Хори-туматы. Самоходные артиллерийские установки хо-ри Туматы - этническая группа

Специфика военной стратегии императорской Японии сказалась на облике вооруженных сил и на особенностях различной техники. Так, до определенного времени японская армия не располагала самоходными артиллерийскими установками, предназначенными для борьбы с танками противника. Несколько раз предпринимались попытки создать такую машину, однако все они в лучшем случае завершались строительством небольшой партии техники, которая по понятным причинам не могла оказать влияние на ход боев. Кроме того, первые противотанковые САУ, создававшиеся для борьбы с американскими боевыми машинами, оснащались орудиями калибра 75 мм, что было недостаточно для поражения техники нескольких типов. Таким образом, японской армии требовался новый истребитель танков с калибра не менее 80-90 мм.

Понимание необходимости такой техники появилось лишь к концу 1944 года, когда ситуация на Тихоокеанском ТВД сложилась не самым благоприятным для Японии образом и постоянно ухудшалась. США регулярно использовали новейшие танки, поражение которых зачастую оказывалось непосильной задачей для японских танкистов и артиллеристов. Для изменения этой ситуации было предложено создать новую специализированную противотанковую САУ с орудием большого калибра.

В то время большие надежды возлагались на новое противотанковое орудие «Тип 1» калибра 105 мм. Эта пушка представляла собой доработанный вариант 105-мм зенитного орудия, которое ранее было разработано на базе немецкого FlaK 18. Орудие имело нарезной ствол длиной 65 калибров (6,825 м) и оснащалось автоматическим клиновым затвором. На испытаниях пушка «Тип 1» показала высокие характеристики: начальная скорость снаряда достигала 1100 м/с, а дальность стрельбы превышала 20-22 км.

Именно пушку «Тип 1» было решено использовать в качестве основного оружия новой САУ, получившей обозначение «Тип 5» или «Хо-Ри» («Артиллерийский девятый»). С целью упрощения и ускорения разработки перспективную самоходку предполагалось делать на базе существующего проекта среднего танка «Тип 5» («Чи-Ри»). Тем не менее, базовое шасси претерпело серьезные изменения. Ввиду иной роли новой машины пришлось изменить компоновку внутренних агрегатов корпуса.

По имеющимся данным, корпус танка «Чи-Ри» предполагалось использовать с минимальными изменениями. Таким образом, лоб корпуса САУ «Тип 5» должен был иметь толщину 75 мм, борта – 75 мм, крыша – 12 мм. В кормовой части расположили крупную рубку со лбом и бортами толщиной по 180 мм. Внутри рубки предлагалось расположить орудие и его расчет.

Подобное расположение рубки заставило авторов проекта изменить компоновку внутренних агрегатов корпуса. В передней части корпуса поместили часть агрегатов трансмиссии, за ним – отделение управления с рабочими местами механика-водителя (справа) и стрелка (слева). В средней части корпуса должен был находиться двигатель фирмы BMW мощностью 550 л.с. и остальные агрегаты механической трансмиссии. Корму корпуса отдали под размещение боевого отделения с вооружением и экипажем.

Ходовая часть танка «Тип 5» и САУ «Хо-Ри» имела по восемь опорных катков на каждом борту, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса. Опорные катки были сблокированы попарно и установлены на подвеске типа Хара. Ходовая часть должна была оснащаться мелкозвенчатой гусеницей шириной 600 мм.

Самоходка «Тип 5» должна была получить достаточно мощный комплекс вооружения, который позволил бы ей бороться с различными типами техники и живой силой противника. В качестве основного оружия была выбрана противотанковая пушка «Тип 1» калибра 105 мм. Системы крепления позволяли наводить орудие в пределах небольшого сектора в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Грубая наводка, как и в случае с большинством САУ того времени, должна была осуществляться поворотом всей машины.

105-мм пушка рассматривалась в качестве средства уничтожения танков и укреплений противника. Кроме того, при использовании осколочных боеприпасов самоходку можно было использовать для поддержки пехоты. Тем не менее, машина получила дополнительное оружие в виде 37-мм пушки «Тип 1». Это орудие расположили в отделении управления, слева от механика-водителя. С помощью пушки калибра 37 мм предполагалось уничтожать легкую технику, автомобили и живую силу противника. Следует отметить, дополнительная 37-мм пушка не была нововведением проекта «Тип 5», а была заимствована у танка «Чи-Ри».

Для самообороны перспективная САУ «Тип 5» должна была нести один или два пулемета винтовочного калибра. По имеющимся данным, крепления для них должны были размещаться на верхней части броневой рубки.

Новая самоходка строилась на базе среднего танка, что сказалось на ее габаритах и весе. Боевая масса САУ «Хо-Ри» достигла 40 тонн. Длина корпуса равнялась 6,5 м, ширина – 3 м, высота – 2,1 м. Экипаж машины состоял из шести человек, размещавшихся в отделении управления и рубке. 40-тонная машина должна была развивать скорость до 40 км/ч. Запас хода оценивался в 180 км.

Проектирование самоходки «Тип 1» стартовало не ранее последних месяцев 1944 года, из-за чего документацию подготовили только весной 45-го. К концу лета 1945 года японской промышленности удалось построить всего один экземпляр новой боевой машины. 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии, после чего все работы по военным проектам прекратились.

Из-за окончания войны САУ «Хо-Ри» даже не успела выйти на испытания. Дальнейшая судьба единственной машины этого типа неизвестна. Вероятно, ее изучили американские специалисты, после чего она была утилизирована. Так или иначе, проект остановился на ранних стадиях и по определению не мог оказать какое-либо влияние на ход войны.

Известно, что после завершения разработки первого варианта САУ «Хо-Ри» японские специалисты начали работу над его новой модификацией. Целью проекта, известного как «Хо-Ри II» было создание противотанковой самоходки на базе шасси танка «Тип 5» без каких-либо серьезных изменений компоновки внутренних агрегатов. Вероятно, этот проект создавался с целью максимального упрощения производства новой техники, призванного обеспечить приемлемые темпы производства.

Главным отличием проекта «Хо-Ри II» от базового «Хо-Ри» было расположение отделений, полностью заимствованное у среднего танка «Тип 5» («Чи-Ри»). В передней части корпуса предлагалось расположить отделение управления, за которым должно было находиться боевое отделение с рубкой. Все агрегаты силовой установки размещались в кормовом моторно-трансмиссионном отделении. Ходовая часть новой САУ без изменений заимствовалась у базового танка. Таким образом, САУ «Хо-Ри II» фактически представляла собой танк «Чи-Ри», с которого сняли башню и на ее место установили рубку с новым орудием. Состав вооружения и экипажа остался прежним. Характеристики обновленной самоходки должны были остаться на уровне базовой «Тип 5».

По понятным причинам самоходная артиллерийская установка «Хо-Ри II» так и не была построена в металле. По имеющимся данным, к моменту капитуляции Японии была подготовлена часть конструкторской документации и построен макет боевой машины. Строительство опытного образца не начиналось.

В первом варианте проекта «Тип 5» («Хо-Ри») заметно влияние немецкого танкостроения. Более того, внешне эта самоходка сильно напоминала немецкую боевую машину Ferdinand. При этом интерес представляет ее состав вооружения, в который помимо орудия и пулемета была включена пушка калибра 37 мм, позволявшая поражать легкобронированные и незащищенные цели, не расходуя боекомплект основного вооружения.

Проект «Хо-Ри II» тоже интересен с технической точки зрения. Он представляет собой попытку максимально упростить САУ «Тип 5» с сохранением всех основных характеристик и черт ее облика. Из имеющейся информации следует, что японским конструкторам удалось переработать рубку и боевое отделение с учетом нового расположения. Это могло бы помочь упростить параллельное производство танков и САУ на основе общего шасси.

Тем не менее, несмотря на большие надежды, возлагавшиеся на новый проект, время играло против него. Разработка новой противотанковой самоходки стартовала слишком поздно, в результате чего единственный построенный прототип не смог даже приступить к испытаниям. Если бы работы стартовали на несколько месяцев или даже лет раньше, то самоходные артиллерийские установки «Тип 5» могли бы показать свои реальные возможности в боях с армией США. Однако японское командование долго недооценивало технику этого класса, что в частности сказалось на судьбе проекта «Хо-Ри».

По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://armoredgun.org/
http://tank2.ru/
http://raigap.livejournal.com/

По мере развития военного конфликта на Востоке стало ясно, что японская доктрина поддержки танков пехотой в условиях растущей угрозы со стороны США не является эффективной. Получив сведения об американском тяжёлом танке M6, японское командование решило внимательно изучить немецкую танковую доктрину. Новая политика подразумевала концентрацию усилий на разработке и производстве стандартных средних танков с улучшенным вооружением. Поддержка этих танков в бою возлагалась на противотанковые САУ с орудиями крупного калибра.

В конце 1943 года на базе ходовой части танка Тип 5 «Чи-Ри» началась разработка «Хо-Ри». Конструкторы японского 4-го Технического исследовательского института понимали, что отвесная лобовая броня «Чи-Ри» плохо защищала машину от противотанковых снарядов. Ключевой особенностью новой конструкции «Хо-Ри» стало снижение угла наклона лобовой брони до 70 градусов. Был создан деревянный макет танка, который в начале 1944 года представили на рассмотрение Министерства армии.

Производству «Хо-Ри» дали зелёный свет, и в августе 1944 года был построен первый прототип. Танк весил 35 тонн и развивал скорость в 40 км/ч, в качестве силовой установки использовался двигатель с водяным охлаждением Kawasaki V12 мощностью 550 лошадиных сил — такой же, как и на среднем танке «Чи-Ри». Схема бронирования также была выполнена по схожим спецификациям. В качестве вооружения использовалось экспериментальное скорострельное 105-мм орудие с механизмом подачи снарядов. На полевых испытаниях оно пробивало броневой лист толщиной 150 мм на расстоянии в 1000 метров. Однако японская военная администрация требовала лучших результатов, поэтому проект танкового орудия был переработан.

В 1945 году прототип «Хо-Ри» был одобрен для производства. Машине присвоили наименование Тип 5 и официально приняли на вооружение. Производственный образец «Хо-Ри» отличался от прототипа 1944 года более прочной лобовой бронёй, толщина которой теперь составляла 120 мм. Чтобы компенсировать дополнительный вес брони, танк был оснащен экспериментальным двигателем Kawasaki V12 мощностью 1100 лошадиных сил. Не забыли улучшить и пушку: машина получила противотанковое орудие Тип 5 калибра 105 мм, способное пробивать 200-мм броневой лист на расстоянии в 1000 метров.

Официально производство Тип 5 «Хо-Ри» началось в январе 1945 года, и к марту было построено 5 машин. Дальнейшему производству этих танков помешали американские бомбардировки. Вскоре после капитуляции Японии все «Хо-Ри» были уничтожены или затоплены в глубоких озерах — оккупационные силы США не должны были захватить и изучить эту технику.


Карта технологического процесса: Исх. №: C14011075200. Национальный институт исследований в области обороны, Министерство обороны, Военное управление мобилизации снабжения, карта технологического процесса январь-апрель 1945 года.

Команда War Thunder с гордостью представляет вам «Хо-Ри» — первую противотанковую САУ 4 ранга в японском дереве развития наземной техники.

Это первая машина в дереве развития Японии, которая оснащается 105-мм орудием. Опытные командиры 75-мм противотанковой САУ Тип 5 рады будут узнать, что новый танк вооружён ещё более мощной пушкой. Благодаря точности орудия, на поле боя эта машина становится силой, с которой нельзя не считаться.

Опытные командиры японской бронетехники могут вздохнуть спокойно: угол склонения орудия «Хо-Ри» очень велик и не уступает своим аналогам. Игроки смогут воспользоваться этим для получения преимущества в бою, ведь «Хо-Ри» может похвастаться углом склонения пушки в целых 10 градусов! Таким образом, управляя этой САУ, можно в полной мере воспользоваться преимуществом господствующей высоты в борьбе с танками противника!

Чтобы совместить шасси и рубку с более низким силуэтом, на «Хо-Ри» был реализован уникальный механизм: поднимающийся люк, благодаря которому можно было опустить пушку и прицелиться во врага без ущерба для защиты. Игроки, которые уже знакомы с предыдущими японскими противотанковыми САУ, наверняка будут рады получить «Хо-Ри».

Этот танк, безусловно, станет ценным дополнением к японской ветке бронетехники. С обновлением 1.71 в War Thunder появится прототип «Хо-Ри» в виде первого японского премиумного танка 4 ранга, а в одном из следующих обновлений следует ожидать серийную версию в качестве линейной машины.

Первыми банкирами были монголы

В общественном сознании образ кочевников (а это, по мнению большинства, всегда монголы) нарисован достаточно ярко и претенциозно. Дикий варвар, скачущий по степи, уничтожающий все признаки цивилизации, не знакомый с грамотой и культурой. Таков портрет монголов, нарисованный и растиражированный европейскими и нашими учеными. Да, монголы разрушали, соглашается Баир Дашибалов. Но они разрушали замкнутость, косность сознания, религиозную нетерпимость, узость мышления и создавали… Создавали новое, открытое евразийское пространство и глобальное мировоззрение. Все то, к чему Европа пришла в конце второго тысячелетия, – единое общество, уже было создано монголами в XIII-XIV веках. И не было никакого экономического упадка и разорения после монгольских походов. На всем протяжении великой империи сохранились как уровень металлообработки, так и непрерывность технологической цепочки. А это показатели развития общества, как сегодня компьютеризация. Более того, монголы научили Европу лить чугун и познакомили со всеми достижениями своей цивилизации. Это достоверно демонстрирует археология, одна из самых честных наук.

Высочайший уровень монгольской цивилизации находит подтверждение и в словах Марко Поло, венецианского купца и первого европейца, проникнувшего в сердце великой империи и восхитившегося ею. В своих воспоминаниях он даже назвал целую главу «Как великий хан вместо монет тратит бумажки», посвятив ее денежному обороту монголов. Богатейшего из просвещенных людей Европы поразили не только бумажные деньги, но и возможность обмена старых купюр на новые. А это значит, что существовали и банки!

Археологи находят и другие веские доказательства процветания монгольского государства. Если сравнить количество найденных археологами монет в городах Средней Азии и Ирана до монголов и в их время, то в монгольском слое монет гораздо больше. Причем эти деньги из разных стран, что говорит об активной торговле. Видимо, не зря Марко Поло двинулся на Восток, ведь он прежде всего был купцом. А куда тянутся коммерсанты всех времен и народов? Туда, где есть товары и есть деньги, говорит Дашибалов.

Земледельцы, ставшие кочевниками

Но как смог кочевой народ достичь такого уровня в своем развитии, что обошел другие на несколько веков? На этот вопрос Баир Бальжинимаевич отвечает двумя аргументами.

Во-первых, кочевники являлись посредниками между различными народами и культурами и их движение развивало и обогащало человеческое общество. При таком укладе естественно, что все новое и лучшее тут же находило живой отклик у древних номадов-путешественников. А так как эпицентром для всех кочевых волн, изменивших облик древней Евразии, служили степи Центральной Азии, то именно они и стали центром мировой цивилизации. Отсюда двинулись на запад хунну – олицетворение всех кочевых народов и отсюда же выплеснулись тюрки и монголы. И в то же время шел обратный процесс - движение с запада на восток. Археологами отмечено много идентичных находок у народов Прибайкалья и Западной Европы, Древнего Египта и Юго-Восточной Азии. Даже языки сохранили некоторые черты общих названий.

Во-вторых, фактором, позволившим древним монголам создать величайшую империю, был, как это ни парадоксально, оседлый образ жизни, сохранившийся в их сознании. Данные археологических раскопок показывают, что древнейшие монголы вели оседлый образ жизни и были знакомы с земледелием. На карте Восточной Азии самые плодородные земли расположены на стыке степи и океана, в районе реки Шара-Мурэн у Желтого моря. Этот регион явился колыбелью для монгольского, маньчжурского и корейского народов. Здесь начали строиться первые города и крепости, здесь создавались первые государства и первые политические союзы. Поэтому древним монголам не составляло особого труда привыкнуть к тому или иному типу хозяйствования. И наиболее ярко это проявилось в культуре хунну, где две основные традиции – кочевничество и земледелие – соединились в одно целое.

Хори и кори – тысячелетние братья

Кто же были древние монголы? На этот счет у историков есть разные мнения, но почти все они сходятся в мысли, что предками многих восточно-азиатских народов были дун-ху или восточные хори (в китайском языке нет буквы «р» и, по мнению ученых, самоназвание «хори» трансформировалось в «ху»). Баир Дашибалов согласен с мнением, что правильно будет называть их хори-монголы. Они были кочевниками и земледельцами, их высокий культурный и интеллектуальный потенциал привел к тому, что они стали во главе многочисленных племен и сформировали несколько разных народов. Считается, что стремена (предмет, который позволил совершить гигантский скачок в развитии человечества) изобрели корейцы, но на самом деле придумали их хори-монголы, ведь корейцы занимались земледелием. За стременами пошли седло и сабля – как неразрывная цепочка изобретений, давшая хорам возможность доминировать на всем протяжении от Дальнего Востока до Дуная.

Например, прародителем корейского народа и основателем государства Когурё-Корё был Тонмён, который происходил с севера, из мифической страны кочевников кори. Кори и хори - общность бурятского и корейского языков давно отмечали исследователи. Но сам факт того, что только в наших двух языках сохранилось название хори говорит о многом. Теперь понятны и данные генетиков, нашедших идентичный набор генов у бурят и корейцев. Археологи же, в свою очередь, обнаружили несколько вещественных доказательств нашего родства. Так, на иволгинском городище костей собак и свиней найдено на 10% больше, чем костей лошадей и овец. Следовательно, наши предки тоже употребляли собак в пищу. Там же мы находим каны, или ондали – древние отопительные системы, характерные для наших народов. В-третьих, во многих погребениях на берегах Байкала часто встречаются культовые вещи, сосуды и украшения, например, такие как бронзовые колокольчики и бубенчики, характерные для древних культур Кореи, Северного Китая и Японии. В-четвертых, сложные криволинейные линии орнамента, принятые в дальневосточной культуре, используются и у бурят. В пользу близкого родства бурят с корейцами говорят и другие, биологические и антропологические исследования - жесткая структура волос, наличие «монгольского пятна» у младенцев или, как говорят японцы и корейцы, «отметины Чингисхана».

«Земля обетованная» для бурят и монголов

Как появились хори на территории нынешней Бурятии? Где их прародина? Дашибалов убежден и археологические находки это доказывают, что истоки этого народа находятся у берегов Желтого моря в долине Желтой реки. Отсюда они ушли на запад, в степи Центральной Монголии. Другая часть хори двигалась на северо-восток, по Амуру, а затем повернула на запад. Не отсюда ли появились в бурятском языке понятия морей и океанов? Лишь в одной Гэсэриаде встречаются названия шести морей, вплоть до Северного Ледовитого океана. В своем историческом движении наши предки сформировали некоторые дальневосточные народы. Если сравнить погребальные обряды древности (наиболее устойчивая и консервативная часть культуры) в Прибайкалье, Якутии и на Амуре, то они во многом идентичны. Очутившись в долине Селенги, у берегов Байкала, хори не нашли более лучшего места для своей второй родины.

Подтверждением археологических данных служат и записи бурятских преданий. В «Летописи хоринских бурят» древние хори, возглавляемые Баргу-Батором вместе с сыном Бурту Чоно, перекочевали на Байкал из южных земель. Об этом же свидетельствуют молитвы шаманов балаганских бурят, у которых есть и онгон Борто: «Ну, а хори-монголы родом из далекой южной земли». Им вторит Марко Поло, много лет проживший среди монгольской аристократии, которая хорошо знала свою историю. По утверждениям его именитых современников, прародина всех монголов размещается в районе Шара-Мурэн. Видимо, это очень тонко прочувствовал поэт Баир Дугаров, написавший следующие строки:

«Ушли чингисиды,
А хори остались –
живучее племя на все времена.
Оно по азийским
просторам скиталось
И чашу кочевий испило
до дна».

По признанию Баира Дашибалова, значение монголов в истории нуждается в переоценке. Это единственная культура, которая построила цивилизацию, идя от городов к кочевьям. Древние монголы всегда пытались соединить Запад и Восток, они отдали свою лучшую кровь и плоть для других народов. И они же были оболганы европейскими историками. Поэтому сегодня для возрождения и развития всех народов, населяющих Россию, необходимо понимание ценности каждого этноса, каждой культуры. Бурятия в этом смысле выгодно отличается от своих соседей по Азии как островок, где традиции и жизненный уклад законсервированы веками. Буряты сумели сохранить свою самобытность, живя бок о бок с другими народами.

Тимур Бадмаев

Упоминаемая в письменных источниках с XIII века; в некоторых источниках, в частности в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина , туматы указаны отдельно, хотя и в географической близости от хори.

Письменные памятники средневековья о туматах

Народное понимание термина «тумат/тумэт» развил Г. Д. Санжеев, обосновавший теорию о том, что туматы были войсковой организацией тех же хоринцев. Он же обратил внимание на тот факт, что в «Сборнике летописей Рашид ад-Дина » туматы названы «племенем и войском». Отсюда проистекал тезис о том, что «племя и войско» в данном случае это хори и тумат. Близкую позицию занимает сейчас Д. Д. Нимаев.

Теория тюркского происхождения

Явное влияние Г. В. Ксенофонтова (хотя ссылок на него нет) видно в монографии Ц. Б. Цыдендамбаева «Бурятские исторические хроники и родословные», где автор попытался построить свою версию этногенеза различных бурятских групп, в том числе хоринцев. Ц. Б. Цыдендамбаев пошёл ещё дальше Ксенофонтова и, всерьёз не рассматривая теории о социальном характере туматской группы, также решил, что она являлась племенем (этносом), причем тюркского происхождения и даже ведущим в союзе племён хори и тумат. Способом, которым крупный учёный, специалист по письменным памятникам бурят, вывел тюркское происхождение туматов, был анализ тотемического мифа о происхождении хори-бурят от небесной богини, оборачивающейся в лебедя или в юную девушку. Цыдендамбаев предположил, что миф тюркский по происхождению, а в поисках источника заимствования тюркского мифа, он обратился к туматам. Не найдя других кандидатур на роль этноса, давшего хоринцам сюжет о лебеде, он решил, что то были туматы, а значит они были тюрками. Ведущую роль туматов в союзе он вывел из того факта, что в парном наименовании хори-тумат, термин тумат идет на втором месте, являясь определяемым. Позже такая трактовка была подвергнута резкой критике со стороны Д. Д. Нимаева: в двойных названиях народов, известных из монгольских источников, халха-монгол или бурят-монгол, халха или буряты не находятся в союзе с монголами, или даже в зависимости от них. Халха и бурят в данном случае это просто часть монголов. Другие случаи парных наименований из монгольских летописей, которые приводит уже Д. В. Цыбикдоржиев - «ойрат-бурят» и «солонгос-мэркит», также не дают повода считать, что ойраты или солонгосы находились в подчиненном положении относительно бурят или мэркитов. Тем не менее, теория Ц. Б. Цыдендамбаева, получила широкую известность и популярность. В различных вариациях (с небольшими изменениями) она нашла отражение в работах Н. П. Егунова, Б. Р. Зориктуева и других.

Теория мужского союза

В последние годы Д. В. Цыбикдоржиев развивает теорию о том, что туматы, упомянутые в «Сокровенном сказании» и «Сборнике летописей», являли собой суть тех же хори, но он не настаивает на простой войсковой интерпретации такого рода двойной структуры - «этнос + социальная группа ». Также автор не склонен усматривать в термине «тумат» монгольское (или тюркское) понятие «десять тысяч» или «тумэн ». По этой теории туматы по своему происхождению являлись военизированным мужским союзом (или тайным союзом, secret society, männerbund) или мужским объединением. По той причине, что молодёжь из такого рода союзов составляла наиболее буйную часть общества, она, образно говоря, «шла впереди» во время военных столкновений и нередко сама провоцировала их, часто идя вразрез с политикой племени. Облавные охоты, охрана табунов, набеги на соседей - наиболее характерный род занятий воинских юношеских организаций у кочевников и культурно близких к ним этносов. Частые столкновения с ними сделали именно название союза тумат более известным у соседей хори, чем их эндоэтноним . Таким образом, у этносов, соседствовавших с хори, слово тумат стало олицетворять самих хори, оттеснив на второй план их самоназвание. В некоторых случаях термин «тумат», может быть, превратился в нарицательное обозначение диковатых и воинственных сообществ. Такова вкратце теория традиции военизированных мужских союзов в основе формирования туматов. Дополнением к ней служит тот факт, что в русских документах XVII века хоринцы снова именуются двойным названием: «коринцы и батулинцы» (1640-е гг.) или «коринцы и батуринцы» (1660-е гг.), и по мнению создателя теории, сопутствующее название относится к той же традиции воинских мужских союзов, что ранее была известна как туматы.

Кроме того, её автор считает «городища» шибээ , оставленные носителями курумчинской культуры в Ангаро-Ленском междуречье и на берегах Байкала, туматскими мужскими домами, атрибутом такого рода организаций, как мужские союзы. В них, по его мнению, мужская молодежь проходила обряды инициаций и, возможно, проживала некоторое время.

Туматы - этническая группа

Ранее Г. Д. Санжеева якутский учёный Г. В. Ксенофонтов в своей работе «Ураангхай-сахалар» обосновывал теорию о длительном пребывании якутов на территории Западной Бурятии (совр. Иркутская область). В этой монографии Г. В. Ксенофонтов впервые употребил понятие «племя тумат». Якутский учёный никак не обосновывал своего мнения о том, что туматы это отдельная этническая группа , этнический характер общности тумат был для него само собой разумеющимся фактом. Других версий он не рассматривал и, вероятно, даже не ставил вопроса о том, что туматы могли быть чем-то ещё, кроме племени . Основой восприятия Ксенофонтовым туматов, по всей видимости, был «Сборник летописей» Рашид ад-Дина, где в основном говорится о «племени тумат». Со времен издания монографии Ксенофонтова в науке понемногу начинает прописываться восприятие туматов как этнической группы (заметим, что сам Ксенофонтов даже не доказывал этого, не считая нужным, также он не заострял внимания на указании Рашид ад-Дина о туматах как о «племени и войске»).

Сторонники теории, считающей туматов этносом, выдвигают различные версии их этногенеза . Например, Б. Р. Зориктуев в своих работах отождествляет упоминающийся в китайских летописях этнос дубо с туматами. Такой же точки зрения в прошлом придерживались некоторые исследователи истории Хакасии и Тувы. Однако в недавнее время хакасский ученый В. Я. Бутанаев высказывался в том смысле, что туматы всё-таки монгольское племя, попавшее в состав хакасов после разгрома их восстания 1217 года. Появились и сторонники самодийского происхождения туматов, но через тюркский этап в конце раннего средневековья. В целом заметен уход приверженцев «этнической теории» о туматах от полемики с оппонентами, усматривающими в туматах военную организацию или мужской союз. Учёные, считающие туматов обычным племенем, либо никак не реагируют на тезисы Г. Д. Санжеева и Д. В. Цыбикдоржиева, либо в редких случаях попыток ответить на них, сводят вопрос к определению численности туматов и этимологии термина «тумэн/туман». Так, Б. Р. Зориктуев, находя нереальным исчисление хори в XIII веке в десятки тысяч, отказывался признавать возможность именования их войсковой организации тумэнами/туманами. Соответственно, по его мнению, если не могло быть десятков тысяч, то не могло существовать и название со смыслом «тумэны».

Усть-Талькинская теория

Археолог В. С. Николаев в 2004 году в своей монографии «Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII-XIV веках. Усть-Талькинская культура» выделил усть-талькинскую культуру XII-XIV веков на Ангаре и, в попытке определить её этническую атрибуцию, обратился к истории туматов. Николаев прямо отождествил туматов с носителями этой культуры, но столь невнятно изложил свои доводы о том, почему именно туматы, а не другой народ средневековья им выбран на эту роль, что до настоящего времени его теория прошла практически незамеченной исследователями туматского вопроса. С другой стороны, археолог Б. Б. Дашибалов, специализировавшийся на археологии этого периода и считающий хори создателями курумчинской культуры (от которой В. С. Николаев отделяет усть-талькинскую), не высказывался в пользу тождества туматов и хори.

  • Ушницкий В. В. «Племя чрезвычайно воинственное и мятежное» (фольклорные сведения о легендарном племени туматов на территории Якутии). - «Этножурнал Ethnonet.ru»
  • Ксенофонтов Г. В. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Якутск,1992.
  • Боло С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). - Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - 320 с.
  • Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972.
  • Цыбикдоржиев Д. В. , Батоева Д. Б. Эпоха Монгольской империи в бурятских письменных памятниках XVIII - начала XX веков. - Монгольская империя и кочевой мир. Книга 2. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.
  • Цыбикдоржиев Д. В. Походы эпохи Монгольской империи в летописях, родословных, фольклоре и традиционных культах бурят. В сб. Мир Центральной Азии −2. II Международная научная конференция «Мир Центральной Азии». Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 2008.
  • Зориктуев Б. Р. Прибайкалье в середине VI - начале XVIII века. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997.
  • Поделиться: