Скачать презентацию что такое почва. Почва: состав и свойства почвы. Мертвые остатки растений и животных

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Урок «Что такое почва»

Окружающий мир

3 класс

Выполнила: учитель начальных классов:

Устименко Ю.А.


Земля - планета

Земля - почва

Земля – противоположность

водному пространству


Сказала лопата: - земля, чтобы рыть.

Ботинки сказали: - земля, чтоб ходить.

А люди сказали: - земля, чтобы жить. А.Тетивкин

Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица,

Земля-поилица, родная мать-земля.

Так исстари уважительно и ласково зовём мы

нашу родную землю

Земля - почва

Тема урока: Что такое почва ?


Основополагающий вопрос

Почему почву называют кормилицей?

Гипотеза

В почве есть питательные вещества

необходимые для жизни


Метод - наблюдения

Почва -верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли.

Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше .


Метод - эксперимент (опыт)

Пузырьки воздуха

В почве есть воздух


Капельки воды

В почве есть вода



Глина

Песок

В почве есть песок и глина



Перегной

Воздух

Соли

Почва

Микробы

Вода

Песок

Глина



Кто участвует в образовании почвы?

лишайники

растения

Животные: черви, личинки, кроты, и т.д .

Микроорганизмы


Основное свойство почвы – это плодородие, его

необходимо сохранять


Что растения получают из почвы?

кислород

соли

перегной

вода

Вывод: почва - кормилица


Метод сравнения

Типы почв

Дерново-

подзолистые

Серые

лесные

чернозем

каштановые


солонец

солончак

краснозем

серозем


Докучаев Василий Васильевич

  • Создал науку о почвах – почвоведение
  • Называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля и золота
  • Написал книгу «Русский чернозем»

Вывод: почва верхний плодородный слой земли, в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода – необходимые для живого, поэтому почву называют кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Гипотеза подтверждена


1 Верхний, рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью .

почва

2 Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода , воздух, перегной, соли, стекло .

песок, глина, вода, воздух, перегной, соли

3 Основное свойство почвы .

плодородие

4 Животные или растения стали первыми обитателями суши?

растения

5 Самые распространенные почвы в Воронежской области?

чернозёмы

6 Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.

перегной



Ресурсы:

1.Дмитриева О.И.Максакова Т.В. Поурочные разработки по курсу

«Окружающий мир» М. Вако 2010

2.Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение 2009

3.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса.

М.Просвещение 2007














Практическая работа Опыт 1 Опыт 1 Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать? Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать? Опыт 2 Опыт 2 Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? В почве есть ВОЗДУХ. В почве есть ВОДА.


Практическая работа Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт? Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт? Опыт 4 Опыт 4 Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? В почве есть ПЕРЕГНОЙ. В почве есть ГЛИНА и ПЕСОК.


Практическая работа Опыт 5 Опыт 5 Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой. Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой. Что вы видите? Что вы видите? Сделайте вывод. Сделайте вывод. В почве есть СОЛИ и МИКРОБЫ




Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: Неразумная деятельность человека: строительство; строительство; уничтожение парков и скверов; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; непродуманный выпас скота; вырубка леса; вырубка леса; Почву размывает вода; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер; Выдувает сильный ветер;





Тест «Почвы» 1. Выберите правильное определение почвы: 1. Выберите правильное определение почвы: а). верхний слой земли, где есть песок и глина; а). верхний слой земли, где есть песок и глина; б). верхний плодородный слой земли; б). верхний плодородный слой земли; в). верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух. в). верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух. 2. Какая главная часть почвы? 2. Какая главная часть почвы? а). Песок; а). Песок; б). Глина; б). Глина; в). Перегной. в). Перегной.


Тест «Почвы» 3.Что образуется из перегноя под действием микробов? а) соли б) воздух в) вода 4. Что используют растения для питания? а) перегной б) соли в) воду 3.Что образуется из перегноя под действием микробов? а) соли б) воздух в) вода 4. Что используют растения для питания? а) перегной б) соли в) воду


Тест «Почва» 5.Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? 5.Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? а) песок; а) песок; б) глина; б) глина; в) перегной. в) перегной. 6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500тысяч лет, на лугу- за 3225 лет,а там, где нет растений,-за 15 лет? 6. Почему в лесу слой почвы в 18 см вода смывает за 500тысяч лет, на лугу- за 3225 лет,а там, где нет растений,-за 15 лет? а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой; а) чем больше слой почвы, тем она быстрее смывается водой; б) чем больше и разветвленнее корневая система растений,тем сильнее они удерживают почву; б) чем больше и разветвленнее корневая система растений,тем сильнее они удерживают почву; в) чем меньше корни растений,тем сильнее они удерживают почву; в) чем меньше корни растений,тем сильнее они удерживают почву;


Тест «Почва» 7. Какое утверждение верно: а) если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие; б) при внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности. 7. Какое утверждение верно: а) если употреблять много ядохимикатов, почвы потеряют свое плодородие; б) при внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

СПБ ГБПОУ "Академия управления Городской Средой Градостроительства и Печати" Выполнил: Пельт Дмитрий Александрович Проверил: Резунков Андрей Геннадьевич

Слайд 2: Почва

Почва - поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов.

Слайд 3: Морфология

Почвенный профиль - совокупность генетически сопряжённых и закономерно сменяющихся почвенных горизонтов, на которые расчленяется почва в процессе почвообразования. Почвенный горизонт - специфический слой почвенного профиля, образовавшийся в результате воздействия почвообразовательных процессов. Почвенный покров [ - совокупность почв, покрывающих земную поверхность. Выделяются следующие типы горизонтов: Органогенные - (подстилка (A 0, O), торфяной горизонт (T), перегнойный горизонт (A h, H), дернина (A d), гумусовый горизонт (A) и т. д.) - характеризующиеся биогенным накоплением органического вещества. Элювиальные - (подзолистый, лессивированный, осолоделый, сегрегированный горизонты; обозначаются буквой E с индексами, либо A 2) - характеризующиеся выносом органических и/или минеральных компонентов. Иллювиальные - (B с индексами) - характеризующиеся накоплением вынесенного из элювиальных горизонтов вещества. Метаморфические - (B m) - образуются при трансформации минеральной части почвы на месте. Гидрогенно-аккумулятивные - (S) - образуются в зоне максимального накопления веществ (легкорастворимые соли, гипс, карбонаты, оксиды железа и т. д.), приносимых грунтовыми водами. Коровые - (K) - горизонты, сцементированные различными веществами (легкорастворимые соли, гипс, карбонаты, аморфный кремнезём, оксиды железа и др.). Глеевые - (G) - с преобладающими восстановительными условиями. Подпочвенные - материнская порода (C), из которой образовалась почва, и залегающая ниже подстилающая порода (D) иного состава.

Слайд 4: Твёрдая фаза почв

Почва обладает большой суммарной поверхностью твёрдых частиц: от 3-5 м²/г у песчаных до 300-400 м²/г у глинистых. Почва обладает значительной пористостью: объём пор может достигать от 30 % общего объёма в заболоченных минеральных почвах до 90 % в органогенных торфяных. В среднем же этот показатель составляет 40-60 %. Плотность твёрдой фазы (ρ s) минеральных почв колеблется от 2,4 до 2,8 г/см³. Плотность почвы (ρ b) ниже: 0,8-1,8 г/см³ и 0,1-0,3 г/см³ соответственно. Пористость (порозность, ε) связана с плотностями по формуле: ε = 1 - ρ b / ρ s

Слайд 5: Минеральная часть почвы Минеральный состав

Около 50-60 % объёма и до 90-97 % массы почвы составляют минеральные компоненты. Минеральный состав почвы отличается от состава породы, на которой она образовалась: чем старше почва, тем сильнее это отличие. Минералы, являющиеся остаточным материалом в ходе выветривания и почвообразования, носят название первичных. Более устойчивыми являются полевые шпаты, составляющие до 10-15 % массы твёрдой фазы почвы. Чаще всего они представлены относительно крупными песчаными частицами.

Слайд 6: Гранулометрический состав

В почвах могут находиться частицы диаметром как менее 0,001 мм, так и более нескольких сантиметров. Тяжёлые (глинистые) почвы могут иметь проблемы с воздухосодержанием, лёгкие (песчаные) - с водным режимом. В мире также широко применяется определение механического состава почвы по треугольнику Ферре: по одной стороне откладывается доля пылеватых (silt, 0,002-0,05 мм) частиц, по второй - глинистых (clay, <0,002 мм), по третьей - песчаных (sand, 0,05-2 мм) и находится место пересечения отрезков. Внутри треугольник разбит на участки, каждый из которых соответствует тому или иному гранулометрическому составу почвы. Тип почвообразования при этом не учитывается.

Слайд 7: Органическая часть почвы

В почве содержится некоторое количество органического вещества. В органогенных (торфяных) почвах оно может преобладать, в большинстве же минеральных почв его количество не превышает нескольких процентов в верхних горизонтах. В состав органического вещества почвы входят как растительные и животные остатки, не утратившие черт анатомического строения, так и отдельные химические соединения, называемые гумусом.

Слайд 8: Почвенная структура

Структура почвы - физическое строение твёрдой части и порового пространства почвы, обусловленное размером, формой, количественным соотношением, характером взаимосвязи и расположением как механических элементов, так и состоящих из них агрегатов. Твёрдая часть почвы - совокупность всех видов частиц, находящихся в почве в твёрдом состоянии при естественном уровне влажности. Поровое пространство в почве - разнообразные по размерам и форме промежутки между механическими элементами и агрегатами почвы, занятые воздухом или водой.

Слайд 9: Новообразования и включения

Новообразования - скопления веществ, образующиеся в почве в процессе её формирования. К включениям относят любые объекты, находящиеся в почве, но не связанные с процессами почвообразования (археологическое находки, кости, раковины моллюсков и простейших, обломки породы, мусор). Неоднозначно отнесение к включениям, либо новообразованиям копролитов, червоточин, кротовин и прочих биогенных образований.

10

Слайд 10: Почвенный воздух

Почвенный воздух состоит из смеси различных газов: кислород, который поступает в почву из атмосферного воздуха; содержание его может меняться в зависимости от свойств самой почвы (её рыхлости, например), от количества организмов, использующих кислород для дыхания и процессов метаболизма; углекислота, которая образуется в результате дыхания организмов почвы, то есть в результате окисления органических веществ; метан и его гомологи (пропан, бутан), которые образуются в результате разложения более длинных углеводородных цепей; водород; сероводород; азот; более вероятно образование азота в виде более сложных соединений (например, мочевины)

11

Слайд 11: Почвообразование

Почвообразующие факторы Элементы природной среды: почвообразующие породы, климат, живые и отмершие организмы, возраст и рельеф местности, а также антропогенная деятельность, оказывающие существенное влияние на почвообразование.

Цели урока:

Образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес, развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, химический стаканы, стеклянные трубочки, стеклянные воронки, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупы); “Виды почв (таблица); презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Организационный момент. Данный урок проводится в кабинете биологии.

Учитель биологии знакомится с детьми, знакомит их с кабинетом биологии и правилами техники безопасности в нем.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

– Сдаетесь?

– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений: (Слайд 2)

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;
  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

Сказала лопата: (слайд 3)

Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
- Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
- Земля – чтобы жить.

А. Тетивкин

Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

О какой земле идёт речь? (о почве)

Каково её научное название?

– Да, это почва. Тема урока: Что такое почва?

Главное слово на уроке почва.

Давайте попробуем составить мини проект по почве.

На доске записано слово почва. Задайте как можно больше вопросов для этого слова. Мозговой штурм (гиперссылка). Приложение 1

Проблемные вопросы по теме “Почва”

  1. Что такое почва?
  2. Как образуется почва?
  3. Кто участвует в образовании почвы?
  4. Какое основное свойство почвы?
  5. Где образуется почва?
  6. Где на Земле нет почвы?
  7. Что входит в состав почвы?
  8. Что растения получают из почвы?
  9. Что произойдет, если исчезнет почва?
  10. Почему почвы разрушаются?
  11. Чего боится почва?
  12. Почва – это живое?
  13. Везде ли почвы одинаковые?
  14. Зачем человеку нужны знания о почве?

Главный вопрос урока (основополагающий) (слайд 4)

Почему почву называют кормилицей?

Это будет основополагающий вопрос, а остальные проблемные вопросы.

А сейчас мы должны высказать гипотезу, то есть предположение.

Если почва кормилица, значит, она содержит питательные вещества, необходимые для живого

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

Это, прежде всего метод наблюдения (слайд 5)

Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

Какого он цвета? Сделайте вывод.

Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

А какие вещества необходимы для живого?

Воздух, вода, пища, другие питательные вещества.

Метод исследования – эксперимент (слайд 6)

Как доказать, что в почве есть воздух?

Положи в стакан с водой комок почвы. Что наблюдали? Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

– Для чего нужен воздух в почве?

– Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы специальной ложечкой из стаканчика и сильно сожжём. Стряхнём почву в ванночку.

– Что осталось на салфетке?

Вывод: в почве есть вода, необходимая всему живому.

Опыт №3 (Слайд 7, 8)

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем?

Что наблюдаем? Стенки запотели – это вода. Продолжим нагревание – появился запах. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Он является главным питательным веществом, необходимым для всего живого.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов – гумус. (Можно определить по запаху.)

Опыт №4 (слайд 9)

В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне песок, а по бокам стаканчика глина.

Вывод: в состав почвы входит песок и глина

Опыт №5 (10)

Размешаем почву с водой стеклянной палочкой. Профильтруем раствор. Что видите на фильтре?

Поместим несколько капель прозрачного фильтрата на предметное стекло и выпарим.

Что наблюдаем? На предметном стекле пятно – это минеральные соли.

Таким образом, в состав почвы входят воздух, вода, растворенные соли, перегной – питательные вещества, они неживые, но они необходимы для жизни. (Слайд 11)

Физкультминутка (потанцуем и споем)

Руки на пояс – 2 раза
Поставим в начале – 2 раза.
Вправо и влево – 2 раза
Качаем плечами – 2раза.
Если смогли вы – 2раза
Коснуться до пятки – 2 раза,
Значит, вы живы – 2 раза,
Вы в полном порядке – 2 раза

Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

Как образуется почва? (слайд 12)

Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же самые неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву.

В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

Работа с учебником стр.65

Какое значение имеет почва для растений и животных?

Какие животные живут в почве?

Итак, кто участвует в образовании почвы? (слайд 13)

С помощью эксперимента мы выяснили, что в состав почвы входят – воздух, вода, песок, глина. Какая это природа? (неживая)

В почве обитают растения,животные, микроорганизмы. Какая это природа? (Живая)

Делаем вывод: почва играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживой природы к живой.

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (слайд 14)

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

– Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

– Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы?

Главная часть почвы перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные.

Когда растения и животные отмирающих остатки попадают в почву и вновь под действием микроорганизмов превращаются в перегной. Итак вещества путешествуют в природе как бы по кругу: из почвы в растения, из растений в тела животных и снова в почву. Ученые это называют круговоротом веществ в природе. Представьте себе, если круговорот исчезнет, исчезнет все живое.

Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Различают следующие виды почв (слайды 16,17)

А какие почвы у нас в Карелии? (слайд 18)

Территория Карелии расположена в зоне тайги. Почвообразование происходит в условиях прохладного и влажного климата, при этом

Наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю.

Наиболее широко распространены подзолистые почвы и подзолы.

Почвы характеризуются низким плодородием, недостаточно обеспечены элементами питания растений.

Требуется проводить осушение, известкование, вносить органические и минеральные удобрения.

Науку о почве почвоведение создал замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей Родины и исследовал почвы.

Он считал почву кормилицей человека и считал, что она дороже нефти, угля и золота.

В.В.Докучаев учил, как обрабатывать почву, как охранять ее от разрушения, написал книгу “Русский чернозем”

– Почему люди называют землю “ кормилицей”?

Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных. (слайд 20)

Вывод: почва верхний плодородный слой земли, в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода – необходимые для живого, поэтому почву называют кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Гипотеза подтверждена.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Дома: с.65 – 70, заполнить рабочие тетради “Почва (состав почвы, что растения получают из почвы)

Проверим свои знания

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва)
  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
  3. Основное свойство почвы. (Плодородие)
  4. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)
  5. Какие в основном почвы в Карелии (подзолистые)
  6. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной)

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. В почве содержится вода, воздух, соли – минеральные вещества. А также перегной – это органическое вещество, полученное из организмов, значит, почва питает все живое, она – кормилица.

Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

  • Дмитриева О.И.Максакова Т.В. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” М. Вако 2010.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение 2009.
  • Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса. М.Просвещение 2007.
  • http://festival.1september.ru/articles/565751/
  • http://www.openclass.ru/lessons/186953
  • [email protected]
  • http://liceum-hlevnoe.my1.ru/load/3-1-0-3
Поделиться: