Константиновский крест значение. Равноапостольные царь константин (†337) и матерь его царица елена (†327). Символы, сопутствующие Константинову Кресту

С. В. Гнутова

«Константинов крест» - древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России


Илл. 1
1 Cruikshank Dodd E. Byzantine silver stamps. Washington, 1961. За указание этого источника выражаю благодарность Вере Николаевне Залеской. 2 Уваров А. С. Христианская символика. М., 2001. С. 116–117.

В 2005 г. на южном побережье Крыма был найден один из древнейших крестов на территории России [илл. 1 ]. Это равноконечный крест, так называемый crux immissa с расширяющимися от средокрестия ветвями. Самое древнее изображение креста такого рода находится в катакомбах III в. св. Люцилы в Риме. В центре креста расположена крупная христограмма ХP , над ней - лавровый венок. По сторонам христограммы - крупные латинские буквы «ΔN» и «CS», внизу «VI», в расшифровке означающие соответственно «ΔOMINUS NOSTER CONSTANTINUS VICTOR» - «НАШ ГОСУДАРЬ КОНСТАНТИН ПОБЕДИТЕЛЬ». Подобные надписи встречаются на серебряных блюдах IV–V вв. византийской работы 1 , а также на византийских монетах IV–V столетий 2 .

Форма креста, изображения и стилистические особенности, также как и технология его изготовления, указывают на раннехристианский период не позднее VI столетия. Перед нами так называемый «победный» крест царя Константина или «Константинов крест».

3 Приношу благодарность зав. сектором реставрации металла ГОСНИИРа Шемаханской М. С. и реставратору высшей категории Ветлужскому В. В. за консультацию по вопросам технологии изготовления креста.

Крест оформлен по краю нитью рельефного жемчужника, древнейшим орнаментальным мотивом. Технология изготовления креста также указывает на чрезвычайную древность памятника - ковка с дальнейшим свободным давлением букв и жемчужника острым инструментом на мягкой массе с оборота. В соответствии с заключением реставраторов по металлу, такая техника известна с античного периода и применялась при изготовлении раннехристианских изделий. Крест выполнен путем вырубки из тончайшего серебряного листа, состоит из двух пластин с завальцовкой краев лицевой стороны. На оборотной пластине вверху - выступающий отросток, загнутый на лицевую часть и, таким образом, образующий петлю для продевания шнура. Этот технический прием употреблялся в древнейших памятниках ювелирного искусства 3 .

4 2000 крстови од Македониjа. Скопjе, 2000. Кат. 13. Бронзовый крест-привеска. Скопье. VI в. 2,4×2,4; Кат. 15. Бронзовый крест-привеска. Скопье. VI в. 1,6×1,3.

Техника изготовления нательных крестов из золотых, серебряных и бронзовых пластин довольно широко распространена для раннехристианского периода (в подобной же технике изготавливались и процессионные кресты). Кресты VI века исполненные путем вырубки из металлической пластины, равноконечные и имеющие расширяющиеся концы, были найдены на территории Македонии, в Скопье. Они украшены глазковым орнаментом и пробиты в двух местах - вверху и внизу. Необычно их предназначение - они являлись привесами к бронзовым палочкам, служившим, по-видимому, в качестве ручек для письма на табличках 4 .

5 См., например, пекторальный золотой крест VI в. с красным камнем в средокрестии 7,0×4,8. Афины. Музей Канеллоопулос. № 116. Крест изготовлен из тонких кованных листочков золота и имеет полые восьмигранные ветви. Опубл.: Splendeur de Byzance: Catalogue. Bruxelles, 1982. P. 197. G. 1. 6 Хрушкова Л. Г. О начале христианского Херсонеса Таврического: крестовидная церковь на главном кладбище // Сугдейский сборник. Вып. 2. Киев – Судак, 2005. С. 330. 7 2000 крстови од Македониjа. Скопjе. Кат. 6. Золотой крест VI века из Неготино. 3,5×2,6; Кат. 14, 17, 18, 19. Нательные кресты VI века равноконечные с расширяющимися ветвями. Бронза, литье.

Нательные золотые и серебряные кресты без изображений с гладкими трубчатыми или гранеными (иногда восьмигранными) полыми ветвями, расширяющимися от центра и часто имеющие в средокрестии вставку-кабошон из смальты, пасты или полудрагоценного камня, нередки в ранневизантийских могильниках. Обычно, исходя из археологического контекста, они датируются VI в. Технология изготовления подобного типа крестов несколько схожа с техникой изготовления рассматриваемого креста. Схожесть заключается в том, что такие кресты исполнялись из тонких пластин золота или серебра путем вырезания по форме, ковки и крепления одной детали в другой. Так изготавливались очень древние кресты с ориентацией на технологию еще античных вещей 5 . Подобные кресты находят, в основном, на восточных территориях Византийской империи между Турцией и Кипром. Судя по археологическим и нумизматическим находкам эти кресты, как и связанные с ними комплексы, относятся ко времени императоров Юстина I и Юстиниана 6 . Известны подобные кресты и на территории Болгарии и Македонии 7 .

8 Laurent J. Delphes chretiens // BCH. 1899. XXIII. Подобный золотой крест VI в., только меньшего размера, найденный возле Тарса (Киликия), хранится в ГЭ. Опубл.: Банк А. В . Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1966. Ил. 103, 107. 9 Хрушкова Л. Г. Ук. соч. С. 415. Sauer J. Christusmonogramm // LTh K. 1958. Bd. II. P. 1177; Kellner W. Christusmonogramm // Lexikon der Christliche Ikonographie. Rom - Freiburg - Wien, 1968. Bd. I. P. 455–458; Dinkler E., Dinkler von Schubert T. Kreuz I // Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. Stuttgart, 1995. P. 23–219.

В средокрестии найденного в Крыму креста размещен раннехристианский символ - хризма. Из многих христианских мотивов она обладает четко выраженными датирующими признаками. На кресте представлен тот тип монограммы Христа, который комбинирует первые буквы имени Христа, Х (хи) и Р (ро), и именуется константиновской монограммой или христограммой (хрисмон). Именно ее, согласно традиции, записанной Евсевием Кесарийским, увидел Константин перед битвой на Мильвийском мосту 28 октября 312 г. Христограмма воспринималась как личный знак императора и стала символом триумфа, получив широчайшее распространение после издания Миланского эдикта. В погребальном контексте хризма приобрела значение символа бессмертия. Иногда христограмма дополнялась апокалиптическими буквами, альфой и омегой, которые восходят к Откровению Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Апок. I, 8 ; XXI, 6). Появление этих букв в христограмме связывается с борьбой против ариан. Один из первых исследователей христограмм Ж. Лоран отметил, что «Константиновская монограмма уже не употреблялась в середине V в., она уступила место сначала монограммическому кресту» 8 , т. е. тому типу монограммы, которая комбинирует крест и букву Р (ро). Апокалиптические буквы в христограмме распространились лишь к концу IV века. Христограмма в венке (monogramma laureatа) часто встречается на саркофагах второй половины IV - начала V веков в Риме, Равенне, Галлии, Испании, а также в склепах Херсонеса 9 .

10 Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и духовной жизни. М., 1998. С. 99–100. 11 Там же. С. 94–95.

О силе самого знака креста писал прп. Исаак Сирин: «Божественная сила таинственно живет в нем [Кресте] - точно также как Бог имеет обыкновение действовать во всяком поколении, показывая чудо силы Своей в том, что на материальных предметах во все времена помещает Он страшным образом Свое честное Имя и являет в них миру чудеса и величие». 10 По его мнению, предмет приобретает сакральный смысл в зависимости от посвящения. Если на предмете помещается имя Божие, то является и сила Божия 11 .

Изображения монограммы имени Христова и Креста нередко соединялись с другими символическими знаками, например, с изображениями якоря, рыбы, голубя, венка, ветвей и др.

Всматриваясь в историю начертания монограммы имени Христа, можно заметить, что оно с течением времени более и более приближается по форме к начертанию простого креста и, наконец, совсем уступает ему место. Открытое изображение креста распространяется в Церкви лишь с IV в. Монограмму имени Христова можно видеть на сакральных памятниках древних христиан. Она помещалась на куполах храмов и крещален, в интерьерах: на стенах, на капителях колонн, на мозаиках украшавших апсиду, на алтарной завесе и, особенно часто, на триумфальной арке фронтона храма.

Монограмма, как знамение Христово, употреблялась христианами и в частной жизни, например, начертывалась на дверях их жилищ. С раннего времени христиане стали изображать монограмму на кольцах, лампах и мелкой домашней утвари. В могилах мучеников найдено много металлических шейных медальонов с начертанием монограммы. Женщины и дети носили на шее медальоны с частицами мощей св. мучеников или Древа Креста Господня и на этих медальонах изображалась монограмма с именем Христовым.

Все это свидетельствует о том, что начертание монограммы имени Христа и Креста было в широком употреблении у христиан со времен императора Константина Великого.

12 Православный собеседник. 1869. С. 240–241.

Археолог Росси отмечает, что на римских надгробных памятниках почти совсем не встречается открытого начертания Креста до IV в. В числе более десятка тысяч надгробных камней и надписей, изученных Росси, ему попались только четыре надписи с изображением открытого Креста – два в усыпальнице Домициллы и два в усыпальнице Каллистовой, которые он нашел возможным с вероятностью отнести к III в. 12

Кресты, находимые в римских подземельях, составлявших тайные убежища и места вечного упокоения христиан первых трех веков во времена сильных гонений против них, встречаются на разных вещах, обнаруженных в этих катакомбах: на гробовых каменных плитах, на подсвечниках, которыми освещались эти темные и глубокие пещеры, равно как и подземные извилистые ходы в церкви св. Сильвестра, папы Римского, построенной в подземельных термах Домициана, наконец, на саркофагах, или мраморных арках, наружные стороны которых украшены скульптурными изображениями из истории Ветхого и Нового Заветов. На каменных плитах, вдвигавшихся в четвероугольные пещеровидные гробы мучеников, весьма часто можно встретить следующие начертания:

13 фон Фрикен А. Римские катакомбы и памятники первоначального Христианского искусства. М., 1877. Ч. II. С. 141.
т. е. крест, пальма и имя Христа Спасителя вместе со св. крестом 13 .

В труде св. Иоанна Кронштадтского «О Кресте Христовом» подробно описывается история явления Креста императору Константину. Приведем отрывок из его книги:

«Крест Христов, зарытый в землю по снятии с него животворящего тела Господа, был обретен и просиял, как солнце, чрез три века после того, при благочестивом царе Константине. Он был извлечен из земли св. царицею Еленою, матерью царя Константина, на украшение и славу всей Церкви. В это же время множество крестов и его изображений сделал Константин, который теперь в кресте полагал всю свою славу и, вместе с Апостолом, ничем не хвалился, как только крестом. В IV в. слава креста Христова наполнила все христианские жилища, разные домашние и военные уборы и даже места вне жилищ, так что св. Златоуст говорил уже: «крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи.., так наперерыв все восхищают этот удивительный дар». Без сомнения, св. Златоуст говорит здесь о четвероконечном кресте, ибо другого вида креста тогда не было известно.

I. О крестном знамении, явившемся на небе равноапостольному Константину

Об этом событии рассказывает жизнеописатель св. Константина, Евсевий, его современник и собеседник. Оно случилось прежде обретения первоначального креста Христова равноапостольною Еленою, матерью Константина, что видно между прочим из того, что, по возвращении св. Елены из Иерусалима, равноапостольный сын ее соорудил уже три больших креста в память трех, последовавших одно за другим, явлений креста на небе. Вот как описывает Евсевий это чудесное явление креста на небе и форму воинского знамени, устроенного по образу этого креста: «Усердно вознося свои молитвы и прошения [к Богу о том, чтобы Он вразумил его о Себе и обратил от заблуждения к свету истины], царь получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало склоняться к западу, говорил царь, я собственными очами видел составившееся из света и игравшее на солнце знамение креста, с надписью: «сим побеждай». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо» 14 . 14 Приводим полное описание по кн.: Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. С. 43–151:
«Книга 1. ГЛАВА 28. О том, как во время молитвы он удостоился видения от Бога, то есть среди дня увидел на небе крест из света с надписью, повелевавшею сим побеждать.
И начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о себе и в предстоящем деле простер ему свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, василевс получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто-то другой. Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный василевс, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, тем более, что и последующее время было свидетелем его истины? «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу», - говорил василевс, - «я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «сим побеждай!». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.
ГЛАВА 29. О том, как во сне явился ему Христос и повелел в войне с врагами иметь знамя, изображающее крест.
Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: «что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов.
ГЛАВА 30. Изготовление такого крестного знамения.
Встав вместе с наступлением дня, Константин рассказал друзьям свою тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал, в подражание ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя некогда случалось видеть и нам собственными очами.
ГЛАВА 31. Описание крестовидного знамени, которое ныне римляне называют хоругвью.
Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выходило «р». Эти буквы василевс впоследствии имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат - царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивыми, вися на рее, он имел одинаковую ширину и длину. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение боголюбивого василевса и его детей. Этим-то спасительным знаменем, как оборонительным оружием, всегда пользовался василевс, для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобные ему.
ГЛАВА 41. Радость областей и всепрощение, дарованное Константином.
Таким образом, боголюбивый василевс, славясь исповеданием победоносного креста, весьма решительно проповедал Сына Божьего и самим римлянам.
Книга 2. ГЛАВА 7. О том, что во время сражения там, где показывался символ креста, там одерживалась победа.
В самом деле, где он показывался, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их. Когда василевс узнал об этом, то символ спасения, как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой отряд ослабевшим. Победа с ним тотчас восстанавливалась, потому что сражавшихся при нем укрепляли бодрость и сила, посылаемые свыше.
Книга 4. ГЛАВА 21. На оружии воинов знаки Креста Спасителя.
Даже и на оружии гоплитов повелел он изображать символ спасительной победы, перед войском же носить не золотые статуи, как это водилось прежде, а только спасительный трофей».

<…> Из Евсевиева описания воинского знамени, устроенного по образу креста, виденного Константином на небе, видно, что на небе явилось знамение креста четвероконечного и что крестом Христовым христиане называли в то время именно фигуру, сложенную только из двух дерев или линий продольной и поперечной. Эта воинская хоругвь, известная первоначально под именем лабарума, сделалась потом достоянием Церкви как знамя победы ее над диаволом, лютым врагом ее, и смертью. В настоящее время, как и во все времена после Константина, церковные хоругви с четвероконечным крестом служили и служат безмолвным наглядным памятником явления крестного знамения св. Константину на небе и устроения им воинского знамени с крестом, или лабарума. Настоящие хоругви имеют только то отличие от лабарума Константина, что на них, на самом верху, нет венца, а в нем - имени Христа Спасителя и что над поперечным реем, к которому привешивался священный плат и который с продольным древком составлял фигуру креста, у нас делается из верхушки продольного древка и маленького поперечника другой, очень небольшой крест. Но во всяком случае устройство четвероконечного креста на церковных хоругвях в соответствие собственно кресту, который хотел видеть в них св. Константин, должно быть предпочитаемо устройству осьмиконечного: на небе ясно был изображен первый вид. Осьмиконечный крест, видимый иногда на хоругвях, есть уже русское изобретение: в Греции этого не было и нет теперь» 15 .

15 О Кресте Христовом (против раскольников). СПб., 1896. Цит. по: Ставрографический сборник. Кн. III: Крест как личная святыня. М., 2005. С. 31–32.
16 Требник. Последование св. Миропомазания. М., 1894. С. 24. 17 Творения св. Иоанна Златоуста. СПб., 1904. Т. X. С. 500. 18 Православный собеседник. 1869. С. 248.

Крест Христов издревле был знамением последователей Иисуса Христа. Христиане получали знамение Христово при крещении и миропомазании, на что указывают слова при совершении этого таинства: «Печать дара Духа Святаго» 16 . Существует параллель между последователями Христовыми и воинами, на которую указывал св. Иоанн Златоуст: «Подобно тому, как воины запечатлеваются печатью, так и верующие - Духом Святым, чтобы всякому ты был заметен, если выйдешь из строя» 17 . У древних церковных писателей есть прямые указания на то, что монограмма была особого рода формой Креста Христова. Христианский поэт Пруденций, рассказывая о распоряжении Константина Великого, начертать монограмму на воинских щитах и знаменах, называет ее Крестом 18 .

19 Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 219 (по изданию 1917 г.) 20 Там же. С. 219. 21 Романов Г. А. Кресты в крестных ходах Древней Руси // Ставрографический сборник. Кн. II: Крест в православии. М., 2003. С. 70. 22 Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. С. 36–37.

Императором Константином Великим было установлено, перед сражением с неприятелем, совершать обхождение войска священником с полотном-хоругвью. А. П. Голубцов писал об этом знамени Константина: «Поперечина, составляющая среднюю ветвь креста, имела чисто механическое значение и предназначена была поддерживать кусок полотна, представлявший царское знамя. Таким образом, главное, что придавало христианский характер этому знамени, есть монограмма имени Христова, а не крест» 19 . Хоругвь Константина Великого стала походным знаменем византийских войск и при последующих императорах. Юлиан Отступник (361–363 гг.) приказал снять монограмму имени Христа с лабарума, но Иовиан (363–364 гг.) не только возвращает ее, но и дополняет крестом, а Валент (364–378 гг.) на своих монетах использует изображение четырехконечного креста уже вместо монограммы 20 . Это позволяет предположить богослужебное применение изображения Креста в крестных ходах начиная с 370-х годов, причем Крест стал символом Божьего ограждения, о чем свидетельствуют слова молитвы: «Огради нас, Господи, силою честного и животворящего Твоего креста и сохрани нас от всякого зла» 21 . Одно из первых свидетельств использования крестов в крестных ходах относится к 400 г.: при переносе мощей св. мучеников из Константинополя в пригород Дрипии христиане несли серебряные кресты, конструкция которых была изобретена самим свт. Иоанном Златоустом, а их изготовление оплачено императрицей Евдокией (400–404 гг.) 22 .

23 Романов Г. А. Указ. соч. С. 71. 24 Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 172–174.

Г. А. Романов выделяет четыре основных мотива, повлиявших на формирование типа выносных крестов. Один из них - воспоминание победного креста императора Константина Великого, виденного им на небесах. По форме это крест, расширяющийся от средокрестия, как от источника света, во все четыре стороны, так называемый византийский или Константиновский крест. Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя…» связывают с посвящением св. императору Константину, которому Господь Крестом дарует победу. «Изгнание врагов, дарование победы, уподобление равноапостольному императору Константину Великому, - вот смысл применения константиновской формы креста в крестных ходах», - отмечает Г. А. Романов 23 . Константиновская форма запрестольных крестов признается исследователями старейшей, связанной с ходами военных и восходящей к ранневизантийским временам 24 . Найденный в Крыму крест имеет именно такую форму и вполне может быть отнесен к числу воинских.

25 Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина, гл. I, 28. 26 Там же. Гл. I, 29.

Епископ Евсевий Кесарийский, биограф Константина Великого, описывает два видения, в которых императору было явлено знамение Креста - дневное и ночное. Во время первого император «своими очами видел составившееся из света и лежащее на солнце знамение креста с надписью «сим побеждай!» (εν τουτω νικα ) 25 . Той же ночью «во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому, виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов» 26 .

27 Щедрина К. А. «Крест императора Константина Великого»: к вопросу иконографии // Ставрографический сборник. Кн. II. С. 55–66. 28 Успенский Б. А. Крест и круг. М., 2006. С. 234–236, 272.

Согласно описанному Евсевием видению, явленный Крест был сияющим, вписанным в круг или с концами, выходящими за его пределы (знамение, лежащее на солнце), по второму видению нижний конец креста мог быть длиннее прочих 27 . По мнению ряда исследователей, Константин отождествлял себя с солнцем, подобно своим предшественникам, языческим императорам; во всяком случае, почитание Христа, бесспорно, сочеталось у него с культом солнца. Можно полагать, что Константин соединил таким образом поклонение солнцу с поклонением кресту. Объединение солнца и победы в видении Константина отвечает не только культу Непобедимого Солнца (Sol Invictus) - государственному культу Римской империи со времени императора Аврелиана, - но и восприятию Солнца и Победы как божественных спутников-покровителей (comites) императора. Посвящения как «Непобедимому Солнцу» («Soli Invicto»), так и «Неизменной счастливой победе государя» («Victoriae laetae principis perpetuae»), обычные на монетах Константина, могут сочетаться с изображением креста, что соответствует восприятию креста как солярного символа. В свою очередь, в христианской традиции это определяет сочетание креста с надписью νίκα . Например, на крестах, поставленных Константином на площадях, была надпись νίκος 28 .

29 Грабар А. Н. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 55. 30 Щедрина К. А. Царей держава. Значение реликвий и символов Святого Креста и Страстей Христовых в церковном освящении государственной власти. М., 2000. С. 8.

Крест как знак победы стал необходимым атрибутом императора в Византии. Особая реликвия, так называемый Крест Константина, хранившийся в часовне св. Стефана в Большом императорском дворце в Константинополе был, по замечанию А. Н. Грабара, «неотделим от императора, как в дни мира, так и во время войны. Крест предшествовал ему в торжественных процессиях и сопровождал в битвах» 29 . Особое значение Победоносного Креста было связано не только с той ролью, какую он играл в битвах равноапостольного Константина как «предводитель» войска. Крест становится символом триумфа василевса, когда, приняв оружие победы Спасителя, император уподоблялся Христу. 30

Равноконечный крест с расширяющимися ветвями встречается в наиболее ранних христианских памятниках фасадной скульптуры, живописи, мелкой пластики и пр. В период с IV по VII в. н.э. подобного типа кресты греческой формы часто помещались в центр лаврового венка, символизируя победу над смертью.

31 См. подробнее: Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М., 2002. С. 301–302, 370–374. Рис. 70, 118, 141, 142 и др.

Равноконечный крест с расширяющимися концами, часто размещенный в круге или в венке - широко распространенный в IV–VII вв. элемент архитектурного декора почти на всем христианском Востоке: в Египте, Сирии, Грузии, Армении и странах Малой Азии. Капители V–X вв. с подобными раннехристианскими мотивами встречаются и на территории Абхазии 31 .

32 Nabil Selim Atalla . Coptic art. Sculpture-architecture. Cairo. 1989. Vol. II. P. 25–26, 29. 33 Ibid. Р. 37–39. Рельефные каменные плиты III–IV вв. с изображением анхов, декорированных христианскими символами из собрания Коптского музея в Каире.

Множество примеров с использованием такой композиции находятся в коптском искусстве. Эти изображения, размещены в центре резных известняковых фронтонов IV в. из церкви в Дандерах (Египет) [илл. 4 ] 32 и, даже, в верхней части рельефных каменных плит с изображением анхов [илл. 5 ] 33 .


34 Опубл. в кн.: Христиане на Востоке: Каталог выставки ГЭ. СПб., 1998. С. 153. Кат. 197. Плита была привезена В. Г. Боком из Египта в 1898 году. 35,5×34,0 см. Известняк, резьба, раскраска. ГЭ № 11085. Плита прямоугольная, украшенная крестами и анхами, имеющая греческую надпись в 3 строки: «Монастырь дев». Вероятно, плита была вмонтирована в стену женского монастыря название которого на ней высечено. 35 Опубл. в кн.: Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. – Т. 1. – М., 1977. С. 150–153. Кат. 281, 283, 284.

Особой стилистической близостью к исследуемому кресту отличается резной крест, помещенный в центр крупного венка с симметрично расположенными крупными листьями лавра на известняковой плите VI–VII вв., привезенной из Египта и хранящейся ныне в собрании Государственного Эрмитажа [илл. 6 ] 34 . Такие же крупные кресты в венках вырезаны на стелах VI–VII вв. коптской работы [илл. 7–9 ] 35 .

36 Там же. С. 33. Кат. 26. Штамп для просфоры. Восточное Средиземноморье. VI в. Глина, резьба. Д - 13,2 см. ГЭ № ω1108. На штампе - греческая надпись: «Тело Христово есть суть, берите». 37 Христиане на Востоке… С. 29. Кат. 16. Ампула с изображение креста. Сирия. VI в. Глина, резьба. 7,4×2,0 см. ГЭ № ω848. Аналогичная ампула была найдена в Бейруте.

Равноконечные кресты с расширяющимися ветвями встречаются на древних предметах различного назначения: например, на глиняном резном штампе VI в. для просфоры 36 , на глиняной ампуле VI в. из Сирии 37 , причем крест обрамлен жемчужником, в точности повторяющим орнаментальный мотив обрамления рассматриваемого нами креста.

Илл. 10 ] в центральной части портала вырезан шест, увенчанный венком, внутри которого помещена христограмма. Слева представлена сцена возложения на Христа венка. Христос изображен юношей со свитком в руках, за ним - воин в шлеме и с мечом возлагающий на него венок. Н. В. Покровский обращает особое внимание на эту сцену, считая её единственным примером в раннехристианском искусстве возложения венка на голову Спасителя. «Как форма венка, - пишет Н. В. Покровский, - так и вся сцена производит впечатление не поругания, но прославления Христа; венок не терновый, но лавровый ; он есть лишь символ страдания, но не орудие. <…> Венок и птицы могут означать как воскресение Христа (победу над смертью), так и вознесение на небо» 39 . 39 Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 394–395, 405; он же . Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999. С. 58, 92. 40 Юрочкин В. Ю. Древнейшие изображения Креста Господня // Православные древности Таврики: Сб. материалов по церковной археологии. Киев, 2002. С. 21–50. 41 Там же. С. 38. 42 Сергиев И. [св. прав. Иоанн Кронштадтский] Указ. соч. С. 31–32. Это замечание особенно важно, так как венок в этой сцене олицетворяет и победу над смертью, и прославление Спасителя, еще более усиливая символику хризмы. Венок, в который заключена монограмма, в римской военной символике обозначал победу, им венчались полководцы и правители. Его часто изображали в руках аллегорической женской крылатой фигуры Победы-Ники (лат. Виктории) 40 . В. Ю. Юрочкин отмечает, что последующие за видением Константина изображения хризмы «следует рассматривать как воспроизведение знака с лабарума св. Константина. Они появляются на монетах Константина, а также других римских императоров… Христограммы помещались на щитах полководцев и императоров еще в эпоху Юстиниана Великого (527–565 гг.), известны они и на его монетах» 41 . «Об изображении победы (Виктории) с крестом на монетах римских императоров с самых древних времен - до Константина, - пишет св. Иоанн Кронштадтский, - равно как и при нём, весьма часто изображалась, между прочим, Виктория в образе крылатой человеческой фигуры. Ее представляли большею частью с лавровым венком в руке, который она или подает изображаемому подле нее императору, или возлагает на его голову, или просто держит его в своей руке, когда изображается одна. Это, очевидно, обычай языческий, который свидетельствовал о вере римских императоров и римского народа в богиню войны. Константин Великий первый дал этой мнимой богине в руки крест, и ее с этого времени последующие римские императоры начали изображать чаще и уже не с лавровым венком, а с истинным знамением победы. Но Константин презирал самую богиню этого имени. На монетах последующих римских императоров, самых многочисленных и разнообразных, видна часто крылатая Виктория с крестом. Крест этот в руках победы, как видно из снимков монет, четвероконечный, - он состоит из длинной трости и небольшого поперечника. Константин первый ввел в обычай на монетах чеканить изображение креста и просто без победы» 42 .

В верхней части рассматриваемого нами креста помещен крупный лавровый венок, символизирующий победу. Этот мотив еще раз отсылает нас к победному кресту императора Константина. Но особенностью крымского креста является размещение хризмы не внутри венка (monogramma laureatа ), а под ним. Вероятно, это вызвано композиционным построением лицевой части креста, поскольку венок призван уравновесить все символы: хризму в средокрестии и буквы на трех ветвях. В целом, это не меняет сути «Константинова креста».

43 Уваров А. С. Христианская символика. М., 2001. Ч. 1. С. 234–235.

В древние времена существовал обычай украшать в праздники голову и здания венками (лавровыми, пальмовыми, дубовыми и др.). В книгах Нового Завета встречается венок как символ победы и награды. В этом значении упоминается: венец правды (2 Тим. IV, 8), венец славы (1 Петр. V, 4), венец жизни или живота (Иак. I, 12 ; Апок. II, 10). И такими венцами в знак славы и победы окружали монограмму Христа. Обычно, венок изображался при формуле in pace («в мире»), и таким образом выражал мир Царствия Небесного, in pace aeterna («в вечном мире»). Также часто вписывали в него монограмму Христа, что тогда означало in pace Christi («в мире Христове»), при этом сохраняя одинаковое значение. Подобным образом употребляли венок и при формуле in pace 43 .

Крест, обнаруженный в 2005 г., бесспорно, является уникальной находкой, не имеющей прямых аналогий среди известных нам памятников мелкой пластики. К сожалению, он был лишен археологического контекста и, в связи с этим, с определенной долей осторожности, можно утверждать, что публикуемый крест не выходит за рамки раннехристианского периода, однако, не исключена вероятность его появления в более позднее время. Его изучение требует дополнительной информации и материалов. Это лишь первая публикация редчайшей находки.

При создании памятного знака Императорского Православного Палестинского Общества были использованы такие же раннехристианские символы, какие изображены на найденном кресте. В этом усматривается определенная преемственность византийской христианской культуры и продолжение древних традиций в России.

Список иллюстраций:

История развития креста Церковь Православная Русская

Крест «монограмма Константина»

Святому Равноапостольному Царю Константину «во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов», повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей «Книге первой о жизни блаженного Царя Константина» (гл. 29). «Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, - продолжает Евсевий (гл. 30). - Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста (…), а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (…), из середины которых выходила буква «Р». Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме» (гл. 31).

«Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос - «Хи» и «Ро», - пишет литургист архимандрит Гавриил, - эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина» (стр. 344).

Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249–251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Крест свой и Крест Христов Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет .Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым?Крест

Из книги Константин Великий. Первый христианский император автора Бейкер Джордж

Из книги Век Константина Великого автора Буркхардт Якоб

Из книги Учение и жизнь ранней церкви автора Холл Стюарт Дж.

Вмешательство Константина Когда Константин окончательно разгромил Лициния и начал в 324–325 гг. укреплять свои позиции на Востоке, он обнаружил в церквах разделение. Историки все еще не пришли к единому мнению о дате Александрийского собора, предавшего проклятию шесть

Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин Васильевич

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

§3. Сыновья Константина. 337 - 361 г. по P. X. См. список литературы к §2 и 4.После смерти Константина единовластной монархии тоже наступил конец. Империя была поделена между тремя его сыновьями: Константином II, Константом и Констанцием. Правили они не по–христиански, но в духе

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Память преподобного Константина Синадского Преподобный Константин родился в городе Синаде и был по происхождению иудей. Будучи еще малолетним, он, однажды сопровождая свою мать, увидел христианина зевнувшего и сотворившего крестное знамение на своих устах. По

Из книги Юродивый Иоанн. Том I автора Макрис Дионисиос

Обращение Константина Религия такого же рода могла оказаться притягательной и для императора. Если бы вы правили многонациональной империей, неужели вы не благоволили бы к межнациональной гармонии? Неужели не додумались бы распространять религию, которая ей

Из книги Августин. Беспокойное сердце автора Эриксен Тронд Берг

ИСПОВЕДЬ КОНСТАНТИНА Константин с заметной нерешительностью подошел к кир-Анастасису. Проходя, он заметил, с каким любопытством все устремили на него свои взгляды. На удивленных лицах присутствующих он увидел выражение недоумения. Он и сам недоумевал, почему из всех

Из книги История развития креста автора Церковь Православная Русская

Глава I. Век Константина Великого Если события IV века можно отнести на счет воли и решений одной личности, то такой личностью был император Константин Великий. В военном отношении он, придя к власти, совершил примерно то же, что некогда Цезарь. Константиново войско

Из книги автора

Крест-монограмма «посох пастыря» Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2–5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2:8–10). Божественный Отец, устами пророка Михея,

Из книги автора

Крест «монограмма Константина» Святому Равноапостольному Царю Константину «во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов», повествует церковный

«Inhoc signo vinces» - «Сим знаменем победишь» («Сим победиши»)

В начале IV века нашей эры в Риме правил жестокий император Максенций. И однажды горожане обратились к другому императору — Константину (неудивительно то, что оба назывались императорами — система власти в тогдашнем Риме эта позволяла), чтобы он избавил их от тирана. Войско Константина было в несколько раз меньше, чем войско Максенция, но, тем не менее, каждый из императоров, помолившись своим языческим богам, стал готовиться к сражению.

Накануне битвы Константину и его свите явился крест — он висел в небе, прямо над солнцем. На кресте была надпись: «Inhoc signo vinces» - «Сим знаменем победишь» («Сим победиши»). Более того, ночью полководцу приснилось, что Христос велит ему начертать крест на своих знаменах, и с ними идти в бой. Константин исполнил, что ему было велено, особо не веря в свою победу.

Пока шло сражение, сам Максенций находился на представлении в честь своего дня рождения, и вдруг услышал, как люди на трибунах заговорили о победе Константина. При этом сенаторы уверяли: все пророческие книги твердят о том, что «враг» римлян будет разбит. Максенций решил лично отправиться на поле боя. Он добрался туда уже к концу сражения. Его собственные бегущие войска в неразберихе сбросили его в Тибр, тяжелые доспехи утянули Максенция на дно, где он и погиб.

«Сим победиши» - символ воина-христианина

Войдя в Рим, Константин одним из первых своих указов велел освободить всех христиан, ведь крест даровал ему победу. С тех пор крест и надпись «In hoc vinces» («Сим победиши») являются символом воина-христианина.

Лабарум Константина Великого

Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. ). Согласно этому автору, образ лабарума явился Константину во сне накануне битвы у Мильвийского моста (). Одновременно он услышал голос, произносящий слова: греч. ἐν τούτῳ νίκα - лат. "In hoc signo vinces" , т.е. "с этим знаком победишь". По настоянию Константина, его солдаты поместили изображение лабарума на своих щитах и на следующий день одержали громкую победу, которая доставила их предводителю императорский трон.

Лабарум до и после Константина

Ни одного экземпляра лабарума не сохранилось до нашего времени, но судя по изображениям его на разных памятниках, форма знамени в подробностях была разнообразна. Ближайшие преемники Константина сохранили лабарум; язычник Юлиан снял с него монограмму Христа, позже опять восстановленную. По словам историка Сократа, первоначальный labarum, как реликвия, хранился, в его время (около 430 г.) в константинопольском дворце, а если верить Феофану , его видели там еще в IX веке. Носившие лабарум назывались драконариями или векзилиферами.

В средневековом западном христианстве лабарум не имел большого хождения до эпохи Возрождения , когда им заинтересовались художники и исследователи античности. Языковедам не удалось достоверно установить этимологию слова, однако ряд позднейших исследователей разглядел в буквах Р и Х, заключенных в круг, древний языческий символ Солнца. По этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа, хотя этот знак встречается и в христианских гробницах 3 в. н.э., то есть задолго до правления Константина.

В двадцатом веке шведский геолог Йенс Ормо выступил с предположением, что увиденный Константином в небе крест был атмосферным явлением, вызванным столкновением Земли с метеоритом, который оставил по себе кратер в Сиренте, Абруццо . Эта гипотеза не нашла поддержки в научной среде. В последние годы в Интернете появились спекуляции , что название операционной системы Windows XP представляет собой скрытую отсылку к лабаруму.

Литература

  • Негин А.Е. Христианская символика в римской армии IV века // Проблемы антиковедения и медиевистики. Вып. 2.: К 30-летию кафедры истории Древнего мира и Средних веков Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород, 2006. С. 144-152.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Константинов крест" в других словарях:

    Константинов крест - Крест с восемью одинаковыми концами, равномерно расходящимися от центра. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Константинов. Андрей Дмитриевич Константинов Андрей Дмитриевич Баконин … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Константинов. Анатолий Устинович Константинов Дата рождения 12 июня 1923(1923 06 12) Место рожд … Википедия

    Анатолий Устинович Константинов 12 июня 1923 22 октября 2006 Место рождения … Википедия

    Пьеро делла Франческа, базилика Сан Франческо в Ареццо «Сон Константина Великого». Накануне решающей битвы императору приснился ангел с крестом лабарумом в руках, в солнечном сиянии и с надписью «Сим победиши!» Список включает перечисление… … Википедия

    Пьеро делла Франческа, базилика Сан Франческо в Ареццо «Сон Константина Великого». Накануне решающей битвы императору п … Википедия

    Крест. война против феод. крепостнич. гнета. Начавшись на Дону как восстание казаков и беглых людей, она охватила огромную терр. России и переросла в войну рус., укр. крестьян и народов Поволжья против крепостнич. гнета. Крест. война была вызвана … Советская историческая энциклопедия

    Назарбаев, Нурсултан - Президент и верховный главнокомандующий Вооруженными силами Казахстана Президент и верховный главнокомандующий Вооруженными силами Казахстана. Доктор экономических наук. Руководит страной с 1989 года, когда занял должность первого секретаря… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Один из замечательнейших расколоучителей и начальных вождей раскола. Его полное имя было Никита Константинов Добрынин. О жизни его до выступлений против никоновских новшеств ничего не известно, кроме того, что он был соборным попом в г. Суздале.… … Большая биографическая энциклопедия

    Гриценко Анатолий Павлович … Википедия

Книги

  • Полукровка Эхо проклятия Крест обретенный , Константинов А.. Она - скромная питерская учительница с непривычным нашему слуху именем Самсут. В ней причудливым образом смешались армянская, русская и украинская кровь, но она досих пор даже и не помышляла…

С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.

Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.

С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.

Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг… В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили. (Впрочем были и исключения. В актах 7-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).). После легализации христианства в 4 веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.

Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.

Уже на рубеже 7-го - 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в 5-м - 7-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.

Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трульского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» - Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го - 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го - 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м - 20 веках.

«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном - торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», - замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с 7-го по 16-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей - Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках - только с 17-го века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия - безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.

Что такое распятие на кресте?

Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы…

Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.
Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.
На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.

…Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.
Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с 15-го - 17-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.

Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз - на разбойника, хулящего Господа.

Дополнительные изображения на кресте

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека - подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость - орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.

Часто у Христа на Распятии - пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша . Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима . Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь , Иоанн Богослов , кто-нибудь из Жен Мироносиц , сотник Лонгин , Иоанн Креститель , первоверховные апостолы Петр и Павел , святые и вселенские Учители: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст .

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава , то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева . Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне .

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники , но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.

Поделиться: