Разработки для подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре. Инструкция по выполнению заданий Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять комплексы упражнений их содержание записывается в форме пиктограм запишите графически основные

9. Подготовительные упражнения применяются, если…

а) …обучающийся недостаточно физически развит;

в) …необходимо устранять причины возникновения ошибок;

10. Какие из предложенных определений сформулированы некорректно?

а) сила проявляется в способности преодолевать сопротивление посредством

мышечных напряжений;

б) взрывная сила обусловливает способность достигать максимальный

уровень напряжения мышц в минимальное время;

в) быстрота является качеством, от которого преимущественно зависит

скорость бега;

г) уровень проявления общей выносливости определяют аэробные

возможности организма.

11. При выполнении упражнений вдох не следует делать во время…

а) …прогибания туловища назад;

б) …скрещивания рук;

в) …вращений тела;

г) …разведения рук в стороны.

Отметьте все позиции.

12. При формировании телосложения неэффективны упражнения, способствующие…

а) …увеличению мышечной массы;

б) …повышению быстроты движений;

в) …снижению веса тела;

г) …формированию правильной осанки.

13. Распределите стили плавания по возрастанию скорости передвижения в воде.

1. На спине. 2. Брасс. 3. Баттерфляй. 4. Кроль.

а) 1, 2, 3, 4; в) 4, 1, 3, 2;

б) 4, 3, 1, 2; г) 4, 2, 1, 3.

14. Прием, с помощью которого баскетболист овладевает мячом, обозначается как...

15. Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять комплексы упражнений, их содержание записывается в форме пиктограм. Нарисуйте изображения движений:

Приседания.

Наклоны в сторону.

Наклоны вперед.

Повороты туловища.

Мах правой ногой вправо.

Мах правой ногой назад.

9-11-й классы

Инструкция по выполнению заданий

Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».

Задания объединены в 4 группы:

1. Задания в закрытой форме, то есть с предложенными вариантами ответов. Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.

Ряд заданий оценивается, если отмечены все зачетные варианты. Это условие указано в задании: «отметьте все позиции».

Выбранные варианты отмечаются зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г» (прил. 7,8).

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

1 балл . Задания с несколькими возможными вариантами ответов оцениваются в 0,5 балла, если указаны не все варианты, либо 0 баллов, если указана неправильная позиция.

2. Задания в открытой форме , то есть без предложенных вариантов ответов. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное определение вписывайте в соответствующую графу бланка ответов.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла .

3. Задания в форме, предполагающей перечисление известных Вам показателей, характеристик. Записи должны быть разборчивыми. Жюри оценивает каждую, представленную Вами позицию.

3 балла .

4. Задание в форме, предполагающей графическое изображение движений , составляющих комплекс утренней зарядки. Рисунки выполняются в бланке ответов.

Записи должны быть разборчивыми. Жюри оценивает каждую, представленную Вами позицию.

Полноценно выполненные задания этой группы оцениваются в 3 балла .

Контролируйте время выполнения задания.

Полноценное выполнение третьей группы заданий потребует больше времени.

Время выполнения заданий – 20 минут.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Заполните анкету в бланке ответов: напишите свою фамилию, имя, отчество, название субъекта Федерации, город, школу и класс, который Вы представляете.

1. Инструкция к тесту мне…

а) понятна; в) понятна не полностью;

б) понятна отчасти; г) не понятна.

2. Вы хотели бы задать вопросы для уточнения задания?

а) да; б) нет; в) не знаю; г) да, но стесняюсь.

Задания

1. Основу физической культуры составляет деятельность человека, направленная на…

а) …изменение окружающей природы;

б) …приспособление к окружающим условиям;

в) …воспитание физических качеств;

г) …преобразование собственных возможностей.

2. Физическая подготовка представляет собой…

а) …процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей;

б) …физическое воспитание с выраженным прикладным эффектом;

в) …уровень развития, характеризующийся высокой работоспособностью;

г) …процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.

3. Какие из представленных определений сформулированы некорректно?

а) …Физическое совершенство – это оптимальная мера всесторонней

физической подготовленности, соответствующая требованиям общества;

б) …Физически совершенным можно признать человека, физическое

состояние которого позволяет реализовать функции, необходимые обществу;

в) …Физическое совершенство – это процесс изменения свойств организма

на протяжении индивидуальной жизни;

г) …Физическое совершенство – состояние оптимальной готовности,

обусловливающее достижение высоких спортивных результатов.

Отметьте все позиции.

4. Нарушения осанки обусловливают…

а) …силовую асимметрию;

б) …невозможность занятий спортом;

в) …большое потоотделение;

г) …изменения в работе систем организма.

5. Нагрузка физических упражнений характеризуется…

а) …величиной их воздействия на организм;

б) …подготовленностью и другими особенностями занимающихся;

в) …временем и количеством повторений двигательных действий;

г) …напряжением мышечных групп.

6. Подводящие упражнения применяются, если…

а) …обучающийся недостаточно развит;

б) …в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы;

в) …необходимо устранять возникающие ошибки;

г) …применяется метод целостно-аналитического упражнения.

7. В процессе освоения движений принято выделять..

а) …два этапа;

б) …три этапа;

в) …четыре этапа;

г) …от двух до четырех в зависимости от сложности движений.

8. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…

а) …поддержание высокой работоспособности людей;

б) …подготовку к профессиональной деятельности;

в) …развитие физических качеств людей;

г) …сохранение и улучшение здоровья людей.

9. Сгибание опорной ноги перед отталкиванием в лыжном спорте обозначается как…

10. Древние Олимпийские игры проводились…

а) …в течение первого года празднуемой Олимпиады;

б) …в течение последнего года празднуемой Олимпиады;

в) …в високосный год;

г) …по решению жрецов.

11. В каких видах спорта выдающиеся тренеры России подготовили чемпионов мира и Олимпийских игр? 1. Татьяна Анатольевна Тарасова . 2. Ирина Александровна Винер . 3. Виктор Михайлович Кузнецов . 4. Николай Васильевич Карполь .

а) волейбол;

б) художественная гимнастика;

в) греко-римская борьба;

г) фигурное катание.

12. Представьте последовательность смены стилей, предусмотренную правилами соревнований по плаванию при преодолении этапов комбинированной эстафеты.

1. Вольный стиль. 2. Брасс. 3. На спине. 4. Баттерфляй.

а) 3, 2, 1, 4; в) 3, 2, 4, 1;

б) 4, 3, 2, 1 г) 3, 4, 2, 1.

13. Последовательные толчки баскетбольного мяча в площадку без его задержки обозначается как… .

14. Перечислите известные Вам показатели уровня физического развития.

15. Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять комплексы упражнений, их содержание записывается в форме пиктограм.

Запишите графически комплекс утренней зарядки № 1:

И.п. – о.с. 1 – руки вверх, подняться на носки, вдох; 2 – вернуться в и.п., выдох.

И.п. – о.с. 1-4 – ходьба, сгибая ноги вперед.

И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед. 1 – руки в стороны; 2 – вернуться в и.п.

И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.

1 – наклон вперед, коснуться правой рукой носка левой ноги, левую руку назад.

2 – выпрямиться в и.п.

И.п. – упор стоя на коленях. 1 – правую назад; 2 – приставить правую.

И.п. – сед. 1 – поднять правую, хлопок руками под коленом; 2 – приставить правую.

И.п. – стойка руки на поясе. 1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе.

И.п. – о.с. 1-4 – ходьба на месте.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

Заключаются в выполнении упражнений базовой части Примерной программы по физической культуре по разделам: «гимнастика», «легкая атлетика».

ГИМНАСТИКА

Испытания проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.

Если участник изменил порядок элементов в акробатической связке, пропустил один из них или допустил ошибку, приведшую к невыполнению элемента, его оценка снижается на указанную в программе стоимость.

Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом исполнения. Максимально возможная окончательная оценка - 10,0 баллов.

Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться слитно, динамично, без неоправданных пауз.

Для выполнения упражнения участникам предоставляется только одна попытка.

Акробатика

девочки 5-6-х классов

И.п. - основная стойка


девочки 7-8-х классов

И.п. - основная стойка

Равновесие на левой (правой), руки в стороны (держать)

Упор присев и два кувырка вперед в сед, руки вверх

Наклон вперед и перекатом назад стойка на лопатках (держать)

Лечь, «мост» (держать), поворот в упор стоя на правом колене, другая назад, махом левой (правой) упор присев

Кувырок назад, о.с.


девушки 9-11-х классов

И.п. -основная стойка

Равновесие на левой (правой), руки в стороны (держать)

Два кувырка вперед в сед, с наклоном вперед, руки вперед

Выпрямляясь, сед углом, руки в стороны

Лечь, «мост» (держать), поворот кругом в упор присев

Встать, шагом одной и махом другой, переворот в сторону, о.с.

мальчики 5 - 6 -х классов

И.п. - основная стойка

Равновесие на левой (правой), руки в стороны (держать)

Упор присев, кувырок вперед в упор присев

Кувырок вперед в сед, руки вверх

Наклон вперед и перекатом назад стойка на лопатках (держать), перекатом вперед упор присев

Кувырок назад в упор присев, о.с.

мальчики 7-8-х классов

И.п. - основная стойка

Равновесие на левой (правой), руки в стороны (держать)

Упор присев, кувырок вперед

Стойка на голове и руках, согнув ноги (держать)

Опуститься в упор присев, кувырок назад в упор стоя согнувшись, ноги врозь

Выпрямляясь о.с., полуприсед и длинный кувырок вперед, прыжок вверх прогибаясь, о.с.

юноши 9-11-х классов

И.п. - основная стойка

Равновесие на левой (правой), руки в стороны (держать), о.с.

2-3 шага, кувырок вперед прыжком

Силой стойка на голове и руках (держать)

Опуститься в упор присев, кувырок назад в упор стоя согнувшись

2,0проведению школьного этапа олимпиады по физической культуре в 2014 /2015 учебном году . Школьный этап является первым отборочным этапом Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура ». На данном этапе в олимпиаде могут...

  • Приказ 10. 10. 2013 г. №209 Опроведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2013-2014 учебном году

    Документ

    О проведении школьного этапа Олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2013 -2014 учебном году (Приложение № 3). 1.4. Утвердить состав предметно-методических комиссий по разработке единых заданий школьного этапа всероссийской олимпиады ...

  • О проведении первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013/2014 учебном году

    Документ

    09.2013 г. № 435-п График проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в г. Дзержинске в 2013 -2014 учебном году № п/п Учебный предмет Дата проведения (2013 год ) Крайний... классы 300 минут Физическая культура с 28 по 31октября 09 ноября...

  • О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в г. Полярные Зори с подведомственной территорией в 2013/2014 учебном году

    Документ

    ... «____»_11 2013 ГРАФИК проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013 /2014 учебном году Предмет Дата проведения Место проведения Время (начало олимпиады ) Время...

  • Приказ 02. 09. 2014 №306/1 Об организации школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в Ванинском муниципальном районе в 2014/2015 учебном году

    Документ

    ... : 1. Утвердить график проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в Ванинском муниципальном районе в 2014 /2015 учебном году (Приложение № 1). 2. Утвердить составыжюри школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в Ванинском...

  • Запоминаем движения

    Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры необходимо включать в каждое занятие.

    «Повторяй за мной»

    Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

    Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

    «Запрещенное движение»

    Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь.

    Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре.

    Упражнения на развитие словесно-логической памяти

    Запоминаем логически

    В процессе обучения основная нагрузка ложится на словесно-логическую память. Ее необходимо развивать и совершенствовать. Процесс формирования этой памяти начинается в начальной школе, и очень важно поддерживать его дополнительными занятиями. Программы большинства школьных предметов основываются на умении ученика работать с текстом: прочитать его, понять содержание, запомнить и пересказать. Поэтому для успешной учебы очень важно помочь ребенку научиться запоминать и воспроизводить тексты. Мы предлагаем упражнения, которые постепенно формируют навыки логического запоминания, начиная с работы со словом в первых заданиях, переходя к работе с несколькими предложениями и завершая работой с текстом. В этом разделе вы найдете задания, тренирующие основные способы запоминания текста: запоминание с помощью схемы, с помощью ключевых слов, с помощью системы вопросов, с помощью составления плана, с помощью восстановления деформированного текста. Мы предлагаем на простых и доступных примерах научиться использовать эти способы запоминания, а применять их ребенок будет при выполнении домашних заданий, связанных с работой с текстом.

    «Группировка слов»

    Для занятия вам потребуются карточки с цепочками из 12 слов.

    Сначала дайте ребенку задание на карточке № 1: «Перед тобой карточка, на которой написано 12 слов. Сконцентрируй внимание, прочитай их и запомни». Когда ребенок прочитает слова и вернет вам карточку, попросите его повторить цепочку слов. Обсудите, сколько слов он запомнил. После этого проведите физкультминутку или подвижную игру (например, «Повторяй за мной»). Через 5—7 минут дайте ребенку карточку № 2, на которой слова написаны в 3 строчки, но их тоже 12, и запомнить надо все слова.

    Сравните результаты, спросите ребенка, слова с какой карточки было легче запомнить. Безусловно, группировка слов по смыслу или по общему признаку облегчает запоминание. И это умение надо тренировать. Предложите ребенку перегруппировать слова карточки № 1 так, как это сделано в карточке № 2.

    № 1. Шкаф, листья, стол, лужа, диван, капля, дерево, кресло, почки, гроза, лес, дождь.

    № 2. Малина, клубника, смородина, черника; ручка, тетрадь, карандаш, линейка; лето, жара, солнце, июль.

    Предлагаем еще варианты цепочек слов, на которых можно отрабатывать умение группировать слова.

    Метель, пирог, февраль, рубашка, конфеты, сугроб, юбка, торт, платье, мармелад, брюки, мороз.

    Река, магазин, футбол, океан, вратарь, ручей, покупки, гол, море, деньги, стадион, продавец.

    Кастрюля, месяц, тарелка, веселье, год, смех, чашка, сутки, радость, сковорода, улыбка, час.

    «Свяжи пару»

    Для занятия вам нужно придумать пары слов, которые напрямую не связаны друг с другом по смыслу.

    Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью. Например, дана пара слов конфета — дерево. Нужно связать эти понятия между собой. «Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как яблоки». Такое предложение вызывает яркий зрительный образ, и пару слов становится легко запомнить. Также выполнение этого упражнения развивает ассоциативное мышление, это поможет впоследствии выполнять задания из упражнения «Ассоциации».

    Предлагаем связать такие пары слов: река — тетрадь, сумка — облако, машина — лес, бабочка — телефон, море — тарелка.

    «Ассоциации»

    Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребенку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком.

    Слова: зима, любовь, время, гроза.

    После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям. Далее можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений.

    Вариант 1

    Задание заключается в том, чтобы выстроить к предмету ряд ассоциаций. Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе, как в устной, так и в письменной форме. Сначала предложите придумать ряд ассоциаций к тем словам, на примере которых вы объясняли это понятие, чтобы показать, что зима ассоциируется не только со снежинкой. А затем предложите и другие слова.

    чайник — вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло

    аптека —

    волосы —

    газета —

    Вариант 2

    Для ребенка сложнее воспринимать и запоминать абстрактные понятия. Поэтому в этом варианте упражнения мы предлагаем подбирать к абстрактным понятиям ассоциации с конкретными предметами и примерами. Составьте ассоциативные ряды к следующим словам:

    спорт — стадион, телевизор, футбол, мяч, скакалка, урок физкультуры дружба — успех — юмор — радость — ложь — погода —

    «Рисуем схему»

    Для занятия подготовьте предложения, небольшие тексты, лист бумаги, карандаш.

    Рисование схем — один из способов логического запоминания, которому обязательно нужно научить ребенка. Объясните, что схематический рисунок — это простейший набросок, который может быть понятен только автору. Сначала нужно показать ребенку, как делается схематический рисунок к одному предложению. Приведем примеры, используя которые можно научить ребенка схематически отражать содержание предложения (все схемы примерные, могут быть и другие).

    У дороги растет большое дерево.

    Мальчик катается на лыжах.

    Сначала выполняйте упражнение вместе с ребенком. Когда он поймет суть задания, попросите его сделать схему к предложению самостоятельно. Затем предложите составить схему для двух предложений.

    Небо затянуло черными тучами. Вскоре начался сильный

    Когда навык рисовать схемы будет отработан на одном-двух предложениях, можно переходить к небольшим текстам. Цель упражнения — прослушав текст, схематически зарисовать его основное содержание. Затем, воспользовавшись схемой, пересказать текст. Лучше, если пересказывать текст ребенок будет спустя некоторое время, через 30—40 минут. Тогда будет понятно, что схема помогает и сохранить информацию в памяти, и воспроизвести ее.

    Вариант 1

    Бабочка-красавица

    Был летний денек, солнце припекало все сильней. Бабочка- красавица расправила свои яркие крылышки и подставила их солнечным лучам. Она весело порхала с цветка на цветок и радостно напевала: «Ах, как чудесно! Ах, как прекрасно!»

    Вдруг поднялся ветер, что-то громыхнуло вдали, и небо стало затягиваться тучами. Бабочка залепетала: «Ой, сейчас начнется дождь! Он намочит мои красивые крылья!» Цветочки хором ответили ей: «Не бойся, мы спрячем тебя под нашими лепестками».

    Вариант 2

    Превращения снежинок Зимой во время снегопада снежинки летят дружно, пританцовывая и кружась, особенно, если дует ветер. Падая на землю, они превращаются в сугробы и так лежат всю зиму, укутывая все вокруг белым покрывалом. И только весной, когда начинает сильно пригревать солнце, снежинки тают, превращаясь в водные потоки.

    «Ключевые слова»

    Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений, лист бумаги, ручку.

    Цель упражнения — научиться выделять в тексте ключевые слова, которые помогут запомнить содержание и впоследствии воспроизвести его. Объясните ребенку, что ключами к запоминанию текста являются слова или словосочетания, которые передают факты (имена героев, географические названия, даты), события, их сущность и смысл.

    Возможны два варианта работы над заданием: ребенок слушает текст, записывая в паузах ключевые слова или словосочетания, или читает текст самостоятельно, подчеркивая в нем ключевые слова и выписывая их на лист бумаги. Текст читается дважды. Затем ребенок должен постараться пересказать текст, держа перед собой записанные слова. Правильно сделанные выписки помогут запомнить факты и имена собственные, последовательность и сущность описываемых в тексте событий. В качестве примера предлагаем отрывок из сказки «Гуси-лебеди» о том, как девушка кинулась выручать братца, которого унесли гуси-лебеди.

    Гуси-лебеди (отрывок)

    Прибежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-яга — нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и бежать, а гуси-лебеди за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Прибежала к молочной речке с кисельными берегами: «Речка-матушка, спрячь меня!» — «Съешь моего киселя!» Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси-лебеди пролетели. Вышла она, сказала: «Спасибо!» — и опять бежит с братцем; а гуси-лебеди воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблоня. «Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!» — «Съешь мое лесное яблочко!» Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листиками — гуси-лебеди пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси-лебеди увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди из рук вырвут! К счастью, на дороге печка: «Сударыня-печка, спрячь меня!» — «Съешь моего ржаного пирожка!» Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели.

    Возможные ключевые слова: избушка на курьих ножках; схватила и бежать; гуси-лебеди в погоню; молочная речка; яблоня; сударыня-печка; ни с чем улетели. Наиболее распространенная ошибка при пересказе текста — непоследовательность изложения событий. В приведенном отрывке тоже легко можно допустить такую ошибку из-за большого количества описанных действий. Этого помогут избежать ключевые слова, если ребенок научится их выделять.

    «Вопросы»

    Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений и вопросы к ним.

    Отвечать на вопросы к тексту или к статье в учебнике ребенку предстоит на протяжении всех лет учебы. Важно научиться выполнять это задание правильно и понять, что ответы на вопросы помогают осмыслить содержание текста и таким образом лучше его запомнить, особенно когда ответ на вопрос подтверждается словами из текста. Такие упражнения выполняются и в устной, и в письменной форме. Ребенок может не только отвечать на предложенные вопросы, но и составлять вопросы к тексту самостоятельно.

    «Составляем план»

    Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений.

    Еще один из способов словесно-логического запоминания — это составление плана текста. Предлагаем памятку, которая поможет ребенку научиться составлять план и пересказывать текст, используя план.

    1. Прочитай текст, выпиши слова, которые тебе непонятны, и выясни их значение.

    2. Если у текста есть название, то обдумай его, ответь на вопрос: «Почему текст так назван?»

    3. Раздели текст на несколько смысловых частей.

    4. Подчеркни в каждой части ключевые слова (см. упражнение «Ключевые слова»).

    5. Задай к каждой части текста вопросы (см. упражнение «Вопросы»).

    6. Озаглавь каждую часть текста, используя ключевые слова или вопросы.

    7. Прочитай отдельно и перескажи каждую часть текста, отраженную в плане, мысленно рисуя картинки к содержанию (см. упражнения из раздела «Запоминаем зрительно»),

    8. Перескажи весь текст целиком, используя составленный тобою план.

    Воспользовавшись этой памяткой, можно легко запомнить учебный материал. Для отработки умения составлять план и пересказывать по нему текст можно использовать отрывки из литературных произведений.

    «Путаница-1»

    Для занятия вам потребуется любой текст, напечатанный на листе бумаги.

    Подразумевается, что этот текст ребенок уже запомнил. Вы разрезаете напечатанный текст на отдельные отрывки или предложения, перемешиваете и отдаете ребенку, который получает задание восстановить последовательность отрывков или предложений, так чтобы получился исходный текст. Цель упражнения — проконтролировать запоминание и закрепить текст в памяти. Если необходимо хорошо запомнить материал, перевести его из кратковременной памяти в долговременную, то это задание с одним и тем же текстом можно выполнять несколько раз с промежутком во времени. Например, через 2—3 дня.

    Правила повторения

    Повторение — важнейший способ запоминания материала. Так как мы говорим о логических способах запоминания, то речь пойдет не о механическом, а об осмысленном, активном повторении и его правилах.

    Если нужно запомнить небольшой по объему материал (например, правило), то прочитай его, установи логические связи, затем повтори несколько раз подряд, мысленно создавая зрительную картинку. Затем повтори через 10—15 минут, через час. Чтобы лучше запомнить информацию, повтори материал еще через несколько дней, через месяц.

    Если нужно запомнить большой по объему материал, то прочитай его полностью. Затем разбей на части, прочитывай и рассказывай по частям, используя все предложенные выше способы запоминания, повторяя по несколько раз. В конце расскажи материал полностью. Повтори через некоторое время. Необходимо учитывать, что в первые два дня после заучивания происходит наиболее быстрое забывание, поэтому в течение этого времени материал нужно повторять.

    Для долгого сохранения информации в памяти ее необходимо периодически повторять.

    Предложенные нами упражнения помогут вашему ребенку овладеть основными способами запоминания. Если эти навыки будут отработаны, выполнение домашних заданий и восприятие учебного материала на уроке не вызовет у ребенка затруднений.

    . Беседуя с ребенком, проверяйте, помнит ли ребенок материал из выполненных заданий через некоторое время.

    . Для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную требуется осмысление и повторение.

    . Запоминание материала будет более прочным, если повторения разделены значительным временем.

    Интересуйтесь, какие способы запоминания ребенок использует во время выполнения домашнего задания. При необходимости подскажите ему наиболее подходящий способ.

    9-11 класс

    Задания

      В древности подростки, подражая взрослым, осваивали жизненно необходимые навыки и совершенствовали свои физические качества. Так возникли…

    а. …системы физического воспитания.

    б. …соревнования.

    в. …физические упражнения.

    г. …методы обучения и воспитания.

      Проявление общей выносливости обусловливает уровень развития…

    а. …личностно-психических качеств.

    б. …скоростно-силовых способностей.

    в. …функциональной экономичности.

    г. аэробных возможностей.

      Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению ра-ботоспособности, потому что…

    а. …в результате повышается эффективность и экономичность дыхания икровообращения.

    б. …во время занятий выполняются упражнения,содействующие развитиюфизических качеств.

    в. …достигаемое при этом утомление активизирует процессы, приводящие к повышению работоспособности.

    г. …человек,занимающийся упражнениями,способен выполнить большийобъем работы.

      Основой методики воспитания физических качеств является…

    а. …выполнение физических упражнений.

    б. …возрастная адекватность нагрузки.

    в. …обучение двигательным действиям.

    г. постепенное повышение силы воздействия.

    5. Соотношение между объемом и интенсивностью упражнений характеризуется…

    а. …увеличением ответных реакций организма.

    б. …показателями количества и качества двигательной активности.

    в. обратно пропорциональной зависимостью.

    г. …прямо пропорциональной зависимостью.

      Бег с остановками и изменением направления по сигналу преимущественно спо-собствует совершенствованию…

    а . …быстроты реакции.

    б. …техники движений.

    в. …скоростной силы.

    г. координации движений.

    Отметьте все позиции.

      Результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением являет-ся…

    а. …быстрый рост абсолютной силы.

    б. …повышение функциональных возможностей организма.

    в. …укрепление опорно-двигательного аппарата.

    г. …увеличение физиологического поперечника мышц.

      Воспитание и обучение в физкультурно-спортивной деятельности – это…

    а. …самостоятельные и независимые процессы.

    б. …поочередно реализуемые процессы.

    в. …обусловливающие друг друга процессы.

    г. …взаимозаменяемые процессы.

    9. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

    Переход из виса в упор в гимнастике обозначается как «

      Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

        шахматах – защита своей фигуры от атаки дальнобойной фигуры соперника путем выдвижения другой своей фигуры, которая «принимает огонь» на себя, обозначается как… «

    11. Структура обучения движениям обусловлена…

    а. …соотношением методов обучения и воспитания.

    б. …индивидуальными особенностями обучающегося.

    в. …биомеханическими характеристиками разучиваемого движения.

    г. закономерностями формирования двигательных навыков.

    12. Непрерывность физического воспитания обусловлена…

    а. …разнообразием форм занятий.

    б. …сочетанием занятий подготовительной и развивающей направленности.

    в. …особенностями построения урочных форм занятий.

    г. взаимодействием эффектов занятий.

      Перечислите разновидности физкультурно-спортивной деятельности, обусловленные их функциональными особенностями. …..

      Перечислите показатели, характеризующие физическое развитие человека. Показатели развития человека характеризуют ….морфологических и функциональных особенностей организма человека… перечисляем:

      Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять комплексы упражнений, их содержание записывается в форме пиктограм.

    Запишите графически комплекс утренней зарядки №3:

    И.п. – о.с., гимнастическая палка перед собой. 1-2 – палку вверх, прогнуться, правую назад на носок; 3-4 – палку вперед перед собой, приставить правую.

    И.п. – стойка согнуть руки вперед. 1 – согнуть правую вперед до касания локтя левой руки; 2 – приставить правую.

    И.п. – ходьба на месте, гимнастическую палку вниз. 1-2 – палку вперед; 3-4 – палку вверх; 5-6 – палку вперед; 7-8 – палку вниз.

    И.п. – стойка руки вверх, кисти в кулаки. 1-4 – круги руками вперед; 5-8 – круги руками назад.

    И.п. – стойка ноги врозь, гимнастическую палку вниз. 1 – палку вверх, подняться на носки, вдох; 2 – палку вниз, опуститься на всю стопу, выдох.

    И.п. – наклон вперед прогнувшись ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – круги туловищем вправо.

    И.п. – стойка ноги врозь, гимнастическую палку вверх. 1 – наклон вперед; 2 – выпрямиться; 3 – наклон вправо; 4 – выпрямиться.

    И.п. – сед на пятках, руки вперед. 1-2присед на пятках, руки вперед. 1-2 – упор лежа; 3-4 – вернуться в и.п.

    И.п. – лежа на животе, гимнастическую палку вверх. 1-2 – прогнуться; 3-4 – вернуться

    И.п. – лежа на спине, руки за головой. 1 – сгибаясь, согнуть левую вперед и правым локтем коснуться левого колена; 2 – вернуться в и.п.

    И.п. – сед, гимнастическую палку вперед. 1 – сгибая ноги, перенести их вперед через палку; 2 – сед, палка на полу под ногами; 3 – сгибая ноги, перенести их назад

    через палку; 4 – сед, палку вперед.

    И.п. – стойка, гимнастическая палка внизу. 1 – присед, палка перед собой; 2 - встать. И.п. – стойка, гимнастическую палку назад на руках, согнутых в локтях. 1-4 – прыжки

    с поворотом направо на каждый счет.

    И.п. – о.с. 1-8 – ходьба с замедлением темпа шагов.

    И.п. – стойка ноги врозь. 1 – дугами наружу руки вверх, вдох; 2-3 – наклон вперед, опуская руки вниз, выдох.

    И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 руки вперед-вверх, поняться на носки, вдох. 3-4 – наклон вперед, уронить руки вниз, выдох; 4 – выпрямиться в и.п.

    Задания в закрытой форме оцениваются в 1 балл .

    Задания, предусматривающие более одного правильного ответа оцениваются в: 1 балл, если указаны все «правильные» ответы; 0,5 балла, если указаны не все «правильные» ответы;

    0 баллов, если, наряду с «правильными», отмечены «неправильные» ответы.

    Задания в открытой форм е. «Правильные»утверждения оцениваются в 2 балла .

    Задания, связанные с перечислением.

    13: Разновидности физкультурно-спортивной деятельности

    В связи с наличием синонимов необходима квалифицированная оценка. Каждая позиция перечисления оценивается по 0,4 балла 5 и более позиций оценивается максимально - 3 балла.

    14: Показатели физического развития

    Ключевые слова: …

    Развитие – биологический процесс изменения свойств организма на протяжении жизни. В связи с этим показатели развития должны характеризовать изменения, динамику, тенденции изменения морфологических и функциональных особенностей организма человека. В связи с возможностью представления синонимов, жюри квалифициру-

    ет ответы.

    Отсутствие ключевых слов оценивается как неправильный ответ. Представленные показатели оцениваются по 0,4 балла.

    5 и более позиций оценивается максимально – 3 балла

    Задания, предполагающие графическое изображение. Каждое«правильное»изображение оценивается в 0,3 балла.

        Пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном - все эти методы также популярны, как и бесполезны.

        Как работает наша память

        Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

        Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

        1. Первая - кратковременная память . Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
        2. Затем данные переходят во вторую стадию - промежуточную память . Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
        3. Третий, и последний, этап - это долговременная память . Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

        Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

        10 способов, как запомнить текст

        • Перескажите другому.

        Перескажи то, что прочитал - и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

        • Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

        Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго - ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

        • Используйте ассоциативное мышление.

        То, что вы уже знаете - ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain . Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

        • Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

        Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое "прилипнет" к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

        • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

        Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер:-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском... Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

        • Не сидите на одном месте.

        Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.
        Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

        Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев . Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

        • Учите утром.

        Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

        • Устали - смените обстановку.

        Главная ошибка многих - это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет - меняйте обстановку и давайте себе отдых.

        • Используйте возможности своего мозга.

        Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать - у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации .

        К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

        Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

        • В любой непонятной ситуации - ложитесь спать.

        Если в голову ничего не лезет - ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

        На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память - это как мышцы - нужно просто много тренироваться.

        Отличный способ для регулярной тренировки памяти, который я недавно для себя открыла — онлайн сервис «Фитнес для мозга ». О нем и наших с дочкой успехах я подробно рассказала в .

        Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

        Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

        Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

        Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

        Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

        Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

        Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

        Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

        • Способ рационального запоминания;

        Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

        • Способ мнемотехнического запоминания;

        Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

        • Способ механического запоминания.

        Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

        Методики запоминания

        Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

        • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
        • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
        • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
        • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
        • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
        • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

        Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

        Уловки для быстрого запоминания

        Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

        • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

        Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

        • Спеть слова или текст;

        Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

        • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

        Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

        • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
        • Прочитать громко с выражением;
        • Написать текст другой рукой;

        Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

        • Найти партнера для тренировки;

        Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

        • Запишите текст на диктофон;

        Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

        Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

    Поделиться: