Презентация на тему осип мандельштам. Презентация жизни и творчества Осипа Мандельштама проект по литературе (11 класс) на тему. «Мне хочется говорить не о себе, а следить за веком, за

Презентация на тему: Жизнь и творчество Осипа Эмильевича Мандельштама

































1 из 32

Презентация на тему: Жизнь и творчество Осипа Эмильевича Мандельштама

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в семье мелкого коммерсанта, 3 (1 5) января 1891 года. Его отец, Эмилий Вениаминович, вырос в патриархальной семье, но потомок испанских евреев, он сам постигал европейскую культуру – Гете, Шиллера, Шекспира. А Мать, Флора Осиповна, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского.

№ слайда 4

Описание слайда:

Вскоре семья перебирается в Павловск близ Петербурга, а затем в Петербург, в Коломну. Последний адрес семьи Мандельштама – Офицерская, 17, угол Прачешного переулка, второй этаж. Осип Мандельштам вспоминал: “Мы часто переезжали с квартиры на квартиру, жили и в Максимилиановском переулке, где в конце стреловидного Вознесенского виднелся скачущий Николай, и на Офицер с кой, поблизости от “Жизни за царя”, над цветочным магазином Эйлерса”.

№ слайда 5

Описание слайда:

В 1900 году семья Осипа переезжает на Литейный проспект, а он сам поступает в Тенишевское училище. С сентября 1900 года училище располагалось на Моховой в здании, построенном на средства князя Тенишева. Первым директором был прославленный педагог А.Я. Острогорский, русскую словесность преподавал В.В. Гиппиус – поэт, автор стихотворных книг и исследований о Пушкине. Он был первым критиком стихов молодого Мандельштама, которые печатались в журнале училища. Учебникам в училище предпочитались наглядные методы преподавания. Было много экскурсий: Путиловский завод. Горный институт. Ботанический сад, озеро Селигер с посещением Иверского монастыря, на Белое море, в Крым, в Финляндию (Сенат, Сейм, музеи, водопад Иматра).

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

В Петербурге он посещает собрания Религиозно-философского общества, членами которого были виднейшие мыслители и литераторы Н. Бердяев, Д. Мережковский, Д. Философов, Вяч. Иванов. Осип Эмильевич сближается с петербургской литературной средой. В 1909 году он впервые появляется на Таврической у Вячеслава Иванова. «Башня» Вячеслава Иванова

№ слайда 10

Описание слайда:

В 1910 году в августе, вышел девятый номер “Аполлона”, там были напечатаны пять стихотворений Мандельштама, в том числе “Silentium” , это был его литературный дебют. В русской поэзии зазвучал новый голос: На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть – Узора милого не зачеркнуть!

№ слайда 11

Описание слайда:

В 1911 году оформляется объединение “Цех поэтов”. В него вошли Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Лозинский, Зенкевич. “Цех” собирался три раза в месяц. Мандельштам “очень скоро стал первой скрипкой”. Ахматова говорила после одного из собраний: “Сидят человек десять-двенадцать, читают стихи, то хорошие, то заурядные, внимание рассеивается, слушаешь по обязанности, и вдруг будто лебедь взлетает над всеми – читает Осип Эмильевич!”

№ слайда 12

Описание слайда:

В 1911 году Мандельштам поступает на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Он слушает лекции видных ученых А.Н. Веселовского, В.Р. Шишмарева, Д. Айналова, посещает пушкинский семинар С.А. Венгерова, под влиянием молодого ученого В. Шилейко увлекается культурой Ассирии, Египта, древнего Вавилона.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Почти одновременно с выходом “Камня” в журнале акмеистов “Гиперборей” были напечатаны “Петербургские строфы”. "Гиперборей", "Ежемесячник стихов и критики", журнал поэтов-акмеистов, выходил в 1912-13 (всего издано 10 номеров). Основан Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким. Кроме них в "Гиперборее" публиковались поэты: А. А. Ахматова, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут, В. К. Шилейко и другие. Редактор-издатель - поэт и переводчик М. Л. Лозинский; на его квартирах (Волховской пер., 2, с осени 1913 - Малый просп. П. С., 26/28) проходили редакционные собрания. (Энциклопедия Санкт-Петербурга)

№ слайда 15

Описание слайда:

В художественной жизни Петербурга десятых годов заметным явлением стало литературно-художественное кабаре “Бродячая собака”. Владельцем и душой его был Борис Пронин, энтузиаст-театроман, успевший поработать и в МХТ, и в театре Комиссаржевской. “Цех поэтов” облюбовал подвал с самого его возникновения. Уже 13 января 1912 года на вечере, посвященном Бальмонту, выступали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, В. Гиппиус

№ слайда 16

Описание слайда:

В августе 1914-го взорвался европейский мир. На известие о бомбардировке немцами Реймского собора Мандельштам откликнулся стихотворением “Реймс и Кельн ”: И в грозный час, когда густеет мгла, Немецкие поют колокола: “Что сотворили вы над реймским братом?” С началом войны в Петрограде стали устраивать вечера в пользу раненых. Вместе с Блоком, Ахматовой, Есениным Мандельштам выступает в Тенишевском и Петровском училищах. Его имя не раз встречается в газетных заметках об этих вечерах.

№ слайда 17

Описание слайда:

В декабре 1915 года Мандельштам выпускает второе издание “Кам н я”, по объему почти втрое больше первого. «…Осип Мандельштам сохраняет своеобразие поэтического лица – в поэзии современной и прошлой у него нет двойников. Какие бы нити ни связывали Мандельшта ма с акмеизмом, – а в более раннюю пору и с символизмом, – в целом его творчество минует всякие поэтические школы и влияния. В современности он хочет выявить ее сущность”.

№ слайда 18

Описание слайда:

В начале 1916 года в Петроград приезжала Марина Цветаева. На литературном вечере она встретилась с петроградскими поэтами. С этого “нездешнего” вечера началась ее дружба с Мандельштамом Я знаю: наш дар – неравен. Мой голос впервые – тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам вслед... Целую вас – через сотни Разъединяющих лет. (М. Цветаева) Нам остается только имя: Чудесный звук, на долгий срок. Прими ж ладонями моими Пересыпаемый песок. О.Мандельштам

№ слайда 19

Описание слайда:

Российский корабль неумолимо двигался к октябрю семнадцатого года. С начала века страна жила ожиданием больших перемен. Реальность оказалась суровее всех предположений. Немногие сохранили тогда трезвость взгляда перед лицом грандиозных событий, и только Мандельштам ответил на вызов истории стихами ветхозаветной мощи: Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы, – О, солнце, судия, народ! Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. В ком сердце есть, тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идет…

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

После целого ряда приключений, побывав во врангелевской тюрьме, Мандельштам осенью 1920 г. возвращается в Петроград. Мандельштам поселился в “Доме искусств” – елисеевском особняке на Мойке, 59, превращенном в общежитие для писателей и художников. В “Доме искусств” жили Гумилев, Шкловский, Ходасевич, Лозинский, Лунц, Зощенко, художник Добужинский, у которого собирались ветераны “Мира искусства”.

№ слайда 23

Описание слайда:

Недолгие месяцы пребывания Мандельштама в Петрограде в 1920–21 гг. оказались на редкость плодотворными. В эту пору им созданы такие жемчужины, как стихи, обращенные к актрисе Александрий ского театра Ольге Арбениной: “Чуть мерцает призрачная сцена”, “Возьми на радость из моих ладоней”, “За то, что я руки твои не сумел удержать”, летейские стихи “Когда Психея-жизнь спускается к теням” и “Я слово позабыл ”. Через много лет Арбенина напишет в письме художнику Милашевскому: “… Мы с Мандельштамом очень весело болтали, и непонятно, почему получилась такая трагедия в стихах – теперь я с грустью понимаю его жизнь, и весело – наше короткое знакомство. Молодые поэты говорят о нем как о величайшем поэте эпохи... Я рада, что послужила темой для стихов... Могу еще добавить, что... он был добрый и хороший человек. Ты, я помню, называл его стихи холодными – а мне они кажутся горячими, как мало у кого.”

№ слайда 24

Описание слайда:

В феврале 1 921 года Мандельштамы уехали в Москву. Надежда Яковлевна так объясняет причины отъезда: “В Петербурге двадцатого года Мандельштам свое “мы” не нашел. Круг друзей поредел... Гумилева окружали новые и чужие люди.. . Старики из религиозно-философского общества тихо вымирали по своим углам...” Лето и осень 1921 г. Мандельштамы провели в Грузии. Там их застало известие о гибели Гумилева. С этим связаны трагические стихи Мандельштама “Концерт на вокзале” (“На тризне милой тени в последний раз нам музыка звучит”) и “Умывался ночью на дворе”.

Описание слайда:

Летом 1924 г. Мандельштам приезжает в Ленинград. “Летом 1924 года Осип привел ко мне (Фонтанка, 2) свою молодую жену, – вспоминает Ахматова. – С этого дня началась моя дружба с Надюшей...” Издательские дела были связаны с предполагавшейся публикацией в новом журнале “Ленинград” записок Мандельштама. Записки вышли в марте 1925 г. отдельной книгой “Шум времени” в ленинградском издательстве “Время”. По выражению Ахматовой, это был “Петербург, увиденный сияющими глазами пятилетнего ребенка”. В следующем году Мандельштам снова был в Ленинграде. “В 1925 году, – пишет Ахматова, – я жила с Мандельштамами в одном коридоре в пансионе Зайцева в Царском Селе…”.

№ слайда 27

Описание слайда:

Большую часть 1930 года Мандельштамы провели в Армении. Результатом этой поездки явилась проза “Путешествие в Армению” и стихотворный цикл “Армения”. Из Армении в конце 1930 года Мандельштамы приехали в Ленинград. Остановились у брата Мандельштама, Евгения Эмильевича, на Васильевском острове. Хлопотали о квартире, но в писательской организации было сказано, что в Ленинграде им жить не разрешат. Причин не объясняли, но перемена атмосферы уже чувствовалась во всем. Именно тогда были написаны стихи “Куда как страшно нам с тобой”, “Я вернулся в мой город”, .“ Помоги, Господь, эту ночь прожить”, “Мы с тобой на кухне посидим”. В январе 1931 года Мандельштамы уехали в Москву:

№ слайда 28

Описание слайда:

Мандельштам раньше многих почувствовал истинную суть происходящих в стране перемен. Еще в стихотворении “1 января 1 924 года” он писал: Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох, Еще немного – оборвут Простую песенку о глиняных обидах И губы оловом зальют. Осенью 1933 года он пишет: “Мы живем, под собою не чуя страны”. Последние два стихотворения, а также “За гремучую доблесть грядущих веков” (1931 г.) послужили, по-видимому, непосредственным поводом для ареста Мандельштама 13 мая 1934 года. Приговор – три года ссылки. Под конвоем его отправляют в Чердынь на Каме. После хлопот Ахматовой и Пастернака Чердынь заменяется Воронежем. Несмотря на слабое здоровье, после Лубянки, при отсутствии денег и работы, при самом неопределенном будущем Мандельштам сочиняет непрерывно.

№ слайда 29

Описание слайда:

После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время в Калинине. Осенью 1937 года Осип Эмильевич с Надеждой Яковлевной приезжали на два дня в Ленинград. Останавливались у поэта В. Стенича. В маленькой квартирке Стенича Мандельштам виделся с Ахматовой. Второй и последний раз его арестовали в мае 1938 года. В официальном извещении было сказано, что он умер 27 декабря того же года в лагере под Владивостоком.

№ слайда 30

Описание слайда:

Люблю под сводами седыя тишины Молебнов, панихид блужданье И трогательный чин – ему же все должны, – У Исаака отпеванье. Люблю священника неторопливый шаг, Широкий вынос плащаницы И в ветхом неводе Генисаретский мрак Великопостныя седмицы. Ветхозаветный дым на теплых алтарях И иерея возглас сирый, Смиренник царственный – снег чистый на плечах И одичалые порфиры. Соборы вечные Софии и Петра, Амбары воздуха и света, Зернохранилища вселенского добра И риги Нового Завета. Не к вам влечется дух в годины тяжких бед, Сюда влачится по ступеням Широкопасмурным несчастья волчий след, Ему ж вовеки не изменим: Зане свободен раб, преодолевший страх, И сохранилось свыше меры В прохладных житницах в глубоких закромах Зерно глубокой, полной веры.

№ слайда 31

Описание слайда:

№ слайда 32

Описание слайда:

Осип Мандельштам

(1891-1938)

Зыкин Александр Шишацкая Анастасия Москаленко София


Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам

(1856- 1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение .

Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом .


год Мандельштама в Воронеже

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище (с1900 по 1907 годы), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени. В 1908- 1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. 10 сентября 1911 года он был зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербурского университета, где обучался с перерывами до 1917 года.

Тенишевское училище

Сорбонна

Петербургский университет

Гейдельбергский университет


год Мандельштама в Воронеже

Осип Мандельштам увлекся французскими поэтами-символистами в Париже. Вернувшись в Петербург, Мандельштам ищет литературных знакомств и в 1909 г. попадает в дом Вячеслава Иванова - известного поэта и теоретика символизма. Литературные собрания на квартире Вячеслава Иванова получили название «башня». В 1911 году слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов».

С Н. Гумилевым, ставшим его ближайшим другом и сподвижником, Мандельштам знакомится еще в Париже. Именно Николай Гумилев «посвятил» его в «сан» поэта.


На «башне» Мандельштам был представлен жене Гумилева молодой поэтессе Анне Андреевне Ахматовой. Всех троих объединит не только глубокая дружба, но и схожесть поэтических устремлений.

А. Ахматова с Осипом Мандельштамом

1933 год

Анна Ахматова

Анна Ахматова


год Мандельштама в Воронеж е

В конце июня 1915-го года в Коктебле Осип Мандельштам знакомится с Мариной и Анастасией Цветаевыми. В январе 1916 г. М. Цветаева приехала в Петроград, где на литературном вечере встречалась с питерскими поэтами и виделась с Мандельштамом. Осип Эмильевич приезжал к Цветаевой в Москву. Овеществлением этих встреч стали стихотворения, написанные М. Цветаевой и О. Мандельштамом.

Осип Мандельштам - Марине Цветаевой

«.. .И пятиглавые московские соборы

С их итальянскую душой

Напоминают мне – явление Авроры,

Но с русским именем и в шубке меховой.»

Марина Цветаева Осипу Мандельштаму «Ты запрокидываешь голову Затем, что ты гордец и враль. Какого спутника веселого Привел мне нынешний февраль!..»


В мае 1919 года в Киеве Осип Мандельштам знакомится с Надеждой Яковлевной Хазовой, будущей женой поэта. Подробно об их жизни рассказывает в своих воспоминаниях сама Надежда Яковлевна, бесконечно тоскуя о том, что им с Осипом не дали дожить их жизнь. Свидетельством влюбленного отношения Осипа Эмильевича к жене могут служить не только письма, но и стихи.

« Я наравне с другими Хочу тебе служить, От ревности сухими Губами ворожить. Не утоляет слово Мне пересохших уст, И без тебя мне снова Дремучий воздух пуст…»

О. Мандельштам



Стихи времени Первой мировой войны и революции составили вторую книгу стихов поэта – « Tristia » («книгу скорбей», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году. Основные темы этого сборника - античность, связь эпох, любовь. Вся жизнь – одна непрерывная разлука и ее ожидание. Поэт всегда обречен странствовать, бродяжничать, враждовать с властью.

« Все было встарь, все повторится снова,

И сладок нам лишь узнаванья миг...»


В 1925 г. выходит отдельной книгой “Шум времени”. В первых двух третях книги говорится о детских и ученических годах автора. Но это не автобиография, не мемуары. Скорее их можно было бы назвать “культурно-историческими картинами из эпохи разложения самодержавия”. Последняя треть, с остальными не связанная, занята Крымскими впечатлениями времен гражданской войны.

В 1928 г. вышла вторая - и последняя - книга прозы Мандельштама - “Египетская марка”. Жанр этого небольшого произведения не поддается однозначному определению. Элементы исповеди, памфлета, открытого письма в нем, бесспорно, присутствуют, но не определяют целого. В целом же эта проза - диагноз нравственной деградации эпохи, уже начисто лишенной категорий доброты, порядочности и чести. Основный персонаж повести Парнок - как это подчеркивает и сам автор - несомненно автобиографичен. Во всяком случае, это двойник автора .


« Мы живем под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны.

Только слышно кремлёвского горца

Душегуба и мужикоборца…»

Осенью 1933 г. Мандельштам написал стихотворную эпиграмму против Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которую в мае 1934 г. был арестован. Его выслали в Чердынь на Северном Урале, где он пробыл две недели, заболел и попал в больницу. Арест очень тяжело сказался на Мандельштаме, временами у него наступало помрачение сознания. Затем его перевели в Воронеж.


В Воронеже он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела - неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.). Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. Центральное произведение воронежских лет - «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной войны за выживание человечества и его мирового разума.

«Пусти меня, отдай меня, Воронеж:

Уронишь ты меня иль проворонишь,

Ты выронишь меня или вернешь, -

Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…»

Апрель 1935


В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время в г. Калинине. 2 мая 1938 года последовал второй арест.

Выписка из протокола Особого совещания при НКВД СССР.

Последняя фотография О. Мандельштама из личного дела в Бутырской тюрьме.

Август 1938 г.


В 1938 году его отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 го да от тифа в пересыльном лагере Владперпункт

(Владивосток).

Реабилитирован посмертно:

  • по делу 1938 года – в 1956 г.,
  • по делу 1934 года - в 1987 г.

Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.


2 Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом.




4 В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н.Гумилевым. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале "Аполлон" были напечатаны его пять стихотворений. В 1911 Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, желая систематизировать свои знания. В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О.Мандельштама - "Камень", сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов.


5 В предоктябрьские годы появляются новые знакомства: М.Цветаева, М.Волошин, в доме которого в Крыму Мандельштам бывал несколько раз. В 1918 Мандельштам живет то в Москве, то в Петрограде, потом в Тифлисе, куда приехал ненадолго и потом приезжал снова и снова е были для него временем интенсивной и разнообразной литературной работы.


6 Вышли новые поэтические сборники - "Tristia" (1922), "Вторая книга" (1923), "Стихотворения" (1928). Он продолжал публиковать статьи о литературе - сборник "О поэзии" (1928). Были изданы две книги прозы - повесть "Шум времени" (1925) и "Египетская марка" (1928). Вышли и несколько книжек для детей - "Два трамвая", "Примус" (1925), "Шары" (1926). Жена поэта Надежда Мандельштам


7 В 1930-е, когда началась открытая травля поэта и печататься становилось все труднее, перевод оставался той отдушиной, где поэт мог сохранить себя. В эти годы он перевел десятки книг. Осенью 1933 пишет стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны...", за которое в мае 1934 был арестован. Приговор - 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. В пересыльном лагере на Второй речке 27 декабря 1938 О.Мандельштам умер в больничном бараке в лагере.

Cлайд 1

Презентация, посвященная жизни и творчеству Осипа Эмильевича Мандельштама, выполнена ученицей 11 класса Нелюбиной Инной. Декабрь 2010

Cлайд 2

Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего-то страшного. Но настоящие стихи настоящих поэтов всегда даруют читателям встречу с истинным – высоким прекрасным - искусством.

Cлайд 3

Дата рождения - 03.01.1891 Место рождения - Варшава, Польша Юность поэта прошла в Петербурге и в Павловске 1907-1908 г. был в Париже 1909-1910 изучал философию в Гейдельберге. 1911 г. один год учился в Гейдельбергском университете, затем - в Санкт-Петербургском университете, не окончив его. К этому времени относятся первые публикации стихов Мандельштама в журнале "Аполлон" и начало его дружбы с Н.Гумилевым. Дата смерти - 27.12.1938 Место смерти - лагерный пункт «Вторая речка» под Владивостоком, Приморский край, СССР Жанры - Переводчик, поэт, литературовед

Cлайд 4

Автопортрет В поднятьи головы крылатый Намек - но мешковат сюртук; В закрытьи глаз, в покое рук Тайник движенья непочатый. Так вот кому летать и петь И слова пламенная ковкость, – Чтоб прирожденную неловкость Врожденным ритмом одолеть! 1914 г.

Cлайд 5

1.Твёрдый взгляд на вещи Принимает: Конкретное, вещное «Циферблат» «Час» «Тусклая планета» (Земля) 2. Свойственность считать литературу родственной архитектуре 3.Обращение к культуре прошлого Не принимает: Абстрактное, непостижимое «луна» «вечность» «золото»(солнце, звёзды)

Cлайд 6

В 1913 году вышел первый сборник поэта - "Камень". После большевистского переворота Мандельштам жил в Петрограде и Москве (1918-1919), в Киеве, в Крыму (1919), в Грузии (1920), откуда осенью 1920 года вернулся в Москву.

Cлайд 7

В 1921 году Мандельштам женился на Надежде Яковлевне Хазиной. В 1922 году вышел второй сборник стихов - "Tristia".

Cлайд 8

Надежда Яковлевна очень дружила с Анной Ахматовой. Однажды она рассказала, как по-разному Ахматова и Цветаева отнеслись к женитьбе Мандельштама. Когда-то он был влюблён в обеих (а влюблялся он постоянно). Но Цветаева настолько принимала поэта как нечто своё, личное, что когда Мандельштам приехал с Надеждой Яковлевной к ней, просто не обращала на его молодую жену никакого внимания. А Ахматова влюблённость Мандельштама сразу пресекла, и они всю жизнь были великолепными друзьями. Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Москва 1934 г.

Cлайд 9

Тема моря в его стихах неразрывно связана с темой античности. Море его поэзии – в основном теплое, южное, «черное» - по названию и ночному цвету. Балтийское море– совсем другая стихия, имперская, холодная, властная. Символично, что одно из самых ярких увлечений О.Мандельштама – Марина Цветаева - сама: страстная, «морская», стихийная. Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд булавки золотые, Но никакие звезды не убьют Морской воды тяжелый изумруд. 1916

Cлайд 10

В мае 1934 г. Мандельштам, был арестован и сослан в г. Чердынь-на-Каме, потом переведен в Воронеж. Стихи, написанные в этот период, так называемые "Воронежские тетради" (опубликованы в 1966 г.), - духовная исповедь поэта и его приговор "немеющему времени". Осип Мандельштам погиб из-за стихотворения против Сталина Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.

Cлайд 11

В мае 1937 года поэт вместе с женой вернулся в Москву, где он не имел права на жительство. 2 мая 1938 года Мандельштам был вторично арестован и отправлен в лагерь.

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

Место гибели Мандельштама Осипа. Лагерный пункт "Вторая речка". Владивосток.

Cлайд 17

Софья Глускина, кандидат филологических наук, жила в Пскове, преподавала в Псковском педагогическом институте и дружила с Надеждой Мандельштам:«Она всю свою жизнь была при нём. Говорят, что он не пропускал ни одной строчки без её одобрения. Если он в кого-нибудь влюблялся, она определяла это сразу… Она оказалась в Пскове, и было ей в том, 1962-м году, 62 года. ..она была кандидатом наук, защитила диссертацию по истории английского языка» В своей первой книге она пишет, как собиралась уйти от него, когда он влюбился в очередной раз. Но он, увидев, что она упаковывает чемоданы, пришёл в ужас и сразу «излечился» от своего увлечения. Она была для него необходимым советчиком, пусть даже порою излишне резким. До конца своих дней она сохранила острый ум и ясную память. Умерла она на девятом десятке, жалуясь, что очень долго живёт.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Осип Эмильевич Мандельштам (1891- 1938)

Блестящий мастер поэтического слова

Рождение. О. Э. Мандельштам родился в Варшаве в семье коммерсанта. Детство и юность его прошли в Петербурге и в Павловске, образование получил в Тенишевском коммерческом училище - в одном из лучших в России (1907). С 1909 по 1910 года Мандельштам провел в Европе - Франции, Швейцарии, Германии, где два семестра проучился в Гейдельбергском университете, недолго жил в Берлине, побывал в Италии. Со своими первыми поэтическими опытами он осмеливается познакомить Вячеслава Иванова, которому отправляет письма с "символистскими" стихами. "Они хороши, - замечала впоследствии А. А. Ахматова в своих мемуарах, - но в них нет того, что мы называем Мандельштамом".

Дебют Поэтический дебют Мандельштама состоялся в 1910 г. на страницах журнала "Аполлон". Пять стихотворений неизвестного поэта обращали на себя внимание новизной мироощущения, изнутри взрывавшего символистский принцип "соответствий". "На стекла вечности уже легло. Мое дыхание, мое тепло". "Стихи, подписанные неизвестным именем... переливались, сияли, холодели, как звезды в небе", - писал о своих впечатлениях Г. В. Иванов. Мандельштам посещает "среды" Вячеслава Иванова, знакомится с Н. С. Гумилевым и становится членом "Цеха поэтов " (1911), называвшими себя «акмеистами». " Тогда он был худощавым мальчиком, с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, (с пылающими глазами) с ресницами в полщеки ", - таким его увидела А. А. Ахматова весной 1911 г. В этом же году Мандельштам поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Но учится недобросовестно и курса не оканчивает.

Первая книга. Первая книга молодого поэта "Камень" (1913; второе издание - 1916), вышедшая под маркой издательства " Акмэ ", представила читателю Мандельштама-акмеиста. " Акмеистично " было уже само название сборника, указывающее на "вещность" и даже "грубость" материала искусства, преобразуемого рукой художника-творца, вносящего в мир продуманную красоту и гармонию. Поэт, как зодчий, как вольный каменщик, созидает прочно и на века., наводя на мысль о человеческом гении. *Для его поэзии характерны философская глубина, обостренный интерес к истории. Его стихи предельно кратки, насыщены историко-литературными ассоциациями, музыкально выразительны, ритмически разнообразны.

Notre Dame Где римский судия судил чужой народ - Стоит базилика, и - радостный и первый - Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame , Я изучал твои чудовищные ребра,- Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам... 1912

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Влюблённый в древнюю Элладу, поэт стремился обнаружить связь русской культуры с античностью. Отсюда в сборнике «Камень» возникают в стихотворениях имена: Афродита, Елена, Гомер. Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер - всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Адмиралтейство В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат, И в темной зелени фрегат или акрополь Сияет издали, воде и небу брат. Ладья воздушная и мачта-недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота - не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. Нам четырех стихий приязненно господство, Но создал пятую свободный человек. Не отрицает ли пространства превосходство Сей целомудренно построенный ковчег? Сердито лепятся капризные Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря - И вот разорваны трех измерений узы И открываются всемирные моря!

Айя - София Собо́р Свято́й Софи́и - Прему́дрости Бо́жией - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя -Софья.

Айя -София Айя -София,- здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам. И всем векам - пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Прекрасен край, купающийся в мире, И сорок окон - света торжество. На парусах, под куполом, четыре Архангела - прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.

Сборник «Камень» Таким образом, храм Айя -София и Адмиралтейство, Греция Гомера и императорский Рим, средневековая католическая Европа, французский театр классицизма - как в калейдоскопе, сменяются имена, эпохи, стили, ставшие для Мандельштама не абстрактным поэтическим материалом, а самой жизнью, где одно слово проступает сквозь другое, играя своими культурными символами. Как заметил В. М. Жирмунский, "Мандельштаму свойственно чувствовать своеобразие чужих поэтических индивидуальностей и чужих художественных культур, и эти культуры он воспроизводит по-своему, проникновенным творческим воображением". Акмеистическая "игра" смыслами и ассоциациями нужна была поэту для того, чтобы следить "за шумом и прорастанием времени".

Революция Чуткий к движению времени, Мандельштам не остался равнодушным к происшедшим революционным событиям. Падение монархии представляется поэту исторически справедливым. Однако октябрьский переворот вызывает негодование. Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы, О, солнце, судия, народ! Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. B ком сердце есть, тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идет.

Прославим, братья, сумерки свободы… Мы в легионы боевые Связали ласточек, - и вот Не видно солнца, вся стихия Щебечет, движется, живет. Сквозь сети - сумерки густые – Не видно солнца и земля плывет. Ну, что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи, Как плугом, океан деля. Мы будем помнить и в летейской стуже, Что десяти небес нам стоила земля.

Страницы жизни В 1918 году перебирается из Петрограда в Москву, пытается служить, но служба оказывается не по душе. Начинаются поездки по стране: Харьков, Киев, Феодосия, Батум, Тифлис. В К рыму его арестовывает врангельская контрразведка, в Батуме – местные военные власти. Повидал и К расную власть, и белую – всё зло. Трудный, неустроенный быт, постоянные поиски литературного заработка - рецензий, переводов, отсутствие читательской аудитории и тоска по читателю-собеседнику вызывали чувство потерянности, одиночества, страха. Творчество Мандельштама на рубеже 1920-х годов исполнено трагических предчувствий. Осенью 1922 г в Берлине выходит вторая книга стихов « Tristia » (лат. – «Скорбь»). В 1925 г – проза: «Шум времени», «Феодосия». Вышедший в 1928 г. сборник "Стихотворения" был последним, увидевшим свет при жизни автора. Вынужден заниматься переводами.

Антиода Сталину В ноябре 1933 года сочиняет эпиграмму на Сталина и под великим секретом читает ее менее 14 человек. Б. Пастернак: «Это самоубийство». О. Мандельштам: «Я готов к смерти». Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина И широкая грудь осетина.

Арест В поэзии Мандельштама советского периода появляется чувство незащищенности ч еловека в мире, жуткое ощущение хаоса, которое вот-вот поглотит всё. Он был арестован в мае 1934 года в своей квартире. Стихотворение «Квартира тиха, как бумага» передает атмосферу предчувствий поэта.

Квартира тиха, как бумага Квартира тиха, как бумага – Пустая, без всяких затей, – И слышно, как булькает влага По трубам внутри батарей. Имущество в полном порядке, Лягушкой застыл телефон, Видавшие виды манатки На улицу просятся вон. А стены проклятые тонки, И некуда больше бежать, А я как дурак на гребёнке Обязан кому–то играть. Наглей комсомольской ячейки И вузовской песни наглей, Присевших на школьной скамейке Учить щебетать палачей. Пайковые книги читаю, Пеньковые речи ловлю И грозное баюшки-баю Колхозному баю пою. Какой-нибудь изобразитель, Чесатель колхозного льна, Чернила и крови смеситель, Достоин такого рожна. Какой– нибудь честный предатель, Проваренный в чистках, как соль, Жены и детей содержатель, Такую ухлопает моль. И столько мучительной злости Таит в себе каждый намёк, Как будто вколачивал гвозди Некрасова здесь молоток. Давай же с тобой, как на плахе, За семьдесят лет начинать, Тебе, старику и неряхе, Пора сапогами стучать. И вместо ключа Ипокрены Давнишнего страха струя Ворвётся в халтурные стены Московского злого жилья.

Обыск «Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундуков рукописям… Следователь при мне нашел «Волка»…» За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей, Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей. Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, Ни кровавых кровей в колесе, Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первобытной красе, Уведи меня в ночь, где течет Енисей И сосна до звезды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет.

Ссылка Это стихотворение следователь показал Осипу Мандельштаму. Тот молча кивнул. Его увели. Следствие шло 2 недели: не давали пить, спать. Осип Эмильевич бредил, появились галлюцинации. Приговор: 3 года ссылки в Чердынь на Северном Урале. Туда он приехал душевнобольным человеком. Выбросился из окна. Сломал ключицу. С 1934-1937 гг живет в Воронеже. Пишет «Воронежские стихи» (тетради), которые были опубликованы в 1966 г. - духовная исповедь поэта и его приговор "немеющему времени" . Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь, - Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож... (апрель, 1935. Цикл «Воронежские стихи»)

«Воронежские тетради» Я должен жить, хотя я дважды умер, А город от воды ополоумел: Как он хорош, как весел, как скуласт, Как на лемех приятен жирный пласт, Как степь лежит в апрельском провороте, А небо, небо – твой Буонаротти... Апрель 1935 В 1937 г. Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права жительства в Москве.

«Воронежские тетради» Ещё в апреле 1935 года им было создано пророческое стихотворение «Это какая улица?» Это какая улица? Улица Мандельштама. Что за фамилия чертова - Как ее ни вывертывай, Криво звучит, а не прямо. Мало в нем было линейного, Нрава он был не лилейного, И потому эта улица, Или, верней, эта яма Так и зовется по имени Этого Мандельштама...

Смерть В мае 1938 года его арестовали вторично. Лишен квартиры, купленной за собственные деньги. В августе приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этап на Дальний Восток лагерь «Вторая речка». Путь продолжался месяц. Последнее письмо в конце октября: «Здоровье очень слабое, истощен до крайности». Смерть пришла 27 декабря 1938 года в больнице, по официальному заключению от паралича сердца (от истощения).

Эпилог Затем наступили 20 лет забвения, а позже – постепенное возвращение его поэзии читателям. Осип Эмильевич Мандельштам был официально реабилитирован в 1987 году. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.


Поделиться: