Патология история развития. Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи патологической анатомии

- 166.59 Кб

Введение

Патологическая анатомия составляет неотъемлемую часть теоретической и практической медицины и своими корнями уходит в глубокую древность. Как самостоятельная дисциплина она развивалась медленно в связи с тем, что вскрытие тел умерших долго было запрещено. Только в XVI веке начали накапливать материалы по патологической анатомии болезней, полученные при вскрытии трупов.

Патологическая анатомия является составной частью патологии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

В истории развития патологической анатомии выделяют четыре основных периода: анатомический (с древности до начала XIX века), микроскопический (с первой трети XIX века до 50-х годов XX века), ультрамикроскопический (после 50-х годов XX века); современный, четвертый период развития патологи­ческой анатомии можно охарактеризовать как период патологической анатомии живого человека.

Общие сведения о патлогической анатомии

Основным методом патологической анатомии является вскрытие умершего человека – аутопсия. Цель аутопсии – установить диагноз болезни, выявить осложнения, приведшие больного к смерти.

Аутопсию проводит врач-патологоанатом в присутствии лечащих врачей.Во время аутопсии врач-патологоанатом производит забор кусочков различных органов для гистологического исследования, а, при необходимости, для бактериологического и бактериоскопического исследований. По окончании вскрытия патологоанатом выписывает врачебное свидетельство о смерти и оформляет протокол вскрытия.

Из кусочков органов, зафиксированных в 10 % растворе нейтрального формалина, лаборанты патологоанатомического отделения готовят гистологические препараты. После микроскопического изучения таких препаратов врач-патологоанатом оформляет заключительный патологоанатомический диагноз и сопоставляет клинический и патологоанатомический диагнозы. Наиболее интересные случаи и случаи расхождения диагнозов разбираются на клинико-анатомических конференциях. С порядком проведения клинико-анатомических конференций студенты знакомятся во время прохождения занятий на биопсийно-секционном цикле на старших курсах.

К основному методу патологической анатомии следует также отнести биопсийный метод исследования. Биопсия – от греческих слов bios –жизнь и opsis –зрительное восприятие. Под биопсией понимают гистологическое изучение кусочков тканей, взятых у живого человека в диагностических целях.

Различают биопсии диагностические, т.е. взятые специально для установления диагноза, и операционные, когда на гистологическое исследование посылают удаленные во время операции органы и ткани. Довольно часто в лечебных учреждениях используют метод экспресс-биопсий, когда гистологическое исследование проводится непосредственно во время оперативного вмешательства для решения вопроса об объеме оперативного вмешательства. В настоящее время широкое распространение получил метод пункционных биопсий). Такие биопсии проводятся с помощью соответствующих игл и шприцев путем пункции внутренних органов и засасывания в шприц материала из органа (почки, печень, щитовидная железа, кроветворные органы и др.).

Среди современных методов патологической анатомии основное значение имеют метод иммуногистохимии и гибридизации на месте. Эти методы дали основной импульс развитию современной патологической анатомии, они сочетают в себе элементы классической и молекулярной патологии.

Иммуногистохимические методы (ИГХ). В их основе лежит специфическое взаимодействие тканевых и клеточных антигенов человека со специально полученными антителами, несущими на себе разнообразные метки. Сегодня не составляет особого труда получить антитела практически к любому антигену. Изучая конкретные молекулы, ИГХ позволяет получить информацию о функциональном состоянии клетки, ее взаимодействии с микроокружением, определить фенотип клетки, установить принадлежность клетки к определенной ткани, что имеет решающее значение в диагностике опухолей, оценке дифференцировки клеток, гистогенез.

Гибридизация на месте (ГИС) – это метод прямого выявления нуклеиновых кислот непосредственно в клетках или гистологических препаратах. Преимуществом данного метода является возможность не только идентификации нуклеиновых кислот, но и корреляции с морфологическими данными. Накопление сведений о молекулярной структуре вирусов с применением этого метода позволило выявить чужеродный генетический материал в гистологических препаратах, а также понять то, что многие годы называлось морфологами вирусными включениями. ГИС, как высокочувствительный метод, необходим для диагностики скрытых или латентных инфекций, таких как цитомегаловирусная, герпетическая инфекции, вирусы гепатита.

Электронная микроскопия. Для диагностики патологических процессов на материале, взятом при жизни больного, в необходимых случаях используется электронная. Трансмиссионная ЭМ используется чаще обычно для изучения материала в ультратонких срезах ткани, для исследования деталей строения клеток, выявления вирусов, микробов, иммунных комплексов и др.

ЭМ – трудоемкий и дорогостоящий метод, его следует применять только в тех случаях, когда другие методы исчерпали себя. Чаще всего такая необходимость возникает в онкоморфологии и вирусологии.

Анатомический период(с древности до начала XIX века)

Истоки анатомии теряются во тьме веков. Изображения людей и животных, сделанные в каменном веке, передают внешние формы тела в покое и движении, в них выделены и акцентированы признаки мужского и женского пола. На стене пещеры Пиндаль в Пиренеях (Испания) было обнаружено изо­бражение мамонта, в центре которого первобытный художник нарисовал сердце. Можно предполагать, что в первобытном обществе при оказании помощи раненым и при разделывании туш убитых животных возникали какие-то представления о внутреннем строении тела, но они были отрывочными и неясными.

Первые целенаправленные наблюдения в области анатомии человека стали проводиться в эпоху древних цивилизаций. Так, в Китае в конце IV века до н. э. губернатор одной из провинций передал врачам трупы сорока обезглавленных людей, разрешив их вскрыть в интересах науки. В древнекитайском медицинском трактате Хуанди Ней-Цзин приводятся данные о плотности сердца, печени, легких и других органов, вместимости желудка и мочевого пузыря, длине и вместимости кишечника и т. п. Недостаток знаний о функциях органов восполнялся умозрительными представлениями. Древние китайцы считали, что сердце - первая из внутренностей, подчиненных огню. Печень называли матерью сердца и обиталищем души, а сыновьями сердца признавали желудок и селезенку. С желчным пузырем связывали мужество. Полагали, что разные органы связаны каналами (меридианами), в которых циркулирует пневма (ци) - энергия жизни, включающая два начала: мужское Ян, активное и горячее, и женское Инь, пассивное и холодное. В III-II вв. до н. э. вскрытия стали запре­щаться и развитие анатомии в Китае приостановилось.

В Древней Индии отсутствовал запрет вскрывать трупы, для их изучения применялся метод мацерации: тело должно было пролежать семь дней в ручье в корзинке из ивовых прутьев, а затем с него с помощью коры деревьев снимали кожу, пока не открывались находящиеся под ней органы. Первые представления древних индийцев о строении человека нашли отражение в мифе о первочеловеке - Пуруше, из частей тела которого сформировалась вселенная. В Аюрведах, древнеиндийских письменных сочинениях, указывается, что человек состоит из семи оболочек, трехсот костей, трех жидкостей, девятисот связок и девяноста жил, начинающихся у ногтей. Центром жизни считался пупок, от которого берут начало сосуды, несущие кровь, воду и слизь.

В Древнем Египте обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний. Древнеегипетским врачам были известны лишь отдельные внутренние органы - сердце, головной мозг, печень, а также сосуды. Основным органом считалось сердце, от которого, как полагали, отходят 22 сосуда ко всем частям тела. 
Естествоиспытатели и врачи Древней Греции значительно обогатили знания строения и функций организма. В объяснении жизненных явлений в этот период уже сталкиваются мате­риалистические и идеалистические течения.

В V веке до новой эры врач Алкмеон из Кротона первым из анатомов указал на необходимость вскрывать трупы людей для изучения анатомии; он обнаружил нервы, связывающие глаз и ухо с мозгом, и полагал, что мозг является органом ощущения и мысли. У великого врача древности Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) и его учеников имеются сочинения, посвященные анатомии: «Об анатомии», «О сердце», «О железах», анатомические данные встречаются в сочинениях («О ранах головы», «О переломах» и др.). В то время уже различали артерии и вены, причем считалось, что по венам течет кровь, артерии же рассматривались как трубки, несущие воздух. В сердце различали желудочек, «ушки» (предсердия), отверстия и окружающие их «перепонки» (клапаны). Нервами называли различные белые волокнистые образования, в том числе сухожилия (отсюда термин «апоневроз»). Гиппократ впервые описал строение костей черепа, выделив в них похожее на губку «диплоэ». Крупнейший естествоиспытатель и философ Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считается родоначальником сравнительной анатомии, зоологии и эмбриологии. Он производил вивисекции, наблюдал развитие зародыша курицы и обнаружил в нем «прыгающую красную точку» - зачаток сердца. Он первым назвал главную артерию тела аортой. 
На рубеже TV-III вв. до н. э. культурным центром античного мира была Александрия. Там работали знаменитые врачи Герофил (родился в 304 г. до н. э.) и Эразистрат (300-250 гг. до н. э.), внесшие большой вклад в анатомию. Они вскрывали человеческие тела. Герофилу были известны желудочки мозга и его оболочки, двенадцатиперстная кишка, предстательная железа. Эразистрат производил опыты на животных и установил, что нервы бывают двигательными и чувствительными. Он первым высказал догадку об анастомозах между мелкими разветвлениями сосудов.

После завоевания Александрии римлянами центр культурной жизни древнего мира переместился в Рим. Видное место в истории анатомии принадлежит ученому и врачу Клавдию Галену (131- ок. 200 гг. н. э.), в работах которого наиболее полно и систематизировано изложены анатомические и физиологические данные того времени. На русский язык переведено главное сочинение Галена «О назначении частей человеческого тела» (De usu partium). Гален предложил классификацию костей, описал многие мышцы, сосуды и нервы, внутренние органы, части головного мозга. Он ввел сохранившиеся до наших дней анатомические названия (диафиз, эпифиз, платизма, массетер, кремастер). В то время уже существовал запрет на вскрытие человеческих трупов, и Гален изучал анатомию на свиньях, обезьянах и некоторых других животных. Поэтому многое в его описаниях анатомии человека было ошибочным. Строение органов Гален объяснял с телеологических позиций, исходя из их назначения, «пользы» для организма. Не соответствовало действительности и представление Галена о движении крови в организме, которое продержалось до открытия кровообращения в XVII в.

Крушение Римской империи и переход от рабовладельческой формации к феодальной в странах Европы привели к глубоким изменениям в духовной жизни общества.

Период средневековья, длившийся более 13 веков, характеризуется господством христианской идеологии, «духовной диктатурой» церкви, схоластикой, отказом от изучения природы. В области анатомии официально признанным авторитетом стал Гален, труды которого были объявлены непогрешимыми. Изучение человеческого тела подпало под строгий запрет как «греховное» занятие.
Новый очаг культуры возник в средние века на Востоке, в Арабских халифатах и образовавшихся после их распада государствах Передней и Средней Азии. Наибольший расцвет науки, и в том числе медицины, в этих странах приходится на IX-XI вв. Однако ислам, как и христианство, не разрешал вскрытия, и поэтому врачи арабского мира немного внесли в анатомию. В знаменитом «Каноне врачебной науки», который написал Ибн-Сина (Авиценна; 980-1037 гг.), анатомические данные приводятся в основном по Галену. Заслуживает упоминания врач из Каира Ибн-ан-Нафиз, который составил в XII в. «Анатомический комментарий к канону Авиценны», предвосхитив в нем открытие малого круга кровообращения.

Занятия анатомией возобновились лишь в период позднего средневековья. В XIII-XIV вв. в Западной Европе открываются университеты, и расширяется медицинское образование. Все более острой становится необходимость анатомической подготовки врачей. Стремление к изучению человеческого тела постепенно преодолевает религиозные запреты. Студенты похищают трупы с кладбищ и виселиц. Церковные власти начинают разрешать занятия анатомией, но долго сохраняется их жесткая регламентация. Так, когда в Болонье был образован самостоятельный медицинский факультет, медики дали присягу ректору, избранному ими, что они будут вскрывать только трупы, приобретенные честным путем, ибо доставка и оплата трупов были обязанностью самих студентов. Студент имел право присутствовать лишь 2 раза на вскрытии трупа мужчины и один раз на вскрытии трупа женщины.
В 1315 г. Мондино деа Люцци (1275-1326), преподававший в Болонском университете, вскрыл два женских трупа и написал книгу по анатомии, которая служила руководством для студентов в течение последующих двух столетий. В этой книге были представлены данные преимущественно о внутренностях. От описания ряда органов, в том числе костей черепа, Мондино воздержался, дабы не быть обвиненным в «греховном» занятии. В университетах других стран вскрытия стали практиковаться значительно позже: в Монпелье (Франция) в 1376 г., в Вене в 1404 г., в Эдинбурге в 1505 г., в Лондоне в 1540 г., в Кембридже в 1564 г., в Америке в 1533 г., в Японии в 1754 г.

В XVI веке начали накапливать материалы по патологической анатомии болезней, полученные при вскрытии трупов. В 1507 г. во Флоренции издан первый известный современной историографии патологоанатомический трактат Антонио Беневьени (Benevieni) «De abditis nanniellis as miranlis morborum et sarationum causis», основанный на материале 20 аутопсий. Автор описал в ней в общей сложности 170 различных патологических изменений органов.

После А. Беневьени в Европе в XVI веке были опубликованы десятки оригинальных работ. Уже к концу века появилась необходимость их обобщения, что было сделано итальянцем Марче́лло Дона́то («De medicina historia mirabilis», 1586 г.).

Наиболее известными патологоанатомическими трактатами XVII-XVIII веков являются следующие:

1. Теофи́л Бонé (Боне́тус) (1620-1689) - «Sepulchretum anatomicum sive anatomica practica ex cadaveribus morbo donatis» (1679) - книга, включавшая описание почти 3 тысяч аутопсий.

2. Джовáнни Бати́ста Моргáньи (1682-1771) - «De sedibus et causis morborum per anatomen indagatis» (1761) - работа основана на результатах 700 вскрытий.

3. Жозéф Льето́ (1703-1780) - «Historia anatomica medica» (1767).

Патологоанатомические исследования проводили также А. Везалий, У. Гарвей, Г. Фаллопий, Б. Евстахий, Ф. Глиссон, Ф. де ля Боэ (Сильвиус) и многие другие.

Становлению патологической анатомии, как и других отраслей современной медицины, способствовала мировоззренческая революция эпохи Возрождения и Реформации.

В XIX веке патологическая анатомия уже завоевала прочное положение в медицине. Открывались кафедры патологической анатомии в Берлине, Париже, Вене, Москве, Петербурге. Представитель венской школы К. Рокитанский (1804-1878) на основании огромного личного опыта (30 000 вскрытий за 40 лет прозекторской деятельности) создал одно из лучших в то время руководств по патологической анатомии. К. Рокитанский был последним представителем господствовавшей на протяжении веков теории гуморальной патологии человека, которая не имела научной основы.

Микроскопический период (с первой трети XIX века до 50-х годов XX века)

В середине. XIX в. развитие патологии проходило в борьбе двух направлений; гуморального (от лат. humor-влага, жидкость), уходящего корнями в философские учения древнего Востока и древней Греции, и появившегося позднее, солидарного (от лат. solidus - плотный, твердый), первые представления о котором развивались Эразистратом и Асклепиадом.Ведущим представителем гуморального направления был венский патолог, чех по национальности Карл Рокитанский, член Венской и Парижской академий наук. В 1844 г. он создал первую в Европе кафедру патологической анатомии. Его трехтомное «Руководство патологической анатомии»,составленное на основе более чем 20 000 вскрытий, произведенных с применением макро- и микроскопических методов исследования, выдержало три издания и было переведено на английский и русский языки. Основной причиной болезненных изменений Рокитанский считал нарушение состава жидкостей организма - дискразию (термин древнегреческих врачей) . В то же время местный патологический процесс он рассматривал как проявление, общего заболевания. Понимание болезни как общей реакции организма было положительной стороной его концепции.

Краткое описание

Патологическая анатомия составляет неотъемлемую часть теоретической и практической медицины и своими корнями уходит в глубокую древность. Как самостоятельная дисциплина она развивалась медленно в связи с тем, что вскрытие тел умерших долго было запрещено. Только в XVI веке начали накапливать материалы по патологической анатомии болезней, полученные при вскрытии трупов.

Патологическая анатомия в 20 веке испытала влияние экспериментально-физиологического направления. В отличие от органолокалистического направления, господствовавшего на Западе, в России получило развитие направление нозологическое и функциональное, рассматривающее больной организм в целом.

Инициаторами этого направления явились представители московской школы патологоанатомов - А. И. Абрикосов (1875- 1955), М. А. Скворцов (1876-1963), В. Т. Талалаев (1886-1947), И. В. Давыдовский и др. Эта же школа патологоанатомов начала с 1927 г. систематически проводить сравнение клинических и патологоанатомических диагнозов и обсуждать их совместно с лечащими врачами на клинико-анатомических конференциях. В дальнейшем конференции были узаконены для всех больниц СССР; они повысили роль прозектуры в диагностике и стимулировали научную разработку больничного материала, укрепив клинико-анатомическое направление.

Патологоанатомические школы, представленные Н. Н. Аничковым (1885-1964), С. С. Вайлем и др., проводили систематическое изучение сердечно-сосудистой патологии, ретикулоэндотелиальной системы, инфекционных болезней на секционном материале и путем создания экспериментальных моделей. Изучению патологических изменений при инфекционных болезнях посвящены труды И. В. Давыдовского. В. Т. Талалаев изучил гистогенез ревматической гранулемы (гранулема Ашоффа - Талалаева) и создал первую клинико-анатомическую классификацию ревматизма. М. А. Скворцов и Д. Д. Лохов (1892-1958) заложили основы патологической анатомии болезней детского возраста.

А. В. Русаков (1885-1953) с сотр. работал в области костной патологии. А. И. Абрикосов, В. Г. Штефко, А. И. Струков, A. Н. Чистович и другие внесли значительный вклад в разработку патологической анатомии туберкулеза. Н. А. Краевский совместно с клиницистом X. X. Владосом предложил классификацию лейкозов. Разрабатывались новые главы патологии - патологическая анатомия боевой травмы и лучевой болезни, были осуществлены ценные исследования по краевой патологии.

За рубежом Л. Ашофф (Германия), исходя из исследований И. И. Мечникова и B. К. Высоковича, создал учение о ретикулоэндотелиальной системе, первым описал инфекционную гранулему при ревматизме, которая получила его имя.

Центральной проблемой общей патологии, переименованной в СССР в патологическую физиологию (1925), была проблема реактивности. Идеи И. И. Мечникова получили наибольшее развитие в школе А. А. Богомольца (1881-1946), создавшей учение о роли соединительной ткани в реактивности организма, о цитотоксинах, о старении и продлении жизни. Последнее развилось в отдельную научную дисциплину - геронтологию и гериатрию (см.).

Созданные в СССР Е. С. Лондоном (1868 - 1939) методы ангиостомии и органостомии позволили изучать обмен веществ без нарушения нейрогуморальной регуляции я положили начало ангиохимии. Школа А. В. Репрева (1853-1930) исследовала роль эндокринных и гуморальных факторов в патологии. С. С. Халатов (1884-1951), Н. Н. Аничков и их ученики создали учение о патологии холестеринового обмена. Школа А. Д. Сперанского (1888-1961) выдвинула теорию о роли нейродистрофических процессов в патологии. Представителями школы И. П. Павлова (М. К. Петрова, П. С. Купалов, А. О. Долин и др.) создан новый раздел патофизиологии - патофизиология высшей нервной деятельности, учение об экспериментальных неврозах. Интенсивно разрабатывались проблемы кислородного голодания, воспаления, лихорадки, шока, патофизиологии сердечнососудистой системы. Изучено патогенное действие факторов внешней среды (электротравмы, ионизирующие излучения, пониженное и повышенное атмосферное давление и др.).

Большое значение для развития патологической анатомии имели работы французских морфологов М. Биша, Ж. Корвизара и Ж. Крювелье, который создал первый в мире цветной атлас по патологической анатомии. Р. Бейль был первым автором полного учебника по частной патологической анатомии, переведенного в 1826 г. на русский язык врачом А. И. Костомаровым. К. Рокитанский впервые систематизировал патологические процессы систем организма при различных заболеваниях, а также стал автором первого руководства по патологической анатомии.

В России впервые вскрытия начали производить с 1706 г., когда по приказу Петра I были организованы медицинские госпитальные школы. Но духовенство препятствовало проведению вскрытий. Лишь после открытия в 1755 г. медицинского факультета в Московском университете вскрытия стали проводиться регулярно.

Первая в России кафедра патологической анатомии и патологической физиологии была организована в 1849 г. в Московском университете известным терапевтом А. И. Полуниным. Он первым понял необходимость сопоставления проявлений болезни, имевшихся при жизни больного, с изменениями, которые выявлялись при вскрытии трупов. А. И. Полунин -- основоположник клинико-анатомического направления, которое стало характерной чертой отечественной медицины. Идеи А. И. Полунина продолжали и развивали его многочисленные ученики и последователи. Среди них и создатель Московской школы патологоанатомов, автор первого в России учебника по патологической анатомии проф. М. Н. Никифоров. Учениками М. Н. Никифорова были академики А. И. Абрикосов и И. В. Давыдовский. Развивая идеи, заложенные А. И. Полуниным и М. Н. Никифоровым, А. И. Абрикосов создал принципы отечественной патологической анатомии и внес большой вклад в разработку многих проблем общей и частной патологии. И. В. Давыдовский доказал закономерности развития патологических процессов и болезней; ему принадлежат крупные исследования в области общей патологии, патологии военного времени. Учеником М. Н. Никифорова был профессор М. А. Скворцов -- признанный основоположник детской патологической анатомии.

Преемником идей Московской школы патологоанатомов стал ученик А. И. Абрикосова -- академик А. И. Струков. С его именем связаны разработки патоморфологии туберкулеза, ревматических болезней, патологии микроциркуляции, воспаления, а также введение в патологическую анатомию новых методов исследования -- гистохимии, гистоферментохимии, электронной микроскопии, придавших ей функциональную направленность. Современный этап развития патологической анатомии характеризуется появлением молекулярной патологии, изучающей болезни на молекулярном уровне, обеспечивающим межклеточные отношения. Это направление в нашей стране возглавляет академик М. А. Пальцев.

Параллельно с патологической анатомией развивалась и патологическая физиология.В 1849 г. тот же профессор А. И. Полунин стал основателем кафедры патологической физиологии в Московском университете. В этот период эксперимент на животных уже прочно вошел в арсенал методов научного исследования. Фундаментом для развития патологической физиологии явились исследования физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, терапевта С. П. Боткина.

В создании кафедр общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии) в России большая заслуга принадлежит выдающемуся физиологу, ученику И. М. Сеченова -- проф. В. В. Пашутину. Его научные исследования были сосредоточены на механизмах нарушения обмена веществ, голодании и патологии эндокринной системы. Крупный вклад в развитие общей патологии внесли отечественные патофизиологи профессора А. Б. Фохт, А. А. Богомолец, Н. Н. Аничков, С. С. Халатов, А. Д. Сперанский. Н. Н. Сиротинин.которые разрабатывали различные аспекты проблем реактивности, старения, патологии эндокринной системы. Н. Н. Аничков и С. С. Халатов создали первую экспериментальную модель атеросклероза и многое сделали для понимания механизмов его развития.

Большой вклад в развитие патологии внесли крупные зарубежные физиологи и морфологи -- К. Бернар. В. Кеннон. К. Рокитанский, Р. Вирхов, Г. Селье. Так, известный физиолог XIX века К. Бернар является основоположником экспериментально-физиологического направления в патологии и учения о постоянстве внутренней среды организма -- гомеостазе. Крупнейший немецкий патолог Р. Вирхов -- основатель учения о клеточной патологии. Клеточная теория патологии стала мощным стимулом для изучения и систематизации клеточных, а позднее субклеточных механизмов развития болезни. Широкую известность и распространение получили исследования Г. Селье, показавшего важную роль нейроэндокринной системы в формировании приспособив тельных реакций и расстройств жизнедеятельности. Он является основоположником учения о стрессе.

Патологическая анатомия составляет неотъемлемую часть теоретической и практической медицины и своими корнями уходит в глубокую древность. Как самостоятельная дисциплина она развивалась медленно в связи с тем, что вскрытие тел умерших долго было запрещено. Только в XVI веке начали накапливать материалы по патологической анатомии болезней, полученные при вскрытии трупов. В 1761 г. вышел в свет труд итальянского анатома Дж. Морганьи (1682-1771) «О месте нахождения и причинах болезней, выявленных анатомом», основанный на результатах 700 вскрытий, часть которых была произведена автором лично. Он попытался установить связь описываемых морфологических изменений с клиническими проявлениями болезней. Благодаря труду Морганьи был сломан догматизм старых школ, появилась новая медицина, было определено место патологической анатомии среди клинических дисциплин.

Большое значение для развития патологической анатомии имели работы французских морфологов М. Биша (1771-1802), Ж. Корвизара (1755-1821) и Ж. Крювелье (1791-1874), создавшего первый в мире цветной атлас по патологической анатомии. В середине и конце XVIII века в Англии появились крупные исследования Р. Брайта (1789-1858), А. Бейля (1799-1858), внесшие большой вклад в развитие патологической анатомии. Бейль был первым автором наиболее полного учебника по частной патологической анатомии, переведенного в 1826 г. на русский язык врачом И. А. Костомаровым.

В XIX веке патологическая анатомия уже завоевала прочное положение в медицине. Открывались кафедры патологической анатомии в Берлине, Париже, Вене, Москве, Петербурге. Представитель венской школы К. Рокитанский (1804-1878) на основании огромного личного опыта (30 000 вскрытий за 40 лет прозекторской деятельности) создал одно из лучших в то время руководств по патологической анатомии. К. Рокитанский был последним представителем господствовавшей на протяжении веков теории гуморальной патологии человека, которая не имела научной основы.

Переломным моментом в развитии патологической анатомии и всей медицины можно считать создание в 1855 г. немецким ученым Р. Вирховым (1821-1902) теории клеточной патологии. Используя открытие Шлейденом и Шванном клеточного строения организмов, он показал, что материальным субстратом болезни являются клетки. Патологоанатомы и клиницисты всего мира увидели в клеточной теории патологии большой прогресс и широко использовали ее как научную и методологическую основу медицины. Однако одной клеточной патологией оказалось невозможным объяснить всю сложность патологических процессов, возникающих при болезни. Клеточной патологии стали противопоставлять учение о нейрогуморальных и гормональных регулирующих системах организма - так появилось функциональное направлениев медицине. Однако оно не перечеркнуло роль клетки в патологии. В настоящее время к клетке, ее составным элементам (ультраструктурам) подходят как к интегральным составным частям целостного организма, находящимся под непрерывным влиянием и контролем его нейрогуморальных и гормональных систем.

В XX веке патологическая анатомия стала бурно развиваться, привлекая к решению своих задач биохимию и биофизику, иммунологию и генетику, молекулярную биологию, электронику и информатику. Во многих странах были созданы институты патологии, появились фундаментальные руководства и журналы по патологической анатомии; созданы Международное, Европейское и национальные научные общества патологоанатомов.

В нашей стране впервые вскрытия начали проводить с 1706 г., когда по указу Петра I были организованы медицинские госпитальные школы. Однако первым организаторам медицинской службы в России Н. Бидлоо, И. Фишеру, П. Крндоиди надо было преодолеть упорное сопротивление духовенства, всячески препятствовавшего проведению вскрытий. Лишь после открытия в 1755 г. медицинского факультета в Московском университете вскрытия стали проводиться достаточно регулярно.

Первыми патологоанатомами были руководители клиник Ф. Ф. Керестури, Е. О. Мухин, А. И. Овер и др.

В 1849 г. по инициативе терапевта профессора И. В. Варвинского на медицинском факультете Московского университета была открыта первая в России кафедра патологической анатомии. Руководителем этой кафедры стал его ученик А. И. Полунин (1820-1888), который является основоположником московской школы патологоанатомов и зачинателем клинико-анатомического направления в патологической анатомии. За 140-летнее существование кафедры патологической анатомии Московского университета, а с 1930 г. - I Московского медицинского института прочно удерживается традиция: кафедральный жезл передается из рук учителя в руки ученика. Все семь заведующих кафедрой, являясь представителями одной школы, с 1849 г. до настоящего времени последовательно сменяли друг друга: А. И. Полунин, И. Ф. Клейн, М. Н. Никифоров, B. И. Кедровский, А. И. Абрикосов, А. И. Струков, В. В. Серов.

Особое место в московской школе патологоанатомов занимал М. Н. Никифоров (1858-1915), который руководил кафедрой патологической анатомии Московского университета с 1897 по 1915 г. Он не только выполнил ценные работы по патологической анатомии, но создал один из лучших учебников и подготовил большое число учеников, возглавивших впоследствии кафедры патологической анатомии в различных городах России. Наиболее талантливым учеником М. Н. Никифорова был А. И. Абрикосов, возглавлявший кафедру патологической анатомии Московского университета с 1920 по 1952 г. и заложивший научные и организационные основы патологической анатомии в СССР. Его по праву считают основоположником советской патологической анатомии. А. И. Абрикосову принадлежат выдающиеся исследования, посвященные начальным проявлениям легочного туберкулеза, опухолям из миобластов, патологии полости рта, патологии почек и многим другим вопросам. Им написан учебник для студентов, выдержавший 9 изданий, создано многотомное руководство по патологической анатомии для врачей, подготовлено большое число учеников. А. И. Абрикосов был удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Государственной премии.

Яркими представителями московской школы патологоанатомов являются М. А. Скворцов (1876-1963), создавший патологическую анатомию болезней детского возраста, и И. В. Давыдовский (1887-1968), известный своими работами по вопросам общей патологии, инфекционной патологии, геронтологии и боевой травме, исследованиями по философским основам биологии и медицины. По его инициативе патологическую анатомию стали преподавать по нозологическому принципу. И. В. Давыдовский был удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии. Среди сотрудников кафедры патологической анатомии I Московского медицинского института - учеников А. И. Абрикосова большой вклад в развитие патологической анатомии внесли C. С. Вайль (1898-1979), позднее работавший в Ленинграде, В. Т. Талалаев (1886-1947), Н. А. Краевский (1905-1985).

Кафедра патологической анатомии в Петербурге была создана в 1859 г. по инициативе Н. И. Пирогова. Здесь славу русской патологической анатомии создавали М. М. Руднев (1837-1878), Г. В. Шор (1872-1948), Н. Н. Аничков (1885-1964), М. Ф. Глазунов (1896-1967), Ф. Ф. Сысоев (1875-1930), В. Г. Гаршин (1877-1956), В. Д. Цинзерлинг (1891 -1960). Они подготовили большое число учеников, многие из которых возглавляли кафедры в ленинградских медицинских институтах: А. Н. Чистович (1905-1970) - в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, М. А. Захарьевская (1889-1977) - в Ленинградском медицинском институте имени И. П. Павлова, П. В. Сиповский (1906-1963) - в Государственном институте усовершенствования врачей им. С. М. Кирова.

Во второй половине XIX - начале XX века открылись кафедры патологической анатомии в медицинских институтах Казани, Харькова, Киева, Томска, Одессы, Саратова, Перми и других городов. После Октябрьской революции кафедры патологической анатомии были созданы в медицинских институтах всех союзных и автономных республик, многих областных центров РСФСР. Здесь выросли школы патологоанатомов, представители которых развивали и продолжают развивать советскую патологическую анатомию: М. П. Миролюбов (1870-1947) и И. В. Торопцев в Томске, И. Ф. Пожариский (1875-1919) и Ш. И. Криницкий (1884-1961) в Ростове-на-Дону, Н. М. Любимов (1852-1906) и И. П. Васильев (1879-1949) в Казани, П. П. Заболотнов (1858-1935) и А. М. Антонов (1900-1983) в Саратове, П. А. Кучеренко (1882- 1936) и М. К. Даль в Киеве, Н. Ф. Мельников-Разведенков (1886-1937) и Г. Л. Дерман (1890-1983) в Харькове и т. д.

В истории развития патологической анатомии выделяют 4 основных периода:

1) анатомический (с древности и до начала ХIX века);

2) микроскопический (с первой трети ХIX века и до середины XX века);

3) ультрамикроскопический (после 50-х годов XX века);

4) этот период можно охарактеризовать, как период патологической анатомии живого человека.

Возможность изучения патологических изменений органов человека появилась в XV-XVII веках благодаря возникновению и развитию научной анатомии. Наиболее значительный вклад в создание метода анатомического изучения строения органов и их взаиморасположения в середине XVI века имели научные труды анатомов Везалия, Фаллопия, Коломбо, Евстахия.

Анатомические исследования второй половины XVI и начала XVII веков способствовали появлению интереса к анатомии у клинических врачей. В XVIII веке (1761 год) в Италии был опубликован научный труд итальянского анатома Джованни Морганьи, который лично провел 700 аутопсий и написал книгу «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом». Этот труд был написан в виде писем к другу. Именно в этой книге впервые в мире клинические проявления болезней сопоставлялись с изменениями органов, обнаруженными на вскрытии. В 1884 году Карл Рокитанский в Венском университете основал кафедру патологической анатомии, создал крупнейший в мире патологоанатомический музей, лично провел множество вскрытий. Именно с его именем связывают окончательное выделение патологической анатомии в отдельную научную дисциплину и врачебную специальность. Карл Рокитанский опубликовал 3-хтомное руководство по патологической анатомии, в котором обобщил и систематизировал морфологические изменения в органах при заболеваниях человека. Это руководство было переведено на многие языки и стало учебным пособием для студентов в медицинских вузах большинства стран мира. Рокитанский был одним из последним ученых, который придерживался гуморальной теории патологии человека, пытаясь с помощью ее положений объяснить частое несоответствие (несовпадение) клинической и морфологической картин болезней.

В 1855 году немецкий ученый Рудольф Вирхов создал теорию клеточной патологии, после чего начался микроскопический период в развитии патологической анатомии. Долголетние исследования Вирхова привели его к выводу о доминирующем значении клеточных элементов в тканях организма и о происхождении клеток только из клеток. Основные труды Вирхова – «Целлюлярная патология» и «Болезнетворные опухоли» - явились заключающими описаниями анатомических и микроскопических изменений при большом числе болезней, в которые было внесено очень много нового.

Создателем русской школы патологической анатомии явился профессор Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург) М. М. Руднев. Он стал систематически применять для изучения патологической анатомии сочетание трех основных методов: вскрытие тел умерших, микроскопическое исследование их органов и тканей и воспроизведение патологических процессов и болезней в опытах на животных.

В 1849 году на медицинском факультете Московского университета была открыта первая в России кафедра патологической анатомии, руководителем которой стал А. И. Полунин, являющийся основоположником московской школы патологоанатомов (А. И. Абрикосов, М. А. Скворцов, И. В. Давыдовский, А. И. Струков, В. В. Серов, М. А. Пальцев и др.) и зачинателем клинико-анатомического направления в патологической анатомии.

Поделиться: