Почва, ее значение для жизни растений. Зоны корня. Корень – орган минерального питания растений. Корень орган минерального питания

Корень как орган минерального питания

Одной из основных функций корня является обеспечение минерального питания растения. Минеральное питание - это процесс поглощения и усвоения из почвы химических элементов, необходимых для жизнедеятельности растительного организма. Внутреннее строение корня хорошо приспособлена к выполнению этой функции. Корневые волоски кожицы впитывают воду и растворенные минеральные соединения. От корневых волосков неорганические элементы питания двигаются по клеткам коры через их цитоплазматические мостики. Первичная кора состоит из многослойной основной ткани, которая и обеспечивает движение воды и солей от корневых волосков к сосудам центрального цилиндра. Центральный цилиндр занимает среднюю часть корня. Внешне в нем выделяют слой клеток образующей ткани, который дает начало боковым корням. Внутри центрального цилиндра содержится ведущий пучок из клеток проводящих тканей: флоэмы и ксилемы. Вода и минеральные вещества по сосудам ксилемы поднимаются вверх к листьям для образования органических веществ. Это перемещение осуществляется под действием корневого давления, называют нижним концевым двигателем. По сосудам корня вода поднимается к сосудам стебля и движется вверх уже под действием испарения воды через устьица, что называют верхним конечным двигателем. Существуют представления о пассивный и активный механизмы поглощения веществ корнем. Пассивное поступления связано с явлениями диффузии и адсорбции и проходит по градиенту концентрации. Этот процесс не зависит от обмена веществ живой клетки (неметаболичний механизм), но в значительной степени обусловлен условиями среды. Активное транспортировки веществ осуществляется против градиента концентрации со значительными затратами энергии и тесно связан с дыханием клеток (метаболический механизм). Итак, строение корня приспособлена для осуществления минерального питания и транспортировки веществ в надземные органы.

Почва, ее значение для жизни растений

Грунт - верхний плодородный слой земли, который является активной средой питания растений и состоит из минеральных и органических компонентов. В составе почвы выделяют: а) минеральную основу (около 50-60%) - глина, ил, песок, галька, гравий, камни и т.д. ; б) органическое вещество - гумус (около 10%); в) воздуха (15-25%); г) воду (25-35%) и др. Основными свойствами почвы являются: 1) плодородие - способность поставлять растениям воду и питательные вещества; 2) кислотность (по этим свойством почвы разделяют на кислые, нейтральные и щелочные) 3) структурность - способность образовывать комочки различной формы и размеров; поглощающая способность - способность удерживать или связывать химические соединения.

Основой плодородия почв является гумус, который улучшает минеральное питание растений, удерживает воду, склеивает частицы почвы и т. Гумус, или перегной - это темноокрашенными вещество, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков с помощью микроорганизмов (бактериями, мелкими грибами).

Грунт образуется в результате взаимодействия многих факторов, из которых наиболее важное значение имеют климат (вызывает физическое и химическое выветривание пород ) , материнская горная порода, рельеф, живые организмы и др. Существуют различные типы почв, определяются размерами почвенных частиц и содержанием органического вещества

(например, черноземы, глинистые, песчаные, дерново-подзолистые, луговые, торфяно-болотные и др.). Наиболее плодородными являются богатые гумусом черноземы. Небрежное хозяйствования, уничтожение лесов, строительство водохранилищ, неправильное ведение земледелия, выпас скота уменьшают площадь пахотных земель и снижают их плодородие. Следовательно, значение почв состоит в обеспечении минерального питания (благодаря своей плодородия ) и вертикального расположения (благодаря своей структурности ) растений.

удобрения

Для нормального развития растений нужны вода и минеральные соединения, или неорганические питательные вещества. На сегодня выделяют 16 элементов, необходимых для нормального развития большинства растений. их делят на две группы: макроэлементы (С, 0, Η, N, К, Са, Р, Mg, S) и микроэлементы (Fe, Cl, Cu, Μn, Zn, Mo, В). Недостаток питательных веществ в почве компенсируют внесением удобрений.

Особенностями минеральных удобрений являются:

■ фосфорные удобрения плохо растворяются в воде, повышают холодостойкость и засухоустойчивость растений, ускоряют созревание плодов, повышают содержание сахара, масла и тому подобное;

■ азотные удобрения хорошо растворяются в воде, способствуют развитию наземной массы;

■ калийные удобрения хорошо растворяются в воде, усиливают развитие корневой системы, луковиц, клубней, повышают холодостойкость растений.

Запасы элементов минерального питания растений в почве пополняются за счет микроорганизмов, атмосферных осадков, грунтовых вод, а также за счет хозяйственной деятельности человека. Чтобы количество питательных веществ в почве не уменьшалась при выращивании культурных растений, в него вносят удобрения, то есть неорганические и органические вещества. При внесении удобрений в почву необходимо учитывать:

Влияние удобрений на рост и развитие растений (например, фосфорные ускоряют созревание плодов, азотные способствуют развитию надземной массы, калийные усиливают развитие корней)

Нормы и время внесения (органические удобрения, как правило, вносят в почву осенью, чтобы к весне они разложились)

Растворимость удобрений (фосфорные удобрения вносят осенью через их медленную растворимость)

Тип почв (на обыкновенных черноземах высокий эффект дают фосфорные удобрения).

В виде гранул или растворов органические и минеральные удобрения можно вносить и

во время роста растений, то есть осуществлять подпитку. Для получения высоких урожаев сельскохозяйственных растений одних удобрений недостаточно. Необходимо создавать благоприятные условия для корней, клетки которых живыми. С этой целью проводят рыхление почвы для лучшего дыхания корней и сохранение для них влаги. Также осуществляют полив, которое обеспечивает растворение питательных веществ, необходимых растению. Следовательно, удобрения вносят в почву для пополнения питательных веществ, которые используются растениями.

Мы побеги лелеем кустов,

Чтобы восстановит красоту розы ними.

Дата: 15.10.2016

Класс: 6 «А», 6 «Б»

Предмет: Биология

Тема урока: Корень – орган минерального питания. Видоизменения корня.

Лабораторная работа №7 Видоизменения корней.

Цели урока:

Образовательная: Дать понятие о минеральном питании растений, о корнеплодах, корнях-присосках, корнях-опорах, воздушных корнях, клубневых корнях;

Развивающая:

Воспитательная:

Оборудование: Магнитная доска, таблица.

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Корни-опоры: Придаточные корни, встречаются у деревьев тропических лесов. Придаточные корни увеличиваются в количестве и утолщаются, достигая почвы. Опираясь на такие корни, деревья растут с тонким стволом и длинным остовом.
Воздушные корни:
Выполняют дыхательные функции у растений, произрастающих на бескислородных суглинистых и болотистых почвах. Развиваются из стеблей. У растений, не имеющих листьев, воздушные корни осуществляют фотосинтез. Мангровое дерево, плющ, монстера, кипарис, орхидея и другие.
Корневые клубни:
Растения откладывают питательные вещества в запас в корнях (как главный корень, так и боковые корни), которые утолщаются и превращаются в сочные клубневые корни. Клубневые корни используются для перезимовки, а также для бесполого, вегетативного размножения.
Георгин, батат, эремурус.
4. Закрепление:

Тест:
1. Как узнать о том, что растениям не хватает азота?
a) Листья не развиваются
b) Мелкие клубни
c) Плоды долго не созревают
d) Листья обесцвечиваются
e) Стебли становятся слабыми
2. Какой микроэлемент необходимо внести, если высыхает точка роста комнатных растений?
a) Бор
b) Азот
c) Калий
d) Фосфор
e) Кальций
3. Какого элемента не хватает в почве, если рост растения замедляется и стебель слабеет.
a) Азот
b) Калий
c) Фосфор
d) Медь
e) Кальций
4. Видоизменение корня георгина называется:
a) Корнеплоды
b) Корни-присоски
c) Корни-опоры
d) Воздушные корни
e) Корневые клубни
5. Видоизменение корня моркови называется:
a) Корнеплоды
b) Корни-присоски
c) Корни-опоры
d) Воздушные корни
e) Корневые клубни (слайд 13-14)
Ответы: 1 – d, 2 – e, 3 – b, 4 – e, 5 –a.

5. Домашнее задание : §14 ответить на вопросы на странице 49

Дата: 15.10.2016

Класс: 7 «А», 7 «Б»

Предмет: Биология

Цели урока:

Развивающая: Продолжить формирование знаний и уметь выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, родной земле. Привить глубокое уважение к труду тружеников села.

Оборудование: Магнитная доска, таблица.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие учеников, проверить наличие книги и тетради, отметить учеников, сфокусировать внимание класса.

Проверка домашнего задания.

У Ленточных червей, как и у других Плоских червей, имеется кожно-мускульный мешок , а пространство между внутренними органами заполнено паренхимой . Сходно с сосальщиками и строение выделительной системы . Ленточные черви, как и Сосальщики, не используют кислород для дыхания .

Ленточные черви полностью утратили пищеварительную систему , а питательные вещества всасывают всей поверхностью тела.

Ленточные черви гермафродиты . В каждом членике содержатся мужские и женские половые органы. Оплодотворение перекрёстное, но бывает и самооплодотворение. После оплодотворения мужская половая система постепенно исчезает, а весь членик наполняется яйцами. Членики, которые находятся на заднем конце тела, полностью заполнены зрелыми яйцами. Эти членики отрываются и выводятся из организма хозяина наружу с испражнениями. Один червь может продуцировать огромное число яиц - до сотен миллионов в год. При этом живут цепни несколько лет.

Жизненный цикл бычьего цепня

Финна растет, достигая величины крупной горошины. Ее тело представляет собой пузырь, наполненный жидкостью. Внутрь финны вдается зачаток головки цепня.

Жизненный цикл широкого лентеца

Жизненный цикл эхинококка

Эхинококк - мелкий червь (длиной до 6 мм), живущий во взрослом состоянии в кишечнике собак, волков, шакалов, кошек (окончательные хозяева ).

Пузырчатая стадия эхинококка (разновидность финны), развивающаяся в печени, лёгких, мышцах, костях промежуточных хозяев (овец, коров, свиней, человека), достигает величины головы ребёнка. В пузыре развивается большое число вторичных и даже третичных пузырей с головками внутри.

Местообитания, строение и жизнедеятельность сосальщиков. Сосальщики живут во внутренних органах тела животных и человека. Ресничного покрова у них нет.

Печеночный сосальщик живет в протоках печени коров, овец и коз. Этот червь имеет листовидную форму тела длиной около 3 см. Внутри протоков печени он удерживается при помощи брюшной и околоротовой присосок. Сосальщик питается кровью и клетками печени окончательного хозяина. Печеночный сосальщик, как и большинство других сосальщиков, имеет рот, глотку, двуветвистый кишечник и другие системы органов, свойственные и ресничным червям.

Развитие печеночного сосальщика

Закрепление: фронтальная беседа.

Чем они опасны?

К какому типу они относятся?

Развитие бычьего цепня.

Развитие печеночного сосальщика.

Домашнее задание: 14 пересказ, заполнить таблицу стр 61

«Корень растения» - Синтез биологически-активных веществ. Видоизменения корней. И.Крылов. “Свинья под дубом”. Дыхательные корни. Одна из функций корня - поглощение воды из почвы. Какое растение умеет «шагать» по стенам? Будет ли, дуб расти и развиваться? У каких растений корень появляется на листьях? Всасывание, проведение воды и минеральных веществ.

«Видоизменения корней» - Грибокорень или микориза. Крокусы. Измененные боковые корни, в которых поселяются бактерии. Образуются у растений, произрастающих в приливно - отливной зоне. Видоизменения, связанные с выполнением дополнительных функций. Ответы: 1-б; 2- б; 3-в; 4-б;5-а; Б. Лианы, плющи. Дыхательные корни. Цепляющиеся.

«Корневая система» - Разработал: Лебедев С. Н., учитель биологии высшей категории. Окучивание. ГОУ школа-интернат V-VI вида Костромской обл. Расположение в почве. Корни и корневые системы. Питающая. Стержневая корневая система. Рост корня. Корневая система. Спасибо за внимание. Типы корней. Видоизменения корней. Опорная.

«Семя плод» - Сочные и сухие плоды. Виды плодов. Количество семян зависит от количества семязачатков внутри завязи. Таким образом, можно разделить плоды на односемянные многосемянные. Различают плоды и по строению околоплодника. МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа». Односемянные и многосемянные плоды.

«Корневая система растений» - Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Виды корней. По происхождению корни делят на главный, боковые и придаточные. Главный корень - корень, развивающийся из зародышевого корешка. Придаточные корни - корни, развивающиеся от стеблей, листьев. Что такое корневая система? Перечислите функции, которые выполняет корень.

Питание растений из почвы. Известно, что одна из основных функций корня – обеспечение минерального питания растения.

Минеральное питание – это поступление и усвоение из почвы растворенных в воде неорганических и некоторых органических веществ (например, мочевины). Из почвы растения получают соединения азота, фосфора, серы, калия, железа, магния и другие, а также воду. Поглощаемые из почвы минеральные вещества растения используют для образования сложных органических соединений: белков, хлорофилла, других пигментов и т. д.

Особенную роль в питании растений играет азот. Он входит в состав жизненно важных для растений соединений – белков и нуклеиновых кислот. И хотя атмосфера Земли содержит огромный запас азота (около 78 % ее объема), растения этот азот усваивать не могут.

Для роста и нормального развития растений важное значение имеет не газообразный азот, а его соединения в почве. В этом легко убедиться, проделав простой опыт. Если вырастить два растения (например, подсолнечника): одно – на питательной среде со всеми необходимыми минеральными элементами, а другое – без азотсодержащих соединений, то в почве, лишенной азота, вырастает маленькое (карликовое) растение.

Удобрения. В природе источником минерального питания растений служат остатки организмов, которые попадают в почву и перегнивают в ней. При выращивании культурных растений человек с урожаем забирает большую часть питательных веществ, что постепенно истощает почву. Чтобы содержание питательных веществ в почве не снижалось, в нее вносят удобрения. Удобрения – органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Органические удобрения – продукты жизнедеятельности или остатки организмов: навоз, торф, солома, птичий помет, различные компосты.

Химическая промышленность производит минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Из азотных удобрений наиболее распространены калиевая и аммонийная селитры, из калийных – хлорид калия, из фосфорных – суперфосфат и другие. Удобрения, которые выпускают в виде мелких шариков (гранул), называются гранулированными.

Используют и бактериальные удобрения. Это препараты, содержащие споры полезных микроорганизмов – естественных обитателей почвы. Например, азотобактерин содержит клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корнях гороха, клевера, люпина и некоторых других растений. Клубеньковые бактерии обеспечивают усвоение азота из воздуха.

Минеральные и органические удобрения значительно влияют на рост и развитие растений. Например, удобрения, содержащие азот, усиливают рост надземных частей растения, а калий – подземных. Соединения калия, меди и фосфора повышают холодостойкость, обеспечивая лучшее переживание зимнего периода. Соединения железа и магния необходимы для синтеза хлорофилла. При недостатке этих соединений нарушается образование хлорофилла, листья становятся бледно–зелеными или бесцветными, неспособными к фотосинтезу.

Помните! Существуют определенные правила внесения удобрений в почву. В первую очередь, следует определить необходимое их количество, поскольку избыток тех или иных веществ в почве может также отрицательно влиять на жизнедеятельность растений, как и их недостаток. Органические удобрения, как правило, вносят в почву осенью. Это объясняется тем, что под действием почвенных организмов они до весны должны разложиться до растворимых в воде минеральных соединений, которые могут усваиваться растениями. Фосфорные удобрения также вносят в почву осенью, потому что они плохо растворяются в воде, тогда как азотные и калийные, хорошо растворимые в воде, – весной.

Удобрения вносят и во время роста растений. Этот процесс называют подкормкой. Подкормка бывает сухой, когда используют удобрения в виде порошка или гранул, и мокрой – в виде растворов.

Поступление воды и минеральных веществ в корень. Вода поступает в корень через корневые волоски и проходит по живым клеткам коры корня к сосудам центрального цилиндра. По сосудам корня и стебля вода поступает ко всем другим органам растений. Вместе с водой передвигаются и растворенные в ней питательные вещества. По сосудам вода поднимается благодаря присасывательной силе листьев, которую мы рассмотрим далее.


Название зоны Особенности строения Функция Корневой чехлик Клетки плотно прилегают друг к другу, быстро отмирают и заменяются новыми Защитная Зона деления Мелкие живые клетки быстро делятся Даёт начала всем остальным зонам и тканям корня Зона роста Клетки растут, увеличиваются в размерах Обеспечивает рост корня Зона всасывания Наружный слой представлен клетками с корневыми волосками Осуществляет всасывание воды с растворённым и веществами Зона проведения Хорошо развиты проводящие ткани Транспортная


Корневой чехлик - защитное образование от механических повреждений растущего кончика корня. корня Это небольшой конусовидный колпачок, прикрывающий нежные клетки верхушки корня и часть его растущей зоны. Корневой чехлик дифференцируется на самых ранних стадиях развития корня из апикальной меристемы корня. Состоит из комплекса живых паренхимных клеток. (БСЭ) клетки дифференцируется апикальной меристемы паренхимных клеток Точка роста корня, не относится к зонам корня. Верхняя часть корня, образует конус нарастания








Обеспечивает проведение веществ ко всем частям растения Имеется много боковых корней, образуются восходящие (древесина) и нисходящие (луб) пути проведения веществ 1 – основная ткань коры; 2 – эндодерма; 3 – корнеродный слой; 4 – камбий; 5 – луб; 6 – первичная древесина


Вид ткани Месторасположение ткани в корне Выполняемые функции Покровная Корневой чехлик Зона роста Зона всасывания Зона проведения Защитная Образовательная Зона деления Зона роста Зона всасывания Зона проведения Даёт начала всем остальным зонам и тканям корня. Обеспечивает рост корня Проводящая Зона роста Зона всасывания Зона проведения Транспортная


Минеральное питание – это поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями. Большинство питательных веществ доставляется в побеги растений в виде минеральных растворов. Проводящая система корней доводит питательные вещества ко всем тканям.




Обеспечивает образование клеточной оболочки, способствует накоплению углеводов в плодах и масла в семенах. Ускоряет развитие растений, стимулирует цветение и плодоношение, благоприятствует нарастанию корневой системы. При недостатке фосфора наблюдается угнетенный роста, короткие и тонкие побеги, мелкие преждевременно опадающие листья



1. Зоны корня. Корень – орган минерального питания растений. Фёдорова И. А. Учитель биологии СШ им. Т. Аманова 2. Интернет - ЖУРНАЛ " ПЛАНЕТА ОРХИДЕЙ « 3.900igr.net 4. Биология старые учебники по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии Биология 5. сайт Мультиринг.сайт 6. Сайт Удивительный мир растений Удивительный мир растений

Поделиться: