Жизненный путь примеры из жизни. Проблема смысла жизни - аргументы к егэ. Проблема материнской любви

(1)Ненавижу диктаторов - ничего хорошего человечест­ву они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена - этого крохотного властителя нашей жизни?

(З)Говорят, против судьбы не попрешь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (б)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три чет­верти зависит от генов. (б)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень дол­гую жизнь.

(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предо­пределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит про­гибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов сво­боды, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(П)Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганниба­ла. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, нема­лую физическую силу, могучий характер и редкую работо­способность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энерги­ей! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хвати­ло для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, дава­ла им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на


жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а ли­беральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокаш­ники, которые азартно состязались в стихотворчестве, пона­чалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Собо­левского.

(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Са­шеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Алек­сандр Васильевич сполна использовал возможности четвер­той четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величай­шим полководцем России за всю ее историю.

(21)Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда - любопытные. (23)Например, отчетливо вижу, как с течением времени ме­няются писательские жены. (24)Многие из них, живя с та­лантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Далыпе - рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зо­не, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в ла­герный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала по­разительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандель­штам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Наде­жда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безуко­ризненной по стилю?

(ЗЗ)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова по­няла, что, кроме нее, некому сохранить для русской куль­туры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей?


(Зб)Надежда Яковлевна такое место нашла - в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все беско­нечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежеднев­но повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был под­виг. (39)Но еще и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медно­го всадника», «Демона» или «Анну Онегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удер­живала в памяти не десять, не двадцать - сотни стихотво­рений мастера.

(42)С наукой не спорят - раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, зна­чит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключе­но в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биоло­гическим в нас командуют гены - а человеческое? (45)А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четы­ре четверти. (47)На все сто процентов.

(По Л. Жуховицкому)

Сочинение

Предопределение, рок, судьба или сам человек решает все в своей жизни? Такую проблему в тексте ставит извест­ный публицист и писатель Л. Жуховицкий.

Комментируя эту проблему, автор напоминает читателю о том, что, по мнению ученых, наша жизнь на три четверти зависит от генов. Но, по мысли писателя, двадцать пять процентов свободы и дают возможность человеку выбрать свой собственный жизненный путь. В качестве примера он приводит биографии великих людей, в частности А.С. Пушкина. Почему поэт не пошел по пути, которым шли его предки, - не стал военным? Автор считает, что


решающее влияние на великого поэта оказали преподавате­ли Лицея, которые воспитывали в учениках свободомыслие, стремление к творчеству, свободу выбора.

С ним трудно не согласиться, потому что воспитание, жизненный опыт не менее важны, чем гены.

Подтверждение этой мысли можно найти в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа, Базаров, го­ворит своему другу: «Каждый сам себя воспитать должен». И во многом он прав. Он сам, сын бедного лекаря, тоже вы­брал своим поприщем медицину, но он хочет двигать вперед науку, занимается исследованиями. Кроме того, он человек с вполне определенными политическими взглядами, со свои­ми идеями переустройства мира. С ним можно соглашаться, можно спорить, но нельзя его не уважать за чувство собст­венного достоинства, верность идеалам, силу духа. Эти ка­чества не перешли к нему с генами, он развил их в себе сам. Он достойно жил и достойно умер.

Еще одним примером удивительной жизненной судьбы является Афанасий Фет. Сложности, связанные с его рож­дением, бедность, служба в армии - казалось, все это сде­лает из него обычного офицера, каких множество. Но он становится великим поэтом, наперекор всем жизненным об­стоятельствам. Силой своего духа Фет сумел преодолеть все невзгоды.

Если у человека есть заветная цель, сила духа и упорст­во, он обязательно добьется своего, несмотря на гены, судь­бу, преграды и сложности, которые встретятся ему на жиз­ненном пути.


Проблема взаимоотношения поколений,

Влияние взрослых на формирование

Личности подростка

(1)3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал все на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать ее полные руки, за­ставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...

(4)- Дедушка, скажи что-нибудь грустное.

(5)- Осенние листья.

(6)- А грустнее?

(7)- Осенние звезды.

(8)- Грустнее осенних звезд бывает?

(9)- Осенние птицы.

(10)- Дедушка, есть осенние люди?

(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмет, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живет во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.

(14)- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.

(16)- Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счета, это надежда на звездное небо.

(18)- Дед, ну причем здесь звездное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?

(20)- Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму - хо­чешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счета или надежда на вторую и третью?

(23)- Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счаст­ливым.

(24)- Глупый ты еще. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.


(26)- Дед, она не любит меня.

(27)- А ты сам как к себе относишься?

(28)- Плохо, дедушка, совсем плохо.

(29)- А летать ты пробовал?

(30)- Дед, средний я, серый, какие там полеты.

(31)- Объясни, такого не понимаю.

(32)- Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (ЗЗ)Чувствовать себя щенком перед слонами и по­нимать - они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я нена­вижу себя, иногда хочу стать мышью - их не обижают, они маленькие. (Зб)Шмыгаю я, дед.

(37)- Она тебя замечает?

(38)- Никто я для нее. (39)Моя жизнь - ожидание кос­ти. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.

(41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.

(42)- Шутишь, дед, какие объявления?

(43)- Продается собачья шкура.

(44)- А если придут за шкурой?

(45)- На вырученные деньги купишь скрипку.

(46)- Зачем мне скрипка, дед?

(47)- Станешь играть любимой.

(48)У меня нет родной деревни - мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна - мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.

(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а еще мой дедушка был влюблен в луну. (53)Он знал о ней все.

(54)Как-то сказал:

(55)- Одни ученые утверждают: лунные кратеры - ос­татки потухших вулканов, другие доказывают - следы ме­теоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры - застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Бло­ка, дальше - взор Бунина, а прямо перед тобой - Маяков-


ского; Луна - музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метео­рит, с ума сходить, как вулкан!

(59)- Не получается у меня, дед.

(60)- Что не получается?

(61)- Ничего не понимаю, во всем запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (бЗ)Может, я и есть осенний?

(64)- Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть та­кие, на которые ответишь только сам.

(65)- Ой, дед, завидую я тебе.

(66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил.

(69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!

(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:

(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый,

осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

(По А. Попову)

Сочинение

Проблему влияния взрослых на формирование личности подростка, юноши рассматривает в своем тексте А. Попов. Автор использует воспоминания героя рассказа о своем деде.

Здесь собраны проблемы из текстов для подготовки к ЕГЭ, которые встречаются абитуриентам наиболее часто. К каждой из них подобраны литературные аргументы, доступные для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.
  2. Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский . В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость. Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной. Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.
  3. Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Выбор в любви

  1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Наверное, каждый человек когда-нибудь сталкивался с проблемой любовного выбора. «Анна Каренина» — самый знаменитый роман о любви, где главной героине тоже предстоит выбирать. И решение повлияло на всю дальнейшую судьбу Анны. Она попала на пересечение двух огней. С одной стороны была семья – горячо любимый сын, но нелюбимый муж, а с другой – невероятно глубокие, страстные чувства к графу Вронскому. Героиня предпочла пылкую любовь вместо тихого и мирного существования в кругу семьи. Она теряет власть, уважение в обществе, закрывает глаза на все, потому что понимает, что не сможет прожить жизнь с холодным и расчетливым человеком. Но Толстой показывает, что даже выбор искренней любви может стать роковым. Анна попадает под гнет высшего общества, теряет все, что было ей дорого, и решает уйти из жизни, чтобы боль, наконец, перестала ежедневно терзать её.
  2. Л.Н Толстой «Война и мир» — Наташа Ростова. Наталья Ростова — одна из тех героинь русской литературы, которые сталкивались с проблемой выбора на протяжении всей жизни. Но, наверное, самый главный выбор все-таки касался любви. Она, по своей детской наивности, решилась на отношения с Анатолием Курагиным, даже не подозревая о том, что он может обмануть её. Холодной любви Болконского оказалось недостаточно для того, чтобы растопить её сердце, и она совершает большую ошибку, когда готовиться сбежать с Курагиным. Возможно, если бы не это предательство, их любовь с князем Болконским продолжалась бы ещё очень долго. Но Толстой тем самым хотел показать, сколь ошибочными бывают мимолетные решения, и как сильно мы, порой, можем о них жалеть.
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна. Конечно, в «энциклопедии русской жизни» должна быть затронута любовная тема. Главная героиня Татьяна сталкивается с любовным выбором, который был связан с её будущим и прошлым. Горячо полюбив Евгения Онегина, будучи ещё совсем юной, она не могла подумать о том, что этот красивый и умный мужчина может отказать ей в этом чувстве. Но именно так и происходит, и это разбивает девушке сердце. Проходит много лет, и Татьяна расцветает, становится более зрелой и умной. Брак с генералом привнес много нового в её жизнь, изменения пошли на пользу. Когда Евгений встречает её и теперь уже сам предлагает свою любовь, она отказывается. Татьяна понимает, что променять свою нынешнюю спокойную жизнь на, может быть, секундное счастье с Онегиным, было бы глупостью. В данном выборе она руководствуется лишь холодным рассудком, потому как её чувства угасли к тому времени и не позволили поступать опрометчиво.
  4. Нравственный выбор

    1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
    2. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда ». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.
    3. Выбор жизненного пути

      1. А.П. Чехов «Человек в футляре». Главный герой рассказа «Человек в футляре» является наглядным примером того, какой образ жизни может избрать для себя человек. Кто-то открывается всему новому и интересному, каждый день общается с людьми и наслаждается всеми моментами жизни, а кто-то закрывается глубоко внутри себя, и не позволяет обстоятельствам изменить существующий порядок вещей. И при этом человек осознанно ограничивает себя от всего, что может приносить радость, буквально хоронит себя заживо. Беликов самостоятельно берет кисть и окрашивает свою жизнь в черно-белые цвета, закрепляет рамки условностей вокруг себя, потому что считает, что все должно происходить по заранее известному сценарию. Любые жизненные потрясения и сдвиги способны сильно покалечить психику таких людей, как Беликов, но Чехов показывает ещё более печальный итог в истории этого человека
      2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Это первый психологический роман, в котором рассказывается история человека с глубокой личной трагедией в душе. Печорин – неоднозначный персонаж, который хоть и не отказывается от всех жизненных удовольствий, но все же выбирает для себя холодную замкнутость и уединение. Здесь можно рассмотреть проблему и более глубокого масштаба: герой выбирает для себя одиночество, так как столкновения с внешним миром приносят ему одни лишь несчастья. За всю жизнь у него не было настоящих друзей, и в любви этот человек тоже остался глубоко несчастным. Его выбор пал на чувство ненависти и презрения ко всему, что его окружает, включая людей. Он принял его, исходя из жизненных обстоятельств, которые сделали его таким, каким он в итоге предстает перед читателями.
      3. И.С. Тургенев «Рудин». Тургенев в своём романе «Рудин» хотел показать читателям образ человека, которого принято называть «лишним». Ведь именно таким чувствует себя главный герой на протяжении всех событий романа и до самого конца, когда отчаяние приводит его на баррикады. Дмитрий Рудин привык надменно и нагло обращаться с людьми, которые находятся в его обществе. Тем самым, он будто воздвигает внутри себя барьер, который не дает чувствительности выйти на свет. Он придает слишком большое значение своей персоне, из-за чего многие невольно проникались к нему и влюблялись. Но, проблема в том, что за всем этим ханжеством и лживыми тирадами пряталась обыкновенная неуверенность в себе. Он тоже выбрал путь постоянного ограничения себя от жизни, потому как думал, что это сделает его счастливым. Рудин играет с собственной жизнью, ежедневно надевая различные маски, и в итоге не может принять важных решений, которые могут полностью изменить его судьбу. Единственный действительно смелый поступок его жизни – участие во французской революции и желание погибнуть героем.

По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тема патриотизма.

Юного Петю Ростова по праву можно назвать настоящим патриотом. Уходит на войну совсем юным, но считает себя счастливым, ведь он рад служить Отечеству. «Сегодня самый счастливый день в моей жизни: Я могу послужить Отечеству»,- говорит он, попав на войну.

Проблема ценности человеческой жизни.

Андрей Болконский после смертельного ранения под Аустерлицем, понимает, что заблуждался в выборе жизненного кумира – Наполеона. Переосмысливая свою жизнь заново, герой понимает, что главная ценность – это и есть сама жизнь, а не честолюбивые помыслы.

2.Жизнь человека – главная ценность. Это понимает Андрей Болконский после тяжелого ранения, под Аустерлицем. Под небом Аустерлица, в душе происходит перелом. На мечты о славе, добытой на поле боя, Болконский смотрит как на глубокое заблуждение. Кумиром молодого поколения начала 19 века был, несомненно, Наполеон. Но перед лицом смерти А.Б. понимает, что теперь Наполеон перестал быть для него героем: « …он казался маленьким ничтожным человеком»

Проблема крепких семейных устоев.

Семья Ростовых является образцом крепкой здоровой семьи, где царят атмосфера мира, согласия и любви. Здесь почитают и уважают старика Ростова. А Наташа Ростова доверяет все свои сокровенные мысли своей матери. В этой семье заложен крепкий нравственный стержень. Семья Ростовых воплощает истинно русский дух и черты национального характера.

Проблема войны как народного бедствия. Проблема общности чувств у разного поколения

Уже в самом названии романа-эпопеи Толстого отражены две противоположные нравственно-философские категории. Автор осуждал войну как явление, противоестественное природе человека, несущее смерть, страдания, разрушения. Писатель призывает людей к единению во имя мирной счастливой жизни. Герои романа Пьер Безухов, Андрей Болконский понимают, что война ужасна, люди рождены для мирной и счастливой жизни.



Тема самопожертвования

Проблема сохранения лучших качеств души. Отношение к роскоши.

Наташа Ростова вовсе не блещет красотой, как Элен Курагина, но очаровывает всех своей детской непосредственностью, добротой. Перед ее обаянием устоять просто невозможно, поэтому Андрея Болконского наконец-то посещает то божественное чувство платонической любви, искреннего чувства к Наташе.

Когда все светское общество Москвы пыталось хоть как – то спасти собственное имущество, Наташа вместе с отцом решила отдать 30 подвод для раненых, чтобы вывезти их из Москвы. На этих же подводах должны были вывезти состояние семьи Ростовых. Хотя Наташа прекрасно понимала, что, лишившись состояния, обрекала себя на полное разорение. Героиня проявила лучшие качества души.

Проблема личности в ключевых моментах истории .

Талант русского полководца Кутузова сыграл важную роль для достижения победы над врагом. Знание народа, близость к нему помогают принимать правильные решения. Отличные способности военного стратега, тактика, личный пример: он всегда находится в центре сражений, свидетельствуют о его неоспоримой роли в ключевых моментах войны 1812 года. Талант полководца проявляется в Бородинском сражении.

Тема связи поколений. Торжество жизни добра и правды

В эпилоге романа Толстой утверждает торжество живой жизни, добра и правды. Об этом свидетельствует сон Николеньки Болконского. Сын мечтает вырасти достойным своего отца – Андрея Болконского. Сон Николеньки свидетельствует о непрерывном течении времени: на смену отцам подрастают дети.

Тема роли народа в истории. Роли народа в войне.

Герои из народа – простые люди, носители лучших качеств, подлинные творцы истории. Именно партизанское движение ускорило приход победы. Долохов, Денисов и многие другие представители простого народа проявили бойцовский дух, героизм. Победа над Наполеоном- результат единения народа. Простые люди, носители лучших гражданских качеств и есть подлинные творцы истории.

А.П.Платонов.

Проблема выбора жизненного пути. Смысла жизни, назначение, призвание.

Герой рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире» машинист Александр Васильевич Мальцев - лучший первоклассный механик знает и любит свою профессию. Даже после того, как герой ослеп, он не продолжает мечтать вернуться к своему любимому делу. Герой испытывает радость, когда вновь приступает к делу всей своей жизни:вождению тепловоза. Он настолько хорошо знает свое дело, что и слепым знает дорогу наизусть. В итоге происходит чудо: герой прозревает, благодаря тому, что вернулся к любимому делу.

« Песчаная учительница» (проявление лучших качеств души, энтузиазм, самоотверженность). Смысл жизни, назначение.

1 .Яркий образ героя-энтузиаста – молодой учительницы- Марии Нарышкиной мы видим в рассказе А.Платонова «Песчаная учительница». Героиня живет и трудится в степном селе. Здесь очень сложно что-то вырастить вообще, но она пытается развести сад. Вместе со своими учениками она озеленяет пустыню. Такие люди, как Мария Нарышкина приходят в мир, чтобы украшать Землю и приносить людям счастье.

2. Символом «уродливой» футлярной жизни. Подчиненной узкой нелепой цели становятся герои чеховской трилогии. Их быт разрушителен и мелочен. Всему виной их косность, инертность, духовная слепота. В людях замерло все живое, доброе, вечное.

Рассказ «Крыжовник» Чехова. Николай Иванович много лет выполнял обязанности мелкого чиновника ради одной мечты:приобрести имение, где бы рос крыжовник. Чехов негодует против сытых довольных людей «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где бы он мог проявить все свойства и особенности своего свободного духа»

В рассказе «О любви» А.п.Чехова как ни гуманны, как ни разумны были соображения Алехина, боявшегося разрушить семейное счастье Анны Алексеевны, взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу, в итоге понимает, что все было ненужно, мелко и обманно и мешало им любить друг друга. «Я понял, признается герой, - что, когда любишь, не нужно рассуждать вовсе». Основная мысль рассказа в том, что человек должен стремиться к содержательной жизни, которая не бывает в мире с покоем и личным счастьем.

Тема самопожертвования. Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности)

Тема самопожертвования. Скромности Рассказ «Юшка» А.П.Платонов. Главный герой Юшка помогает бедной девочке сироте получить образование и найти свое призвание в жизни, получить профессию врача. Для этого Юшка жил скромно и экономил, чтобы отложить средства для успешного будущего девочки. Никто в селе об этом не знал, ведь он никому об этом не рассказывал.

Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности). Проблема дефицита нравственности. Милосердия и любви ко всему живому. Добро и зло

Рассказ Платонова «Юшка»

В селе все не любили Юшку за его равнодушие к нанесенным ему обидам., за отсутствие жестокости, беспомощность и терпимость. Жестокие условия сделали окружающих беспощадными, черствыми и жестокими. Ведь жестокость порождает жестокость. И тогда люди стали относиться жестоко и беспощадно к более слабым и беззащитным, чем они, к таким, как Юшка. Но Юшка никогда не отвечал жестокостью на причиненные обиды, в этом и заключались его нравственная сила и превосходство.

«На заре туманной юности» сострадание, соучастие, проявление и сохранения лучших качеств души.

В рассказе А. Платонова «На заре туманной юности» главная героиня, оставшись сиротой, не падает духом, а пытается выжить в суровом мире. Она учится в вечерней школе и работает. Юная героиня помогает растить бедного мальчика, сироту Юшку. Этот мальчик называет ее своей мамой. Несмотря на сложную трагическую судьбу, героиня сохраняет лучшие качества своей души, проявляет самопожертвование, заботу к более беззащитному и слабому. Она проявляет добро и сострадание.

Рассказ «Возвращение» Трагическая судьба народа после войны. «Раннего взросления детей военной поры.Утраченного детства

Капитан Иванов, убыв из армии по демобилизации, возвращается домой. Дома его ждут жена с детьми: сыном - Петрушкой и дочерью Настей. Узнав, что его жена однажды изменила ему, и, заметив, что дети повзрослели: сын вполне может по хозяйству выполнять мужскую работу, Иванов собирает вещи и уходит из дома. Он решает покинуть семью на поезде. Из набирающего скорость вагона, Иванов видит бегущих детей. Они, спотыкаясь и падая, бегут вдоль рельсов за поездом. Чтобы догнать и вернуть своего отца. Иванов понимает, что он дома нужен и выпрыгивает из поезда навстречу Петрушке и Насте.

Утраченного детства. У детей Петрушки и Насти нет даже игрушек. Самая большая радость для Настеньки книжка, которую она бережет. У ребят нет детства, они уже взрослые и это ужасно, когда ребенок не умеет радоваться, лишен развлечений и других счастливых моментов детства. Вернувшись с войны, отец не узнает своих детей. Они вполне самостоятельные и выполняют работу взрослых. Они привыкли экономить: недоедать, откладывать дрова и т.д. Самое страшное это когда дети рано взрослеют или как на войне сразу утрачивают пору детства.

Иван Алексеевич Бунин.

1 аргумент: сегодня я и мои ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. От того, какую профессию мы предпочтём , в какой общественной сфере найдём своё применение, зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. (Пример личный).

2 аргумент: в основе выбора лежат нравственные ценности, которые формируются в детстве. Очень важно, чтобы это были доброта, справедливость, трудолюбие, а не эгоистические побуждения. (Пьер Безухов «Война и мир»).

3 аргумент: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Другим литературным героем, который также не смог сделать выбор по совести, является Евгений Онегин. Герой понимает, что его дуэль с Ленским абсолютно бессмысленна, но все-равно принимает вызов. Почему? А.С. Пушкин дает вполне однозначный ответ: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» То есть для Онегина общественное мнение было важнее, чем жизнь друга. А ведь есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то все закончилось бы хорошо.

4 аргумент: «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова . Эта проблема не раз находила отражение и в русской классической литературе. Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Воланд и его свита искушают москвичей, которые раз за разом делают неправильный выбор, за что и получают свое наказание. Никанор Иванович Босой берет взятку, буфетчик жульничает, Степа Лиходеев развратничает… И, конечно, говоря о нравственном выборе, нельзя не вспомнить о Понтии Пилате , который так и не смог сделать правильный выбор. Ведь он слишком поздно понимает, что «сегодня днем он что-то безвозвратно упустил.

Проблема благородства, бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека)

Насколько сложно определиться с будущей профессией? Возможно ли сделать этот выбор самостоятельно, не прибегая к помощи других людей? Какую роль может сыграть случайный человек, в принятии такого нелегкого решения? Именно эти вопросы возникают в голове при прочтении текста Паустовского.

Рассуждая над данной проблемой, автор рассказывает историю молодого человека, который мечтал стать писателем, но был не до конца уверен в собственном решении. Ему посчастливилось встретить Лазаря Борисовича – человека, который относился к писательству очень серьезно: «Мало ли кто хочет быть писателем! Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым». Услышав о намерениях юноши, аптекарь вызвал его на разговор, желая помочь, просветить в нелегком деле писательства: «Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни». Паустовский отмечает, что разговор заставил главного героя задуматься над сутью выбранного занятия, осознать всю его значимость.

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: выбор профессии очень сложен, и человеку не всегда удается принять решение в одиночку. Очень важно, чтобы рядом был мудрый наставник, способный дать дельный совет и направить на правильный путь.

Рассуждая над данной проблемой, невозможно не вспомнить произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Иван Бездомный - поэт и писатель, пишет посредственные стихи, которые впоследствии продает Берлиозу. Это занятие не приносит ему никакого удовольствия, он чувствует, что занимается не тем, чем хотел бы. Однако впоследствии под влиянием Воланда и Мастера он осознает, что необходимо изменить собственную жизнь, начать заниматься тем, к чему действительно лежит душа. Бездомный становится профессором истории и находит свое призвание в этом деле, посвящает жизнь науке. Таким образом, человеку не всегда удается сразу определить будущее занятие, это долгий и сложный путь.

Еще одним подтверждением данной мысли является произведение Л.Н.Толстого «Отрочество». Главный герой этой повести – Николенька - мечтает стать математиком и приносить пользу обществу. Мальчик хочет стать значимым человеком, совершить открытия и изменить жизнь людей. Однако он делает этот нелегкий выбор неосознанно, лишь потому что его привлекают связанные с математикой слова. Эта ситуация показывает, что иногда человек будучи еще в детстве, способен поддаться собственным мечтам и сделать неверный выбор. Таким образом, стоит быть более ответственным при выборе жизненного пути.

В заключение мне хотелось бы сказать, что прочитанный текст заставил меня еще раз задуматься о том, каким сложным может быть выбор профессии и что человек не всегда способен принять столь ответственное решение в одиночку.

Поделиться: