Средства материальной культуры. Названия предметов и объектов духовной и материальной культуры человечества, а также названия растений и явлений природы. Классификация методов воспитания

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

Собственно предметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это - научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.

Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени - искусство.

Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура - идеи, замыслы художника - может воплощаться в материальных вещах - книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом - от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге - культурного развития любого общества.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга - бесспорный предмет духовной культуры - может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы - знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака - деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги - всеобщий рыночный эквивалент - можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

5. Культура – одна из важнейших характеристик специфики человеческой жизнедеятельности. Каждый индивид представляет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой, что необходимо человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития.

Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Система человеческой культуры – это мир вещей, предметов, а теперь и природной среды, созданных человеком для удовлетворения его потребностей. Значит культура - это "опредмеченный" мир человеческой духовности.

Культура есть продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается и обогащается многими поколениями людей. Все достигнутое человечеством в правовой, политической, государственной деятельности, в системах образования, медицинского, бытового и других видов обслуживания, в науке и технике, искусстве, религии, философии – все это принадлежит миру человеческой культуры:

· поля и фермы, промышленные (фабрики, заводы и т.п.) и гражданские (жилые дома, учреждения и др.) постройки, транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, мосты и т.д.), линии связи и т.д.;

· политические, правовые, образовательные и другие учреждения;

· научные знания, художественные образы, религиозные доктрины и философские системы, культура семьи

На Земле непросто найти такое место, которое бы в той или иной мере не было освоено человеческим трудом, которое не затронули бы деятельные руки человека, на котором не было бы печати человеческого духа.

Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает формы деятельности по производству и использованию предметов культуры (выработанные предыдущими поколениями людей). В семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, "распредмечиваем" их для себя. Только на этом пути человек изменяет сам себя, развивает свой внутренний духовный мир, свои знания, интересы, мораль, навыки, умения, мировоззрение, ценности, потребности и др. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.

Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культуральными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками.

Культура это единое, сложное, комплексное явление человеческой природы, которое условно (по степени преобладания духовной или материальной составляющих) часто делят на гуманитарную и естественнонаучную культуры.

Вряд ли сегодня кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. Можно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодняшний день. Подобное деление условно, спорно и во многом зависит от взглядов конкретного человека. Гуманитарная культура.

Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.

6. Культура выступает как важный фактор социальных обновлений общества . Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны.

В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной деятельности.

7. Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.


Похожая информация.


На самом деле вопрос достаточно сложный, и в свое время при изучении социологии я провел не одну ночь, когда пытался разобраться. В общем, постараюсь изложить то, что я усвоил и, надеюсь, это кому-нибудь пригодится. :)

Что такое материальная культура

В это понятие входят те предметы, что были созданы искусственным путем для удовлетворения социальных и природных потребностей человека. Например, это может быть одежда или оружие, украшения или само жилище. Все это входит в понятие материальной культуры определенного народа. В широком смысле к этому относятся следующие элементы:

  • предметы - приборы или дороги, предметы искусства и жилища;
  • технологии - поскольку являются материальным отображением мысли;
  • техническая культура - сюда относят навыки или определенные умения, что передаются последующим поколениям.

Что такое духовная культура

Она не нашла отображение в предметах - ей подвластны не вещи, а все, что связано с чувствами и интеллектом. К ней относятся:

  • идеальные формы - например, язык или общепринятые устои. Порой сюда относят образование;
  • субъективные формы - в этом случае речь идет о знаниях, которыми обладают отдельные представители народа;
  • интегрирующие формы - в это понятие включают различные элементы как личного характера, так и общественного сознания, например, легенды.

Взаимосвязь духовного и материального

Естественно, что обе формы не могут не взаимодействовать, более того, они тесно переплетены множеством взаимосвязей. Например, мысли архитектора, то есть духовная составляющая находит отпечаток в материальном - здания. При этом материальный объект - красивое здание, находит выражение в чувствах и эмоциях - духовном.


Особый интерес вызывает факт отображения духовного в материальном - вещи, которые получают статус объекта культуры после обработки человеческими руками. При этом они относятся как к материальному, так и к духовному, обладая кроме практической пользы еще и неким духовным смыслом. Это характерно для первобытного общества, когда вещи символизировали духов либо хранили информацию в виде гравированного текста.

Первым структурным элементом культуры является материальная культура, которая представляет собой объективные, материальные формы выражения духовных смыслов.

Материальная культура - совокупность способов производства материальных благ и ценностей, создаваемых человеческим трудом на каждом этапе развития общества.

Ценность – это положительная значимость предметов, явлений и идей. Предметы и явления становятся благом, если они удовлетворяют положительные человеческие потребности и способствуют социальному прогрессу.Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Хозяйственная культура - это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». В нее входят, прежде всего, экономическая деятельность - средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству, она характеризует его с точки зрения влияния на человека, создания условий для его жизни и развития способностей, их реализации в экономической жизни общества. Эта культура воплощается не просто в производстве, технике, а в реализации творческого начала материальной деятельности человека.

Традиционно культурологи выделяют в качестве объектов (форм) материальной культуры культуру труда - технику, сооружения и орудия труда, средства производства, системы коммуникаций - пути и средства сообщения (транспорт, связь); культуру повседневности - предметы одежды, быта, пищи.

Все эти предметы культуры – носители культурной информации, которые создают искусственную среду обитания человечества и являются процессом и результатом материальной деятельности человека. Все эти явления связаны с содержанием производительных сил или производственных отношений. Однако материальная культура, являясь стороной материального производства, не тождественна ему. Она характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, а также реализации способностей человека в процессе материальной деятельности.

в Духовная кул.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей человечества (идей, представлений, убеждений, верований, знаний); интеллектуальная духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности на каждом этапе развития общества.

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

К духовной культуре относятся формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей в духовной сфере - это комплекс идей, знаний, представлений, переживаний, побуждений, влечений, верований, норм, традиций человеческого существования. Духовная деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие формы культуры:

Религиозная культура (религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения);

Нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

Эстетическая культура (искусство, его виды, направления и стили);

Правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система);

Политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

Интеллектуальная культура (наука, философия).

По видам деятельности все они входят в познавательную деятельность (наука, философия), ценностно-ориентированную деятельность (мораль, искусство, религия), регулирующую деятельность (политика, право).

Познавательная деятельность основана на познании человеком природы, общества, самого себя и своего внутреннего мира. Наиболее адекватно эта деятельность представлена научной деятельностью. Наука - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построении рациональных прогнозов; управлении исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Передаваемые от поколения к поколению традиционные знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды – научной - перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

К ценностно-ориентированной деятельности человека относятся мораль (моральная культура), искусство (художественная культура) и религия (религиозная культура). Осмысленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знания о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей. Он наполнен для него смыслами и значениями.

Первой наиболее социально значимой сферой культуры является моральная культура, дающая нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам деятельности общества и друг к другу.

Моральная культура – это достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, отношение к человеку как к высшей цели и самоценности. Моральная культура личности проявляется как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости и достоинстве человека. В основе моральной культуры личности лежит нравственность и совесть.

Вторая форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью - это художественно-эстетическая культура. Художественная культура - это специфическая чувственно-эмоциональная сфера познания, оценка и художественное преобразование мира по законам красоты. Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека (см. искусство в системе духовной культуры).

Третья форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью, - эторелигиозная культура , основанная на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу. Воплощается религиозная культура культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный Абсолют.

В духовной культуре можно выделить еще две формы, ориентированные на регулятивную форму деятельности, - это политика (политическая культура) и право (правовая культура), связанные с государством и его институтами и правовой системой общества.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях закрепленная в механизмах социальной памяти духовная культура выступает как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества. Она может играть на разных этапах развития общества ведущую роль.

К особенностям духовной культуры, которая ориентирована на выработку знаний и ценностей, необходимо отнести следующие:

1. Духовная культура - это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, который богаче реального, материального мира (например, искусство живописи – направление сюрреализм – художник С. Дали).

2. Духовная культура дает человеку наибольшую свободу творчества (осознанное творчество человека – это то, что отличает мир культуры от мира природы).

3. Духовная культура нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.

4. Духовная культура - самая «хрупкая» область культуры, она более чувствительна к изменениям в социокультурном пространстве, более всех других областей страдает при социальных катаклизмах и нуждается в поддержке общества.

Следует отметить, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и т.д. Любой предмет материальной культуры является воплощением определенных замыслов человека, и в реальной жизни материальное и идеальное в культуре всегда переплетается.

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

3.3. Материальная и духовная культура

Деление культуры на материальную и духовную связано с двумя основными видами производства – материальным и духовным.

Понятие «материальная культура» введено в культурологию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры традиционных обществ. По определению Б. Малиновского, материальная продукция человека – это артефакты, построенные дома, управляемые корабли, орудия труда и оружие, предметы магического и религиозного культа, составляющие наиболее осязаемую и зримую часть культуры. В дальнейшем понятием «материальная культура» стали определять всю материально-практическую деятельность человека и ее результаты: орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи и т. п. Во все это вложен человеческий труд, знания, опыт.

Духовная культура охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения.

Проявления материальной и духовной культуры, создание и использование относящихся к каждой из них предметов различны.

Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это прежде всего деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

Кроме того, само развитие духовной культуры в значительной степени зависит и определяется уровнем развития культуры материальной.

Материальная культура и духовная культура связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реализуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыслом автора.

Некоторые виды творческой деятельности вообще находятся на грани культуры материальной и духовной и в равной мере принадлежат к обеим. Архитектура – это и искусство, и строительство. Дизайн, техническое творчество – искусство и техника. Искусство фотографии стало возможно только на основе техники. Так же, как и искусство кино. Некоторые теоретики и практики кино утверждают, что кино все более перестает быть искусством и становится техникой, ибо от уровня и качества технической оснащенности зависит и художественное качество фильма. С этим нельзя соглашаться, но и нельзя не видеть зависимости качества кинофильма от качества съемочной аппаратуры, пленки и других материально-технических средств кино.

Телевидение, конечно, достижение и воплощение техники. Но идея телевидения, изобретение его принадлежит науке. Реализовавшись в технике (материальная культура) телевидение стало и элементом духовной культуры.

Очевидно, что границы между различными сферами культуры и отдельными ее формами весьма условны. Практически все формы культуры взаимосвязаны. Так, например, художественная культура взаимодействует, хотя бы косвенно, и с наукой, и с религией, и с бытовой культурой и т. д. Развитие науки и формирование определенной картины мира сказывалось на развитии искусства – становление естественно-научного знания способствовало становлению жанров пейзажа и натюрморта, а появление новых технических изобретений привело к появлению новых видов искусства – фотографии, кино, дизайна. Бытовая культура связана и с религиозной традицией, и с господствующими в обществе моральными нормами, и с такими видами искусства, как архитектура и декоративно-прикладное искусство.

Но ценности материальной культуры отличаются по своим характеристикам от ценностей духовной культуры. Ценности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценностям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Действительно, такие нравственные ценности, как жизнь, любовь, дружба, достоинство, существуют столько же, сколько вся человеческая культура. Шедевры художественной культуры не меняют своей значимости – «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного человечества. Вероятно, и в будущем отношение к этому шедевру не изменится. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производственное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.

Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения. Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пушкин).

Назначение ценностей материальной культуры носит ярко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не носят практической направленности, но иногда могут иметь и утилитарное назначение (например, такие виды искусства, как архитектура или дизайн).

Материальная культура включает несколько форм.

Производство. Сюда относятся все средства производства, а также технология и инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь).

Быт. Эта форма включает и вещественную сторону повседневной жизни – одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспитание детей и т. д.

Телесная культура. Отношение человека к своему телу – особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные нормы.

Экологическая культура – отношение человека к природной среде.

Духовная культура включает как научное, так и ненаучное знание, как теоретическое, так и эмпирическое, взгляды, возникшие под непосредственным воздействием идеологии (например, политические воззрения, правосознание), и такие, которые складываются стихийно (например, общественная психология).

Духовная культура, ее особенности и формы будут рассмотрены во втором разделе учебника.

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

Раздел II Духовная культура

Из книги Арийцы [Основатели европейской цивилизации (litres)] автора Чайлд Гордон

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Часть третья Материальная культура

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Из книги Табасаранцы. История, культура, традиции автора Азизова Габибат Нажмудиновна

Из книги автора

Духовная культура восточного славянства Многообразной и красочной материальной культуре древней Руси соответствовала яркая, многогранная, сложная духовная культура восточного славянства. С незапамятных времен развилась на Руси народная устная поэзия, замечательный

Из книги автора

3.2. Материальная культура Древнего Китая На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное

Из книги автора

3.3. Духовная культура Древнего Китая Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных


АПОКАЛИПСИС (1). ? ОТКРОВЕНИЕ. Библиопоэтоним, название религиозного сочинения. " * Откровение Иоанна Богослова, или «Апокалипсис» - последняя книга Нового Завета, в кото­рой представлена христианская эсхатология - описание конца существования земли и Второй Приход Мессии.

■ / Над этим островом какие выси, / Какой туман! / И Апокалипсис здесь был написан / И умер Пан! ∕ (III.10).

❖ Откровение Божие Иоанн Богослов, следуя тексту книги, получил во время ссылки на остров Патмос: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, на­зываемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». (Откр. 1: 9).

БАРОН БРАМБЕУС (1). Библиопоэтоним, указание на литера­турное сочинение по псевдониму его автора. " » Осип-Юлиан Сенковский (1800 - 1858) - известный востоковед первой поло­вины XIX в., энциклопедист, переводчик с арабского и др. восточ­ных языков, путешественник, автор «Отрывков из путешествий по Египту, Нубии и Верхней Эфиопии», «Воспоминаний о Нубии и Сирии», которые, возможно, были известны Н. Гумилеву. Свои работы подписывал несколькими псевдонимами, Барон Брамбе- ус - лишь один из них, но, вероятно, самый известный. У Гумиле­ва имеется в виду какое-то сочинение этого автора.

И / И не расстаться с амулетами, / Фортуна катит колесо, / На полке, рядом с пистолетами, / Барон Брамбеус и Руссо. / (11.114).

БЕНЦ (1). Прагмапоэтоним, название средства передвиже­ния. " * Марка автомобиля, названная в честь основателя круп­нейшего завода автомобилестроения Карла Бенца.

Ж / НаДуксели, на Бенце ль я, - / Верхом на какаду, / На вечер в доме Венцеля / Всегда я попаду. / (П.78).

ОБРИ БЕРДСЛЕЙ (1). Идеопоэтоним, произведение живопи­си, названное по имени автора. Обри Винсент Бердслей (1872-1898) - английский художник, график, иллюстратор эпо­хи модернизма. За недолгую жизнь (25 лет) О. Б. выработал собственный стиль графики, в котором реалистичность изо­бражения сочеталась с абстракцией и восточной орнаменталь- ностью. О. Б. иллюстрировал «Смерть короля Артура» Т. Мэло- ри, «Падение дома Ашеров» Э. По, «Саломею» О. Уайльда, с кото­рым О. Б. был лично знаком.

И / Прелестницы, теперь я научен, / Попробуйте прийти, и вы найдете / Духи, цветы, старинный медальон, / Обри Бердслея в строгом переплете. / (11.54).

БЫТИЕ (1). Библиопоэтоним, название религиозного сочине­ния. Первая книга Библии, в которой содержатся предания о сотворении мира и жизни первых людей.

Ж / А снизу шум взносился многий, / То пела за скамьей скамья, / И был пред ними некто строгий, / Читавший книгу БЫТИЯ. ∕ (IV.24).

ВЕРСАЛЬ (1). Урбаидеопоэтоним, памятник садово-парко­вого искусства. " » Бывшая резиденция французских ко­ролей, сейчас - дворцово-парковый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО.

Ж / Иль на празднике Версаля / В час, когда заснет земля, / Взоры юношей печаля, /Я пленяю короля. ∕ (III.34).

«ВОКРУГ СВЕТА» (1). Библиопоэтоним, название журнала, - в» Известнейший российский научно-популярный журнал, из­даваемый с 1861 г. Тематика журнала чрезвычайно разнообраз­на, но преобладают статьи страноведческого, этнографическо­го и исторического характера.

Ж / Для счастья полного его / Недоставало одного: / Чтобы сестра, отец и мать / Его могли здесь увидать, / Хоть силою волшебных чар, /Ив «Вокруг света» обо всем / Поведал мальчикам потом / Его любимый Буссенар. ∕(ΠL3).

♦♦♦ В журнале действительно печатались отрывки или полные тексты приключенческих и фантастических произведений.

ВОСКРЕСЕНЬЕ (1). Хронопоэтоним, название религиозного со­бытия. " * Событие Нового Завета, основа христианской веры - Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его Распятия.

Ж / И он кричал: «Смотрите все, / Как блещут искры на росе, / Как дышат томные растенья, / И Солнце, золотистый плод, / В прозрачном воздухе плывет, / Как ангел с песней Воскресенья ». /(1.94).

ГРААЛЬ (3 / 1). Экклезиопоэтоним, название священного пред­мета. " * У христиан - чаша, из которой пил Христос во время Тайной Вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал кап­ли крови Спасителя после Его распятия. Г. упоминается в ряде средневековых легенд, в частности, в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Ж / Я припомнил старинную сказку / Про священную чашу Грааль. / (1.44). / Я хотел бы бродить по селеньям, / Уходить в неизвестную даль, / Приближаясь к далеким владеньям / Зачарованной чаши Грааль. / (1.44). ∕ / Только чистым даны созерцанья / Вечно радостной чаши Грааль. / (1.44).

♦♦♦ Считается, что хранителями Грааля сначала были катары (пред­ставители христианского течения, признанного ересью), а затем - там­плиеры (Вербицкая: 174).

ГРОБ БОЖИИ (1). Экклезиопоэтоним, название священного предмета, о Гроб Господень. " * Величайшая христианская святыня, место, где был погребен Христос после Распятия. На­ходится в Храме Святого Воскресения в Иерусалиме.

Ж / Все мечтают: «Там,у Гроба Божия, / Двери рая вскроются для нас, / На горе Фаворе, у подножия, / Прозвенит обетованный час». / (1.121).

ДИВАН (1). Эргопоэтоним, название делового объединения лю­дей. Высший орган власти в государствах ислама.

Ж / Пусть хозяева здесь англичане, / Пьют вино и играют в футбол / И калифа в высоком Диване / Уж не властен святой произвол. ∕ (IV.6).

ДОМОТОП (1). Эргопоэтоним, название делового объединения людей. " * Отопительный кооператив в дореволюционной России.

Ж / P.S. К тому ж в конторе Домотопа / Всегда я встречу эфиопа. ∕ (IV.38).

ДРЕВО ПОЗНАНЬЯ (1). Фитомифопоэтоним. " * В Ветхом Завете - дерево в Эдеме, с которого Ева вкусила запретный плод.

Ж / От плясок и песен усталый Адам / Заснул, неразумный, у Древа Познанья. / Над ним ослепительных звезд трепетанья, / Лиловые тени скользят по лугам / (1.161).

ДУКС (1). Прагмапоэтоним, название средства передвижения. " * «Дуке» - крупнейший в Москве начала XX в. завод по изго­товлению велосипедов, мотоциклов, автомобилей, самолетов и дирижаблей. До революции завод выпускал все указанные виды транспорта, потому в стихотворении Гумилева, написан­ном в 1912 г., может иметься в виду любой из них, хотя вероят­нее всего, что речь идет об автомобиле.

Ж / На Дуксе ли, на Бенце ль я, - / Верхом на какаду, / На вечер в доме Венцеля / Всегда я попаду. / (П.78).

ЕВАНГЕЛЬЕ (2 / 2). Библиопоэтоним, название религиозного сочинения. " * Четыре основные книги Нового Завета, в кото­рых повествуется о земном пути и деяниях Иисуса Христа: Е. от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

Ж / Лев на колонне, и ярко / Львиные очи горят, / Держит Евангелье Марка, / Как серафимы, крылат. / (11.96). / Но забыли мы, что осиянно / Только слово средь земных тревог, /Ив Евангелии от Иоанна / Сказано, что слово - это Бог. ∕ (IV.29).

♦♦♦ К контексту 2: IV.29. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Ин. 1: 1).

Ж / Он говорит, что мир не страшен, / Что он Зари Грядущей князь.../ Но только духи темных башен / Те речи слушают, смеясь /(1.25).

«ЗЕЛЕННАЯ» (1). Прагмапоэтоним, название магазина. ? В ряде изданий, перепечатавших текст из «Огненного столпа» (Гумилев 1989, Гумилев 2003) записано как апеллятив - зеленная. " * Устарев­шее название лавки, где торговали зеленью, фруктами и овощами. Ж / Вывеска... кровью налитые буквы / Гласят-. «Зеленная», - знаю,тут /Вместо капусты и вместо брюквы / Мертвые головы

продают. ∕ (IV.39).

♦♦♦ А. А. Брудный в своей книге «Психологическая герменевтика» так писал о «Заблудившимся трамвае»: « человеку дан и мир виртуаль­ный, пространство семантическое. В нем можно стать свободным. Сво­бода есть полет. В Азию, в Африку, в прошлое, в будущее.

"Зеленная” - это образ будущего. Прозрение собственной смерти (не первое у Гумилева)» (Брудный: 211).

Ж / Вы все, паладины Зеленого Храма, / Над пасмурным морем следившие румб, / Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама, / Мечтатель и царь, генуэзец Колумб! / (1.148).

«ЗНАНЬЕ» (1). Библиопоэтоним, название периодического из­дания. " * Вероятно, у Н. Гумилева речь идет о сборниках из­дательства «Знание», учрежденного в 1898 г. С начала XX в. де­ятельность издательства была направлена на идеологическую борьбу с модернизмом. В печать принимались произведения реалистической и атеистической направленности, среди авто­ров которых были И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, В. Вересаев. Редактором издательства некоторое время был М. Горький.

Ж / Я стол к стене подвинул; на комод / Рядком поставил альманахи «Знанье», / Открытки - так, чтоб даже готтентот / В священное б пришел негодованье. / (П.54).

ИГДРАЗИЛЬ (1). Фитомифопоэтоним, мировое древо-образ вселенной в скандинавской мифологии, о Игдрасиль.

Ж / Меня, кто, словно древо Игдразиль, / Пророс главою семью семь вселенных / И для очей которого, как пыль, / Поля земные и поля блаженных? ∕ (IV.28).

«ИЛИАДА» (1). Библиопоэтоним, название древней эпической поэмы, Памятник древнегреческой литературы, эпическая поэма Гомера, повествующая о Троянской войне, подвигах ве­ликих воинов и деяниях богов.

Ж / Я закрыл Илиаду и сел у окна, / На губах трепетало последнее слово, / Что-то ярко светило - фонарь иль луна, / И медлительно двигалась тень часового. / (11.55).

ИСАКИЙ (2 / 2). Экклезиопоэтоним, название храма. "** Исааки- евский собор в Петербурге, один из важнейших и первых (стро­ительство началось в 1818 г.) христианских храмов в городе.

И / Как не погнулись - о, горе! - / Как не покинули мест / Крест на Казанском соборе / И на Исакии крест? ∕ (III.56). / Верной твердынею православья / Врезан Исакий в вышине, / Там отслужу молебен о здравье / Машеньки и панихиду по мне. / (IV.39).

КАЗАНСКИЙ СОБОР (1). Экклезиопоэтоним, название храма. "∙* , Казанский кафедральный собор на Невском проспекте в Пе­тербурге - один из величайших христианских храмов города. В соборе в 1813 г. похоронили генерала М. И. Кутузова.

Ж / Как не погнулись - о, горе! - / Как не покинули мест / Крест на Казанском соборе / И на Исакии крест? / (III.56).

КАМЕНЬ КАБЫ (1). Экклезиопоэтоним, название священного предмета, о Кааба. " » Главная мусульманская святыня. Нахо­дится в Мекке.

Ж / Но он, ногою топнув, крикнул: «Бабы! / Вы знаете ль, что черный камень Кабы / Поддельным признан был на той неделе?» / (11.102).

«КОЛЧАН» (1). Библиопоэтоним, название сборника стихотво­рений. " » Пятый печатный поэтический сборник Н. Гумилева, изданный в 1916 г.

Ж / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. ∕ (III.49). КОРАН (1). Библиопоэтоним, название религиозного произве­

дения. ’ * Священная книга мусульман.

Ж / Шейхи молятся, строги и хмуры, / И лежит перед каждым Коран, / Где персидские миниатюры, / Словно бабочки сказочных стран. ∕(IV.6).

КРУГЛЫЙ СТОЛ (1). Эргопоэтоним, название сообщества. Рыцари Круглого стола - легендарное сообщество рыцарей

Персонажей сказаний о короле Артуре.

Ж / Никогда сюда тропа не завела / Пэра Франции иль Круглого Стола ∕ (IV.30).

КУРТИНА (1). Эргопоэтоним, название военного лагеря, о Ля-

Куртин. О Фр. courtine - военно-оборонительное сооружение, крепостная стена. " * Лагерь русских солдат во Франции, на­званный так по местности своего расположения - деревне Ла- Куртин.

Ж / Коль в первой - значит, суждено: / Я кров приветный сей покину / И перееду в Camp Cournos / Или в мятежную Куртину. ∕(ΠI.97).

❖ Узнав о революции в России, солдаты лагеря Куртин отказались подчиняться руководству и потребовали возвращения на родину. Для усмирения мятежа Временное правительство направило в лагерь де­легацию во главе с генералом Занкевичем. В составе делегации был и прапорщик Н. Гумилев.

«ЛЕДА» (1). Идеопоэтоним, название произведения живописи. ? Употреблена краткая (аллегровая) форма от полной «Леда и лебедь» Известная картина Леонардо да Винчи, написанная на мифологический сюжет: Зевс, увлеченный красотой земной женщины Леды, проник к ней под видом лебедя. Оригинал кар­тины утрачен, сохранились только копии.

Ж / Один, как шкура леопарда, / Разнообразен, вечно нов. / Там гибнет «Леда» Леонардо / Средь благовоний и шелков. ∕ (11.95). ЛЕТНИЙ САД (2 / 2). Урбаидеопоэтоним, памятник садово- паркового искусства. " * Летняя резиденция Петра I, располо­

женная на одноименном острове в Петербурге.

Ж / И вновь начнутся наши встречи, / Блужданья ночью наугад, / И наши озорные речи, / И Острова, и Летний Сад?! (ІП.49). Если взоры девушки любимой - / Слаще взоров жителей высот, / Краше горнего Иерусалима / Летний Сад и зелень сонных вод... ∕ (III.55).

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ (1). Прагмамифопоэтоним, название средства передвижения. " * Легендарный корабль-призрак, обреченный на вечные скитания по морям без возможности пристать к берегу.

Ж / Там волны с блесками и всплесками / Непрекращаемого танца, / И там летит скачками резкими / Корабль Летучего Голландца. / (1.150).

ЛИЛИЯ ХИРАМА (1). Идеопоэтоним, название скульптуры с ре­лигиозным символическим смыслом. " * Лилия в масонстве - символ власти и Божественной мудрости, разумного устройства вселенной. Хирам - легендарный основатель масонства, в Би­блии - служащий царя Соломона, руководитель строительством Иерусалимского храма и создатель ряда священных предметов

в храме. В Третьей кн. Царств описано построение Хирамом двух столбов, названных Иахин и Воаз и символизирующих рождение и смерть, то есть земной мир: «И над столбами поставил венцы, сделан­ные наподобие лилии; так окончена работа над столбами». (3 Цар.: 22). Та­ким образом, лилия Хирама - символ Божественного разума, ко­торый управляет природой, мировой историей и жизнью людей.

Ж / Но тот, кто видел лилию Хирама, / Тот не грустит по сказочным садам, / А набожно возводит стены храма, / Угодного земле и небесам. /(11.98).

МАДОННЫ, мн. (1). ? БОГОРОДИЦА, ДЕВА МАРИЯ, МАДОННА, МАРИИ, МАРИЯ, I раздел. Идеопозтонилі, название скуль­птур. " » Изображения матери Христа - Мадонны: возмож­но, имеются в виду картины «мадоннеле» в нишах, которых в Риме несколько сотен. У Гумилева в составе метонимии «лик Мадонн» как указание на единство сущности, идеи всех скульптур.

МЕЧЕТЬ СУЛТАНА ГАССАНА (1). Экклезиопоэтоним, название храма. " * Мечеть султана Гасана (Хасана) - крупнейшая в Каи­ре, построена в XIV в.

Ж / Словно пестрая Фата-Моргана, / Виден город, над городом свет; / Над мечетью султана Гассана / Протыкает луну минарет. ∕ (IV.6).

ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА (1). Деопоэтоним, название явления природы. "∙⅛ Редкое явление природы, представляющее собой появление мерцающего свечения на высотных или пикообраз­ных объектах видимого мира. Возникает, как правило, перед грозой и штормом, когда напряженность электрического поля в атмосфере резко повышается. Название произошло от имени католического святого, мученика Эльма (Эразма) - покровите­ля и защитника моряков.

Ж / Ни риф, ни мель ему не встретятся, / Но, знак печали и несчастий, / Огни святого Эльма светятся, / Усеяв борт его и снасти. / (1.150).

«О ДЕВА РОЗА, Я В ОКОВАХ» (1). Библиопоэтоним, название стихотворения А. С. Пушкина.

Ш / «О дева Роза, я в оковах», / Я двадцать тысяч задолжал, / О сладость леденцов медовых, / Продуктов, что творит

Шапшал. / Но мне ничуть не страшно это, / Твой взор, как прежде, не суров, /Ия курю и ем конфеты, / «И не стыжусь МОИХ ОКОВ». ∕(IV.47).

❖ У Пушкина «оковы» - любовь, привязанность к возлюбленной: / Так соловей в кустах лавровых ∕ / Близ розы гордой и прекрас­ной / В неволе сладостной живет / И нежно песни ей поет /. У Гумиле­ва строки Пушкина употреблены с иронией, «оковы» здесь - долги, не­приятности, в которые попал лирич. герой ради удовольствия скурить папиросу и отведать медовый леденец.

«ОТКРОВЕНЬЕ» (1). ? АПОКАЛИПСИС. Библиопоэтоним, назва­ние религиозного произведения. См. АПОКАЛИПСИС.

Ж / Едва заслышим мы заветный звук / В твоем органе гулком и протяжном, / Смущается покой наш бледный, вдруг / Каким угрюмым явит мир и важным / Иоанна «Откровенья» голос нам / И вторит, кажется, его словам. / (П.92).

ПАДУАНСКИЙ СОБОР 3 ™ (1): П.105. " * Кафедральный собор в городе Падуя, один из древнейших христианских храмов в Италии.

ПАНТЕОН (1). Экклезиопоэтоним, название храма. " * Пантеон в Париже - церковь Св. Женевьевы, построенная по проекту архитектора Ж. Суффло в эпоху классицизма. После революции и до настоящего времени П. - усыпальница выдающихся людей Франции.

Ж / И нет, не нам, твоим жрецам, / Разбить в куски скрижаль закона / И бросить пламя в Notre-Dame, / Разрушить стены Пантеона. ∕ (I. 57).

ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ (1). Библиопоэтоним, на­звание рассказа И. С. Тургенева.

Ж / Чума, война иль революция, / В пожарах села, луг в крови! / Но только б спела скрипка Муция / Песнь Торжествующей Любви. / (П.17).

ПЕТРОСОЮЗ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине­ния людей. "∙>* Петроградский союз рабочих потребительских обществ образован в 1916 г.

Ж / Мне Суза с пальмами, в огне небес Нефуза / Не обольстительней даров Петросоюза, / И рай огня дает нам Райлеском. ∕(iv.38).

❖ См. комментарий к НЕФУЗ, II раздел.

«ПОЧЕТНЫЙ ЛЕГИОН» (1). Прагмапоэтоним, название воин­ского ордена. " » Орден почетного легиона учрежден во Фран­ции Наполеоном. Знак отличия вручается за особые военные заслуги перед Республикой.

Ж / Тот - чтоб милой в память их разлуки / Принести «Почетный легион», / Этот - так себе, почти от скуки, / И средь них отважнейшим был он! ∕ (III.114).

«РАЗЛУКА ТЫ, РАЗЛУКА» (1). Идеопоэтоним, название русской

народной песни.

Ж / А песню вырвет мука, / Так старая она: / «Разлука ты, разлука, / Чужая сторона!» ∕ (III.5).

РАЙЛЕСКОМ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине­ния людей. Районный лесной комитет в послереволюцион­ной России.

И / Мне Суза с пальмами, в огне небес Нефуза / Не обольстительней даров Петросоюза, / И рай огня дает нам Райлеском. ∕ (iv.38).

РАСПЯТЬЕ (1). Экклезиопоэтоним, название священного пред­мета. ^∙⅛ Крест, символ христианства, а также смирения и жертвенности.

И / И тыушла, в простом и темном платье, / Похожая на древнее Распятье. /(11.98).

РОЖДЕСТВО (3 / 3). Эортопоэтоним, название религиозного праздника. Рождество Христово - один из самых главных праздников христиан, отмечается в православной традиции 7 января, в католической - 25 декабря по григорианскому ка­лендарю.

Ж / Но, осклабясь для ответа, / Чуть скрывая торжество, / Он воскликнул: «Что ты, гета, / Завтра будет Рождество /. / (11.67). / Мария держит Сына своего, / Кудрявого, с румянцем благородным, / Такие дети в ночь под Рождество / Наверно снятся женщинам бесплодным / (11.84). / И светились звезды золотые, / Приглашенные на торжество, / Словно апельсины восковые, / Те, что подают на Рождество. / (Ш.90).

РОЖДЕСТВО 3 ™(1); 11.67. "∙⅛ См. выше.

РУССО (1). Библиопоэтоним, указание на литературное сочине­ние по имени его автора. Жан-Жак Руссо (1712-1778) - вы­дающийся французский мыслитель и энциклопедист эпохи Про­свещения. Автор философских трактатов и знаменитого сенти­ментального романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Ж / И не расстаться с амулетами, / Фортуна катит колесо, / На полке, рядом с пистолетами, / Барон Брамбеус и Руссо. / (11.114). САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА (1). Идеопоэтоним, название скуль­птуры. о Ника Самофракийская. Мраморная скульптура ле­тящей греческой богини победы. Голова и часть правой руки ста­

туи отсутствуют. С 1884 г. скульптура находится в Лувре.

Ж /Вчасмоегоночногобреда /Тывозникаешьпредглазами - / Самофракийская Победа / С простертыми вперед руками. / (III.81).

САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА 3 ™(1): III.81. "*⅛ См. выше.

СЛОВО БОЖИЕ (1). Библиопоэтоним, название религиозного сочинения, о Библия, "* Собрание священных книг христиан (Ветхий и Новый Завет), а также содержание этих книг - основа мировоззрения христиан.

Ж / На базаре всякий люд, / Мужики, цыгане, прохожие - / Поьупают и продают, / Проповедуют Слово Божие. ∕ (III.43). СОВНАРХОЗ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине-

ниялюдей.^*⅛ Орган управления народным хозяйством в СССР.

Ж / Береза стройная презренней ли, чем роза, /Где дерево-там сад, / Где б мы ни взяли их, хотя б из Совнархоза, / Они манят. / (IV.38).

СОКРАТ (2 / 1). Библиопоэтоним, указание на литературное со­чинение по имени главного действующего лица. ^∙* Сократ - выдающийся философ Древней Греции, использующий для до­казательства истины метод диалектики. Сократ не оставил по­сле себя книг, но его философия записана и передана Платоном - учеником Сократа, основателем идеалистического направления философии. Также сохранилась книга воспоминаний о Сократе, написанная Ксенофонтом. Возможно, под «Сократом» у Н. Гуми­лева подразумевается одна из упомянутых книг или какая-ни­будь научная монография о жизненном пути философа.

Ж / Что я прочел? Вам скучно, Лери, / И под столом лежит Сократ, / Томитесь Вы по древней вере? / - Какой отличный маскарад! ∕ (III.49). / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. ∕ (III.49).

СОЧЕЛЬНИК (1). Эортопоэтоним, название религиозного праздника. " * В христианской традиции С. называют кануны двух великих праздников: Рождества (6 января) и Богоявления (18 января). Последний С. назван также Крещенским, а в кре­щенские дни, по народным поверьям, принято гадать.

Ж / Хиромант, большой бездельник, / Поздно вечером, в Сочельник / Мне предсказывал-. «Заметь: /Будут долгие недели / Виться белые метели, / Льды прозрачные синеть. / (11.68).

СТРАШНЫЙ СУД (1). ? СУДНЫЙ ДЕНЬ. Хронопоэтоним, название религиозного события. В иудейско-христианской и ислам­ской эсхатологии - последний день существования мира, когда Бог будет судить людей за их поступки.

Ж I «Тьмы тысячелетий протекут, / И ты будешь биться в клетке тесной, / Прежде чем настанет Страшный Суд, / Сын придет и Дух придет Небесный / (III.94).

СУДНЫЙ ДЕНЬ (1). ? СТРАШНЫЙ СУД. Хронопоэтоним, назва­ние религиозного события. * » СТРАШНЫЙ СУД.

Ж / Священных схим озлобленный расстрига, / Я принял мир и горестный, и трудный, / Но тяжкая на грудь легла верига, / Я вижу свет... то День подходит Судный. / (1.138).

СФИНКС (1). Идеопоэтоним, название скульптуры. *∙⅛ Памят­ник древнеегипетской цивилизации, огромная статуя с телом льва и головой человека, охраняющая пирамиды в Гизе.

Ж / Сфинкс улегся на страже святыни / И с улыбкой глядит с высоты, / Ожидая гостей из пустыни, / О которых не ведаешь ты. ∕ (IV.6).

ХРАМ СВЯТОГО ПЕТРА (1). Экклезиопоэтоним, название храма. "∙⅛ Собор Святого Петра - крупнейшее сооружение Ватикана, над возведением которого в разные времена трудились вели­чайшие скульпторы Италии, среди которых Рафаэль, Микелан­джело и Бернини.

Ж / И лик Мадонн вдохновенный, / И храм святого Петра, / Покуда здесь неизменно / Зияет твоя нора / (11.80).

ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ (1). ≈ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Эортопоэтоним, название религиозного праздника, о Пасха. " » Праздник Вос­кресения Христа - важнейший в православной традиции. Отме­чается православная Пасха в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.

Ж / В мой самый лучший, светлый день, / В тот день Христова Воскресенья, / Мне вдруг примнилось иыупленье, / Какого я искал везде. ∕(III.23).

«ЧЕЛОВЕК» (1). Библиохронопоэтоним, представление периода истории как литературного произведения. * » У Н. Гумиле­ва - название периода времени - XIX в. - эпохи романтизма и ре­ализма, когда внутренний мир человека и его переживания ока­зались в центре философского и художественного осмысления.

Ж / Трагикомедией - названьем «Человек» - / Был девятнадцатый смешной и страшный век ∕ (IV.72).

❖ Аллюзия на рассказ Э. По «Лигейя»: в ночь своей смерти воз­любленная героя просит прочитать стихи, которые он когда-то на­писал. В этих стихах мир представляется как сотворенный Богом театр, актеры которого - люди - борятся за выживание, пока однаж­ды не приходит прожорливый Червь - смерть, судьба - и пожирает людей: / И ангелы, бледны и прямы, / Кричат, плащ скинув свой, /

Что «Человек» - названье драмы, / Что «Червь» - ее герой! / (Пер.

В. Брюсова).

ШАПШАЛ (1). Прагмапоэтоним, название фабрики. * * Табач­ная фабрика «Братья Шапшалъ» основана в 1873 г. в Петербур­ге купцом Шапшалом Юфудой Моисеевичем (1837 - 1902). В конце XIX в. и начале XX слово «шапшал» в северной столице обозначало папиросы, табак, выпускаемый этой фабрикой.

Ж / «О дева Роза, я в оковах», / Я двадцать тысяч задолжал, / О сладость леденцов медовых, / Продуктов, что творит Шапшал. ∕ (IV.47).

ЭВРИПИД (1). Идеопоэтоним, название скульптуры, о Еврипид. " * См. антропоэтоним ЕВРИПИД, I раздел.

Ж / В них плакала какая-то обида, / Звенела медь и шла гроза, / А там, над шкафом, профиль Эврипида / Слепил горящие глаза. / (П.66).

ЭЗБЕКИЕ (3 / 1). Урбаидеопоэтоним, памятник садово-парко­вого искусства. Красивый парк в Египте, популярное место среди иностранцев в Каире в конце XIX - начале XX вв. Э. нахо­дились в европейской части Каира, где ранее была резиденция (дворец) Наполеона. Посередине садов Э. находилось живопис­ное озеро, неподалеку располагалось здание оперного театра и отель «Континентал». В настоящее время сады Э. в их былом величии не существуют, от них остался лишь небольшой парк.

По хронологии Ю. В. Зобнина Н. Гумилев посещал сады Э. три раза: в 1907, 1908 и 1909 гг. «Во время первого путешествия в городском саду Эзбекие попытался свести счеты с жизнью, но испытал некое сильное мистическое потрясение, которое произвело в нем нравственный перево­рот» (Зобнин: 428).

Ж / Как странно - ровно десять лет прошло / С тех пор, как я увидел Эзбекие, / Большой каирский сад, луною полной / Торжественно в тот вечер освещенный. / (III.96). / Какие бы печали, униженья / Ни выпали на долю мне, не раньше / Задумаюсь о легкой смерти я, / Чем вновь войду такой же лунной ночью / Под пальмы и платаны Эзбекие. / (Ш.96). / И вдруг оглядываюсь я, заслыша / В гуденьи ветра, в шуме дальней речи /Ив ужасающем молчаньи ночи / Таинственное слово - Эзбекие. / (III.96).

ЭЗБЕКИЕ 3 ™ (1): III.96. " * Контексты к поэтонимам и коммент, см. выше.

«ЭМАЛИ И КАМЕИ» (1). Библиопоэтоним, название поэтиче­ского сборника Теофиля Готье. " & Многие стихи из этой книги переведены на русский язык Н. Гумилевым.

И / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. /(III.49). CAMP COURNOS (1). Эргопоэтоним, название военного лагеря. о Camp Соигпеаи, Курно. ? Название camp Cournos, видимо, не совсем точно. Фр. название лагеря - camp Courneau. "∙⅛ Воен­ный лагерь во Франции, в котором прибывали русские солдаты

в 1917 г. во время Первой мировой войны.

И / Коль в первой - значит, суждено: / Я кров приветный сей покину / И переедуβCamp Cournos / Или в мятежную Куртину. / (III.97).

«LA P’TITE TONKINOISE» (1). И део поэт о ним, название автор­ской песни, о «La petite Tonkinoise». " » Популярная в начале XX века французская песня на слова Жоржа Вийарда и музыку Винсента Скотто.

И / «Как хорошо теперь сидеть в кафе счастливом, / Где над людской толпой потрескивает газ, / И слушать, светлое потягивая пиво, / Как женщина поет «La p"tite Tonkinoise». ∕(∏.115).

Поделиться: