жизни.

Обновлено: 2018-04-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • С какой целью Лука рассказывает историю о праведной земле? В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М. Горького?

Справедливость - это чаша весов в руках Фемиды, склоняющаяся в сторону того, кто прав. Сочинение на тему: «Справедливость» предназначено к написанию учащимися старших классов, потому что это сложное для понимания понятие. Можно сказать, что оно является синонимом слова «правда». Только вот правда у каждого своя.

Закон и мораль

Сочинение-рассуждение на тему «Справедливость» сложно в исполнении тем, что ученику не всегда понятно то, с какой точки зрения рассматривать это понятие. В общем и целом справедливость представляется в двух плоскостях: в законе и морали.

С законом все понятно: есть прописанные правила, где определено наказание, мера и граница дозволенного. А вот с моралью дело обстоит намного сложнее. Каждый человек обладает своим набором ценностей и принципов, согласно которым действует в обществе. Так что понятие справедливости является исключительно индивидуальным представлением. Поэтому сочинение на тему «Справедливость» стоит писать исходя из того, что это понятие является личным представлением.

Пример работы

Даже мини-сочинение на тему «Что такое справедливость?» стоит писать по собственным убеждениям. Можно в работу добавить аргументы из литературы, но тогда текст уже превысит формат «мини». В общих чертах такой пример может иметь следующий вид:

Я думаю, что справедливость - это черта человеческого характера. Только сильные духом могут следовать законам морали, защищая слабых и наказывая виновных. Справедливость - это когда каждый получает то, чего заслуживает.

Говорят, что она основывается на принципе равенства. Только там, где есть люди разных сословий, присутствует неравенство и несправедливость. Но это скорее социально-экономический момент, не имеющий никакого отношения к морали. На деле несправедливость проявляется в том, что некоторые люди начинают ставить себя выше других, умаляя их достоинства.

Справедливость выражается в отношении к другим людям. Каждый самодостаточный человек будет следовать по закону добродетели. Он точно знает, что такое правильно и неправильно, именно на таких людях держится общественная гармония.

Теоретическая база

Прежде чем приступать к сочинению на тему «Справедливость», необходимо ознакомиться с некоторыми секретами простого написания. Точнее - со структурой хорошего и полноценного текста. Он должен включать в себя:

  1. Первый абзац. Определить понятие. Справедливость связана с правдой, совестью и уважением к личности. Конечно, в словарях есть длинные и замысловатые определения, но их можно упростить к трем вышеобозначенным истинам.
  2. Второй абзац. Дать свой комментарий относительно понятия. Следует использовать такие словесные приемы, как «я думаю», «я считаю» и т.д.
  3. Третий и четвертый абзацы. Если есть возможность, можно привести аргументы из литературы. Например, вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина или печально известного «Тараса Бульбу».
  4. Пятый абзац. Подытожить все написанное.

Правда в моей жизни

В качестве еще одного примера можно представить сочинение на тему «Справедливость в моей жизни»:

Мне кажется, что справедливость - это прежде всего негласный закон, говорящий, что каждый должен получить по заслугам. Только с таким определением понятия я могу согласиться.

Мне кажется, что настоящая справедливость является мерилом нашего жизненного опыта. Чем больше человек пережил, чем больше разрешил проблем и трудностей, тем больше он понимает жизнь. Понятие справедливости у него будет шире.

Если говорить о справедливости в практическом применении, тогда стоит вспомнить тех, кто имеет с рождения проблемы со здоровьем. Эти проблемы учат его проявлять волю к жизни, о которой ничего не известно большинству здоровых людей. Награда - сила духа, которой могут позавидовать даже спортсмены. Эти качества человек обретает по справедливости, когда отказывается сдаваться даже в самых тяжелых жизненных условиях.

Приложенные усилия всегда найдут равноценную награду. Именно так справедливость проявляется в моей жизни. Сколько бы раз я не пытался (-ась) сделать что-то, полагаясь на везение, результат оказывался нулевым. Только после упорного труда можно получить желаемое. Думаю, это лучшее проявление справедливости, с которым приходится сталкиваться в жизни.

Напоследок хотелось бы сказать следующее: если человек все мерит материальными благами, тогда его жизнь будет несправедливой и скучной. Только с опытом приходит понимание, что в жизни все находится в равновесии. Это совсем как на весах Фемиды, чаша которых всегда склоняется в пользу того, кто прав.

В современных дискуссиях о справедливости мы сталкиваемся с одной очень характерной дилеммой: существует ли единый для всех культур принцип справедливости или каждое культурное сообщество исповедует свой особый специфический принцип справедливости?

1. Принцип универсальной справедливости и его критики

Первая точка зрения представлена прежде всего теорией философа Джона Ролза, который разработал универсальную концепцию справедливости для всякого общества, построенного на рациональных основаниях.

По мнению Ролза, справедливым является такое общество, в котором господствует равная свобода для каждого. Если же в обществе и допускается неравенство (а в любом обществе необходимы какие-то структуры неравенства), то это неравенство должно быть построено таким образом, чтобы наименее привилегированные получали бы наибольшие шансы для самореализации. Это условие Ролз называет принципом различия, или принципом минимакса (минимум привилегий - максимум шансов), который рассматривается им как универсальный принцип для любого типа обществ, поскольку они признают правила рациональной аргументации.

Критика подхода Ролза заключается в том, что по существу невозможно определить для конкретного общества, в чем состоят принципы справедливого неравенства. Апологетом и теоретиком такого ультралиберального понимания справедливости был Фридрих Август Хайек, который говорил об иллюзии социальной справедливости и невозможности достижения какого-либо ее консенсуального принципа.

Ролз, Дж. Теория справедливости. М.: URSS, 2010

2. Глобальная и локальная справедливость

Дилемма выбора между единым универсальным принципом справедливости для всех и представлением о том, что каждое сообщество имеет свой принцип справедливости, может быть преодолена в рамках концепции того, что я называю «культурами справедливости».

Понятие «культура справедливости» сформулировано по аналогии с понятием «правовая культура», или «политическая культура», и обозначает комплекс факторов, с помощью которых формируется и воспроизводится представление о справедливости в рамках определенного сообщества.

С одной стороны, анализ этого комплекса факторов позволяет нам утверждать, что не существует универсального принципа справедливости, поскольку он варьируется каждый раз в определенных культурах и культурных сообществах. С другой стороны, неверно говорить, что эти культурные сообщества совершенно замкнуты и непроницаемы друг для друга. Они не настолько различны, чтобы можно было сказать, что соизмеримых критериев справедливости вообще не существует.

Хёффе, Отфрид. Справедливость: философское введение. М.: Праксис, 2007

3. Критерии справедливости

К такого рода факторам, формирующим культуры справедливости, относятся искусство, литература, религия, философия или наука. Это те символические системы, в рамках которых члены данного культурного сообщества формулируют свои представления о справедливости и находят некие общие основания для рассуждения о ней.

Здесь речь не идет об измерении неких объективных социальных показателей, как, например, индекс бедности, где мы берем ряд заранее заданных объективных показателей и говорим, что это общество бедно, а это богато. Мы можем сформулировать некие критерии измерения того, «счастливо» ли общество или нет. Также можно задать некий набор критериев в отношении определения справедливого общества. Но в данном случае это будут не определения того, что само общество признает в качестве справедливости, а универсальные показатели, заданные извне на основе общей концепции справедливости.

Мы можем, напротив, изучать субъективные предпочтения и выяснять посредством опросов и т. п., считают ли люди те отношения, в которых они живут, справедливыми или несправедливыми. В результате мы получим субъективный взгляд на эти отношения, на жизнь в этом сообществе. Но и этот субъективный взгляд ориентируется на некоторую совокупность представлений о справедливости, циркулирующую в рамках данного культурного сообщества и лишь фрагментарно улавливаемую предпочтениями отдельных индивидов.

Культура справедливости - это нечто промежуточное. С одной стороны, это объективно измеряемая вещь, поскольку концепты справедливости формируются и выражаются не только в виде индивидуальных представлений, но и в виде символических систем общества: искусстве, религии и так далее. Но, разумеется, эти концепты имеют также и субъективное измерение, поскольку в них фиксируется рефлексия людей по поводу социальных отношений в рамках данного сообщества.

Разумеется, комплекс представлений и символических систем, выражающих и воспроизводящих то, что я назвал культурой справедливости, не является однородным. Он содержит в себе и различные дискурсы о том, что в данном сообществе признается справедливым и несправедливым по отношению к социальным проблемам - проблемам образования, экономической сферы, сферы здравоохранения и так далее. Причем в любой из этих сфер, конечно же, возникают конфликты по поводу распределения и обмена какими-то благами, что приводит к появлению конфликтов, связанных со справедливостью. Но нас интересуют не сами конфликты, а то, как эти проблемы находят символическое и концептуальное выражение и становятся не только предметом политической борьбы, но и темой рефлексии. С помощью рефлексии различные социальные процессы и явления категоризируются и классифицируются в качестве справедливых или несправедливых, то есть приобретают дискурсивную однородность. А различия в способах категоризации социальных явлений и создают основания различных культур справедливости.

Тема «Справедливость» // Логос. Философско-литературный журнал. М., 2007, № 5 (62). С. 54–208

4. Религиозные представления о божественной справедливости

В качестве примера рассмотрим религиозное представление о божественной справедливости и религиозно-теологическую проблематику справедливости. В рамках христианства существуют различные конфессиональные подходы к принципу справедливости. Например, для католичества и в еще большей степени для протестантизма понятие справедливости выступает в религиозном смысле как понятие справедливой кары за определенные грехи. В данном случае понятие справедливости имеет отчетливо выраженный юридический контекст.

Тогда как, например, в православном богословии представление о грехе и избавление от греха аналогичны скорее процессу выздоровления. Это не кара, не юридический казус, а именно процесс излечения и преодоления некоторого природного или приобретенного недуга. Соответственно, здесь понятие справедливости как нормы, судебного решения и меры воздаяния выражено менее четко и поэтому скорее сливается с какими-то более высокими понятиями, такими как, например, любовь. Тем самым в поле православного религиозного сознания, в отличие от других конфессиональных типов, справедливость не рассматривается как высшая ценность, а имеет второстепенное значение.

«Правда»: Дискурсы справедливости в русской интеллектуальной истории / под ред. Н. С. Плотникова. М.: Ключ-С, 2011

5. Понятие справедливости в художественной литературе

Или же возьмем пример из литературной традиции. Лев Толстой - один из наиболее ярких авторов, рассматривающих проблематику справедливости и суда в резко негативном плане, - считал, что понятие справедливого воздаяния невозможно, что этически значимого состояния можно достигнуть только с помощью любви или всепрощения. А справедливость - это лишь отрицательная характеристика человеческих отношений. Следует заметить, что это не столько выражение индивидуального мнения писателя, сколько нарративно фиксируемый диагноз общества пореформенной России конца XIX века, в котором традиционные представления о законе и порядке заменяются государственной системой кодифицированного права и правосудия. А эта замена порождает общее сознание искусственности и условности новых правовых норм. Аналогичные литературные воплощения негативного образа справедливости можно найти и у других классиков русской литературы XIX–ХХ веков. Именно присутствие таких образов в культуре накладывает отпечаток и на формирование правовых представлений сообщества, и на его интерпретации справедливости.

Категория справедливости является одной из базовых категорий философско-политического словаря современности. Поэтому понятие «культура справедливости», описание плюрализма этих культур, анализ их взаимоотношений, перевода с одной на другую оказываются важным элементом обсуждения проблемы того, как совместить универсальные критерии справедливости с пониманием их вариативности в разных культурных традициях.

О справедливости и несправедливости

Вопрос о несправедливости волновал человечество с древ­них времён.

Проблема (в том числе и проблема данного текста) заклю­чена в следующем. Люди, часто обиженные, на собственном опыте убеждаются в том, что такое несправедливость. А вот во­прос о том, что такое справедливость, каждый решает прежде всего с точки зрения своих интересов.

Комментируя данную проблему, можно сказать, что в общем людей мало волнует тот факт, что несправедливо поступили с другими. Если же несправедливость проявлена по отношению к ним, люди возмущаются и чувствуют себя оскорблёнными, униженными, несчастными.

Какова же позиция автора? Он считает: человечество не мо­жет надеяться на то, что подходы к понятию «справедливость» могут быть для всех одинаковыми. Почему? Потому что люди изначально не равны. И справедливость - это «искусство не­равенства».

Я согласна с мнением автора и в доказательство его правоты привожу первый аргумент. В том, что человек решает вопрос о справедливости чаще всего в свою пользу, мы убеждаемся на множестве примеров. Сколько людей, столько и мнений, столько и жизненных позиций. И это всё потому, что люди не равны и не могут быть равны в силу множества причин. Люди различаются по этническому признаку; различаются полом, возрастом; они могут быть бедны или богаты. И взгляды, сфор­мированные в течение жизни, влияют на их отношение к теме справедливости и несправедливости.

Публицист Котлярский рассказал однажды о каком-то молодом человеке, который только что объяснился в любви и был на седь­мом небе от счастья. В сердце любимой девушки он нашёл ответ­ное чувство. Ему хотелось бежать, кричать, рассказать о себе всему миру! И что значили перевёрнутое ведро в коридоре и обиды уборщицы, смятые куличики в детской песочнице, рассыпанные из кошёлки овощи на остановке! Но влюблённому не было дела до обиженных им людей: они ведь эгоисты. Но вот такие же «счаст­ливцы», тоже влюблённые крепкие парни, раздавили ему часы и искупали его в пруду. Молодой человек был страшно обижен такой несправедливостью. А о чём он думал раньше?

Аргумент второй. В романе Ф.М. Достоевского «Преступле­ние и наказание» вопрос о справедливости для главного героя Родиона Раскольникова представляется очень непростым. Свою, в целом бесчеловечную, «наполеоновскую» теорию он считает очень справедливой и даже «математически выверен­ной», а убийство «никому не нужной и всем вредной стару­шонки» не только не преступление, но как «проба» его теории оно видится ему даже как благое дело. Однако Раскольников своим поступком «не старушонку», а «себя убил»; при этом он так и не сумел переступить черту, за которой господствуют «властелины мира», те, которые «право имеют». Человечность, чувство совести и понимание подлинной справедливости по­беждают в Раскольникове.

В заключение нужно сказать, что, действительно, для каж­дого человека представление о справедливости скорее личное, отражающее его интересы. Для создания объективной картины мира существуют юридические и нравственные законы.

Здесь искали:

  • ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ АРГУМЕНТЫ
  • проблема справедливости
  • проблема торжества справедливости аргументы
Поделиться: