Ульянов илья николаевич биография. Ульянов николай иванович. Выписка из формулярного списка

Объему материалов, посвященных родовому древу Ульяновых, можно только позавидовать. Однако и по сей день не все тайны разгаданы. Существует версия, что настоящим отцом «вождя пролетариата» был не Илья Николаевич Ульянов, а совсем другой человек...

Официальный» отец вождя пролетариата Илья Николаевич Ульянов, действительный статский советник, был человеком демократичным во всех отношениях.

Фанатики из провинции

Общественность узнала Илью Николаевича благодаря его знаменитым сыновьям-революционерам Александру и Владимиру. Один хотел убить царя, второй пресек династию Романовых. Как так получилось, остается только удивляться - ведь отец революционных фанатиков никогда не имел ничего против монархического строя. Даже более того -достиг высокого социального положения благодаря этому строю и возможностям, которые Российская империя предоставляла пусть бедным, но талантливым и лояльным к режиму людям. Обычно дети стараются подражать родителям, порой бессознательно. Или у детей было нечто, что в корне отличало их от отца?

Илья Ульянов родился в 1831 году в многодетной семье на юге России. Воспитывался он старшим братом Василием, так как отец рано ушел из жизни. Любил учиться, успешно окончил гимназию, с отличием окончил Казанский университет. Свою педагогическую деятельность он начал учителем математики в Пензе. Работал в женском училище Нижнего Новгорода. Это был высокопорядочный человек и незаурядный преподаватель. Илья Николаевич обладал высокими организаторскими и воспитательными способностями, поэтому быстро продвигался по служебной лестнице. С 1869 года он - инспектор народных училищ Симбирской губернии, а позже - их директор. Этому, бесспорно, способствовало и его происхождение.

Около 14 лет его трудовая деятельность была связана с простым народом. Особое влияние на педагогические воззрения Ульянова оказали идеи революционеров-демократов - Чернышевского и Добролюбова.

На страже общественных интересов

В 1869 году в России была учреждена инспекция народных училищ, основной задачей которой был контроль за нераспространением революционных идей среди учительства.

Илья Николаевич был энергичным и настойчивым в работе, поэтому за время его деятельности увеличились финансовые поступления в развитие народного образования, было построено более 150 школьных зданий, которые оснастили современным раздевалками, мебелью, наглядными пособиями. До его появления в Симбирской губернии было 276 учителей - среди них имелись малообразованные и даже неграмотные. За время его работы учителей стало 457, из них 35% имели хорошее образование. Наблюдался прогресс и в отношении кженщинам-учителям, к увеличению заработной платы, разнообразию воспитательных мероприятий. Можно сказать, что это был педагог с большой буквы, способствовавший открытию школ для детей разных национальностей: татар, чувашей, мордвы.

Большое значение Илья Николаевич придавал трудовому обучению и воспитанию детей, он проводил семинары и съезды учителей, другие педагогические мероприятия. По воспоминаниям современников, из его воспитанников образовалась целая плеяда учеников, которых называли ульяновцами. Он был большим тружеником, скромным, не требующим высокого жалованья. За новаторскую деятельность в 1882 году его наградили орденом Святого Владимира 3-й степени.

Однако эта бесконечная занятость, желание куда-то идти, ехать, бежать уже тогда наталкивали знающих его людей на мысль о том, что он не хотел находиться дома, как будто избегая плотного общения с женой и детьми. И это тем более странно, ведь Илья Николаевич по всем параметрам был домашним человеком, очень любил и детей, и свою жену Марию Александровну. Недаром, когда он в 1878 году на скопленное жалованье купил собственный дом за 4 тысячи рублей, он записал его на имя супруги! Так что же гнало из своего дома человека, который в результате непосильного труда умер в возрасте 54 лет от кровоизлияния в мозг? Что заставляло его заниматься делами вместо того, чтобы общаться с детьми, гулять и быть в кругу любящей семьи? На этот вопрос уже давно есть свой, не слишком простой ответ.

Обстоятельства, не подлежащие огласке

Как уже было сказано, в атмосферу большой семьи (а у Ульяновых было восемь детей, двое из которых умерли в младенчестве) отец вносил чувство огромной любви к окружающим и стремление постоянно двигаться вперед, учил чтить народные традиции, воспитывая в детях свободу и независимость. Эта атмосфера в семье передавалась детям и питала их сознание революционными идеями.

Однако, как утверждают некоторые историки, в этой необычной семье была и своя тайна - существует предположение, что отцом Ленина Илья Николаевич не является.

Эта версия появилась довольно давно, однако по понятным причинам ее никто не мог обнародовать. Этого не хотели как высшие партийные деятели государства, так и миллионы простых партийцев. Ленин считался божеством, и правда о том, что он был рожден от тайной связи матери с другим мужчиной, а не с мужем, оскорбляла иконописный лик вождя.

В пользу этой версии говорят следующие факты. Так, в Центральном музее В.И. Ленина хранится его диплом об окончании юридического факультета Петербургского университета. В первой строке документа указан его владелец: Владиміръ Ивановъ Ульяновъ. Слово «Ивановъ» почему-то зачеркнуто, и написано «Ильинъ». Но кто это мог сделать и с какой целью? Исследования графологов показывают, что исправления в дипломе были сделаны не рукой Ленина. М.Ф. Фофанова, сотрудница архива, предположила, что это дело рук сотрудников Института Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

Ведь известно, что цековские цензоры вычеркивали все, что могло бросить тень на репутацию Ленина. Оказывается, исправления были сделаны спустя 40 лет после получения. Напрашивается вопрос: какого Ивана Ленин признал своим отцом?

Кроме того, в биографических материалах не существует ни одного упоминания Ленина о родном отце. Создается впечатление, что этот порядочный, добрый, почти святой человек ничего общего с Владимиром Ульяновым не имел и никак не влиял на его воспитание. И совсем иное дело мать Мария Александровна в письмах сына упоминается более 200 раз. Но с чем связано такое отношение сына? В творческом наследии В.И. Ленина упоминается более 3 тысяч имен - в письмах, телефонограммах, очерках, статьях. Упоминаются все близкие и даже дальние родственники, кроме Ильи Николаевича.

Создается впечатление, что Ленин не проявлял к нему сыновьих чувств.

Большой загадкой является и одна из фотографий семьи Ульяновых, где рядом с матерью Ленина сидит не Илья Николаевич, а домашний доктор Иван Сидорович Покровский!

В отношении этого персонажа еще современники рассказывали весьма пикантные подробности.

Якобы между Марией Александровной и Покровским многие годы существовала любовная связь. На протяжении 30 лет они встречались, общались и даже не скрывали своих чувств. Покровский не имел семьи и не пытался ее создать. В начале 1870-х годов он устроился ординатором в Симбирскую губернскую больницу и считался домашним доктором семьи Ульяновых. Он постоянно бывал в их доме, где вел себя как хозяин, пока Илья Николаевич находился в служебных командировках. Несомненно, Илья Николаевич догадывался об их связи с Марией Александровной, но дипломатично молчал и сохранял дружеские отношения с доктором.

Владимир якобы узнал обо всем этом после смерти Ильи Николаевича в 1886 году, и тайну ему открыл не кто иной, как любимая мать. В 1917 году, на следующий день после приезда из-за границы, Ленин поехал на могилы матери и сестры Ольги на Волковском кладбище, а вот посетить могилу отца в Симбирске не соизволил. Впрочем, известно, что Покровский прожил долгую жизнь и умер в 1922 году в том же Симбирске, когда Ленин был в зените славы. В годы, предшествовавшие смерти, он ослеп и очень бедствовал. И если Покровский и в самом деле был отцом Ленина, то разве Ильич, помогавший множеству людей, не мог бы ему помочь? Ведь одного звонка, одного устного или письменного распоряжения было бы достаточно, чтобы законный отец вождя был обласкан властями, а его материальные затруднения остались бы в прошлом. Но нет, Ленин не помог и, похоже, даже не вспомнил.

Скорее всего, вождь большевиков больше всего на свете любил мать и партию. Мать к тому времени уже умерла. Осталась партия.

А понятие «отец» для него было эфемерным. Он ведь сам никогда отцом не был и подобных чувств не знал. Отсюда и отношение.

Ж. Трофимов, Ж. Миндубаев

Илья Николаевич Ульянов


Годы учения

Астраханского мещанина сын

В далекие годы начала прошлого века астраханцы за новостями шли в Гостиный двор. Там, в сумрачной прохладе арок, в гуще толпы, можно было узнать все и обо всем. Так было и в 1831 году. Новостей хватало. В России царь усмирял холерные бунты. В Варшаве поляки дрались за независимость. В Новгородской губернии бунтовали военные поселенцы. Потолкавшись средь народа, послушав в оба уха, астраханец мотал на ус: в мире неспокойно.

Но у себя дома, слава богу, особых страстей не наблюдалось. Обвалилась ветхая стена в Белом городе. Двух утопленников вынесло на песчаную отмель на Стрелке. На Селении пожар случился.

Остальное - мелочь. На кладбище хоронили отживших, на полицейском дворе секли розгами виновных, в церквах крестили новорожденных.

Своим чередом шла жизнь.

19 июля 1831 года в церкви Николы Гостиного иерей Николай Ливанов крестил второго сына астраханского портного Николая Ульянова. В метрической книге церковный дьячок записал, кто крещен: «…астраханского мещанина Николая Васильевича Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны сын Илия».

Фамилия Ульянова писалась в те годы по-разному: Ульянин, Ульянинов, Ульянов. С этой записи начинается документальная фиксация жизни Ильи Николаевича Ульянова. Дьячок указал дату крещения. А родился он 14 (26) июля 1831 года.

Род Ульяновых пошел с Волги, с великой русской реки, имя которой всегда связывалось в сознании народа с волей, с лучшей жизнью, с надеждами на счастье. Родословная семьи уходит корнями в глубинные народные слои, испокон веков живущие трудом рук своих.

Отец Ильи Николаевича, крепостной крестьянин, пришел из Нижегородской губернии в низовья Волги в 1791 году. Двадцатидвухлетний Николай Васильевич Ульянов был отпущен помещиком Бреховым из родного села Андросова на оброк.

В конце XVIII века в Астраханской губернии скопилось слишком много беглых и оброчных («зашедших») крестьян. Большинство из них не имело никакого желания возвращаться к своим господам. Администрация края по требованию помещиков разыскивала и отсылала назад беглых и «зашедших», но те шли на всевозможные уловки, лишь бы не ехать назад.

«При ревизии в Астрахани явились многие из подлых, объявивших о себе, что не знают своих помещиков, ни того, где родились, которых по указу о ревизии выслать оттоль велено, - писала императрица Екатерина II в Астрахань, - а оные подлые люди, по привычке жить кругом Астрахани, от той высылки бегут в Персию и там басурманятся».

Низовья Волги надо было обживать, осваивать. Требовались люди. Стараясь удержать народ от побегов, императрица издает указ: «Тех подлых, кои задержаны будут, бить нещадно батогами с трех раз, и которые из них сознаются, тех высылать к своим помещикам, а которые и с третьего раза в утверждении своем утвердятся, тех приписывать к казенным вотчинам и при рыбных промыслах оставлять».

Битье не помогало. Почти все «пришлые» оставались на новом месте. В том числе и отец Ильи Николаевича. По указу земского суда он был причислен с 1797 года в «астраханское старозашедшее общество». А это означало - прощай, помещик, прощай, рабство! Отныне он «государственный» крестьянин. И хоть теперь нет возврата назад, в родные края, зато впереди свобода!

Поселился он на берегу Волги, в сорока семи верстах выше Астрахани, в селении Новопавловском. Староста добросовестно записал в учетной ведомости приметы новосела: «Ростом двух аршин 5 вершков; волосы на голове, усы и борода светло-русые, лицом бел, чист, глаза карие…»

Но крестьянствовать здесь не довелось, а кормиться «рукомеслом портняжным» в малолюдном бедном селении было трудно. В 1808 году Николай Ульянов перебрался в город и после долгих хлопот указом астраханской казенной палаты был причислен к мещанскому сословию. Вскоре его приняли в цех портных и красильщиков ремесленной управы. Там и стал работать он, не разгибая спины, от зари до зари, добросовестно выполняя строгие правила, гласящие: «Работу производить отличную и прочную и отправлять должность мастера исправно и поспешно…»

Пошла размеренная жизнь.

В 1812 году Николай Васильевич женился на дочери бедного астраханского мещанина Анне Алексеевне Смирновой.

Обзавелся своим домом на Казачьей улице - чуть ли не на том месте, где стоял некогда походный стан Степана Разина, возвращавшегося из персидского похода.

В этом доме и родился у него сын Илья - четвертый ребенок в семье.

Дом на косе

Город низовый - город торговый. Фасад Астрахани - пристани и лабазы, причалы и таможни, склады и базары.

В начале XVIII века на реке Кутум разгружались баржи и расшивы, сюда прятался от волжской шальной волны флот. Картограф 1701 года на чертеже пояснял: «Набережная улица по реке Кутумовой с пристанями для продажи привозных из верховых городов жизненных припасов и причалами, которые от затопления должны быть защищены деревянным обрубом и земляной насыпью…» В конце улицы располагалась «площадь для черпания воды», а на Стрелке, неподалеку от кремля, раскинулся Съестной рынок.

Смотрелись в то время в волжскую гладь стены кремля, выстроенного на Заячьем бугре у слияния двух волжских проток. Но год за годом намывало и намывало песок к стенам из квадратного татарского кирпича, все шире и шире становилась полоса земли, отделяющая крепость от реки. В начале XIX века на ней начали ставить первые постройки. Здесь обосновались трактиры, магазины, живорыбные садки, пакгаузы и соляные биржи. И весь этот район города стал называться Коса - в память об узкой песчаной полоске, некогда лежавшей здесь.

Место лихое, бойкое. Нагромождение харчевен и постоялых дворов, ночлежек и лавчонок, ремесленных заведений и складов. Строился и селился в этой части города и трудовой люд - грузчики, матросы, бондари, маляры, ткачи, плотники, разносчики, писцы, гранильщики, медники, извозчики, «калмыцкого чая варители» и «сит мукосейных мастера».

Всякий здесь обитал народ.

«Коса - это кипучий угол Астрахани, полный особенностей во всех отношениях, до санитарного включительно. На Косе бок о бок живут ужасы нищеты, позора, несчастья и прелести богатства, счастья, славы; голод и обжорство, лохмотья и бархат, шелк, кружева. На Косе рядом со страданиями измученных борьбой за существование льется шампанское. Чтобы поддержать на Косе порядок, требуется очень солидный штат полиции. Чтобы дать ночлег бесприютным обитателям Косы, мало и пяти городских ночлежных домов, а их в Астрахани только два. В одной дешевой столовой не накормишь всех голодных с Косы. Больными с Косы можно переполнить все городские лечебные заведения…» Так свидетельствовал бытописатель Астрахани.


Приведено с некоторыми сокращениями

В историю мордовского края яркие страницы вписаны видным педагогом и общественным деятелем России второй половины XIX века - И. Н. Ульяновым.
Вся жизнь Ильи Николаевича прошла в Поволжье: детство в Астрахани, студенческие годы в Казани, общественно-просветительская деятельность - в Пензе, Нижнем Новгороде и Симбирской губернии. Все основные этапы его деятельности связаны с губерниями, которые затем частично вошли в состав Мордовии. Он с интересом знакомился с жизнью нерусских народов Поволжья, с состоянием народного просвещения, активно участвовал в общественно-просветительской жизни края.
Илья Николаевич родился 14 (26) июля 1831 года в г. Астрахань в семье беглого крепостного крестьянина из села Андросово Сергачского округа Нижегородской губернии, рано лишился отца. Благодаря своим выдающимся способностям, а также помощи старшего брата, он закончил уездное училище, а затем и Астраханскую гимназию (1843-1850 гг.).
По ходатайству директора Астраханской гимназии после долгих мытарств Илье Ульянову - выходцу из податного сословия - удается в 1850 году поступить на физико-математический факультет Казанского университета.
Анализ условий жизни, труда и учебы, читательских и научных интересов И. Н. Ульянова, обстановки, сложившейся к тому времени в университете, позволяет сделать вывод о том, что в этот период были заложены основы демократического мировоззрения Ильи Николаевича, его педагогических и научных взглядов.
В декабре 1854 года И. Н. Ульянов получает диплом об окончании университета, а вскоре, после успешной сдачи экзаменов, ему присваивается звание старшего учителя математики и физики. 7 мая 1855 года Н. И. Лобачевский, работавший в то время помощником попечителя Казанского учебного округа, подписал его назначение на должность старшего учителя физики и математики Пензенского дворянского института.
Начинается новый этап в жизни И. Н. Ульянова - этап практической общественно-просветительской деятельности, дальнейшего развития мировоззрения и формирования его педагогических взглядов. Пензенский и Нижегородский периоды его деятельности хронологически охватывают время с 1855 по 1869 год и совпадают с большими социально-экономическими переменами в жизни страны.
Важной составной частью социальной жизни 60-х годов стало мощное общественно-педагогическое движение, которое вызвало небывалый подъем демократической педагогической мысли России. Ведущую роль в этом движении сыграли великие русские революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др. Во весь голос зазвучали идеи К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, широко развернулось в эти годы общественно-педагогическое движение, создавались журналы по проблемам воспитания, воскресные школы, комитеты грамотности, в которых нашел свое яркое проявление просветительский порыв русской интеллигенции.
В такой атмосфере шел процесс завершения формирования мировоззрения И. Н. Ульянова, окрепли его демократические убеждения, выросло педагогическое мастерство.
Пензенский дворянский институт, где И. Н. Ульянов проработал восемь лет, представлял собой закрытое среднее учебное заведение, предназначенное для обучения и воспитания детей привилегированных сословий. Однако, несмотря на это, передовые демократические общественно-педагогические идеи проникали и сюда, находили своих сторонников и последователей среди педагогов и учащихся института.
Квартира И. Н. Ульянова, где он проживал вместе с учителем словесности В. И. Захаровым, стала местом встреч разночинной интеллигенции и учащейся молодежи. В пензенский период жизни и деятельности И. Н. Ульянов вошел в круг идей «Современника», «Колокола», других прогрессивных изданий того времени, что оказало несомненное влияние на дальнейший процесс формирования его мировоззрения.
И. Н. Ульянов вместе со своими товарищами внимательно следил за развернувшейся борьбой крестьян за свое освобождение. В Пензенской губернии эта борьба приобрела, как известно, особенно острый характер. И. Н. Ульянов и его товарищи «осуждали жестокость властей и мечтали о скорейшем приближении того времени, когда многострадальное крестьянство получит действительное освобождение от крепостных пут».
В стенах института шла борьба двух направлений, двух групп педагогов. Илья Николаевич встал на сторону прогрессивной их части. Его друзьями стали В. И. Захаров, В. И. Логинов, В. А. Ауновский, которые находились под большим влиянием идей революционно-демократической педагогики, стремились внедрить эти идеи в практику своей работы. Позднее В. И. Логинов и В. И. Захаров были лишены права преподавания за революционные взгляды. В. И. Захаров привлекался царскими властями по делу Каракозова, так как ученики Пензенского дворянского института Каракозов, Ишутин, Странден были арестованы за покушение на жизнь Александра II в 1866 году. Фамилия И. Н. Ульянова также фигурировала в деле Каракозова, но «последствий это не имело».
Наряду с педагогической деятельностью Илья Николаевич занимался научными метеорологическими наблюдениями, заведовал метеорологической станцией, написал работы «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» и «О грозе и громоотводах». Он являлся одним из руководителей и преподавателей Пензенской воскресной школы.
Читая научные труды своего друга ученого-этнографа В. А. Ауновского, встречаясь с мордвой, Илья Николаевич познакомился с жизнью, бытом и обычаями народа, проникся глубоким уважением, искренним стремлением помочь ему выйти из вековой темноты и отсталости.
В Пензе И. Н. Ульянов познакомился с Марией Александровной Бланк, которая летом 1863 года стала его женой.
В 1863 году, в связи с закрытием Пензенского дворянского института, И. Н. Ульянов получает новое назначение и переезжает в Нижний Новгород. Здесь он работает старшим учителем математики и физики в мужской гимназии, преподает планиметрию на землемерно-таксаторских курсах, физику в женском училище первого разряда. Одновременно он исполняет обязанности секретаря педагогического совета в своей гимназии, является членом педагогического совета военной гимназии.
О развитии педагогических взглядов Ильи Николаевича в этот период свидетельствуют многочисленные программы, составленные им, а также статьи, выступления по вопросам преподавания, протоколы педагогических советов. Из этих документов очевидно, что Илья Николаевич умело использовал современные данные науки (физики, математики, географии), учитывал возрастные особенности учащихся, опирался на современные достижения педагогики, психологии и методики. С особым удовлетворением он занимается со взрослыми учениками на двухгодичных землемерно-таксаторских курсах, которые были организованы при мужской гимназии в связи с земельным переустройством, вызванным отменой крепостного права.
С 1869 года начинается новый - Симбирский - период жизни и педагогической деятельности И. Н. Ульянова, период самый длительный, напряженный и плодотворный.
Он назначается вначале на должность инспектора, а с 1874 года - директора народных училищ Симбирской губернии.
В своей деятельности по реорганизации и расширению начального народного образования в губернии И. Н. Ульянов выражал идеалы общественно-педагогического движения, начавшего штурм феодально-сословной системы образования, выражая потребности простого народа в просвещении. Народу была нужна своя школа, воспитание должно было соответствовать условиям жизни, требованиям исторического развития страны. Ответом на эти насущные требования жизни явилась разнообразная и плодотворная деятельность целой плеяды русских педагогов и методистов шестидесятых годов.
Последователи К. Д. Ушинского Н. Ф. Бунаков, В. И. Вахтеров, В. И. Водовозов, Д. И. Тихомиров внесли большой вклад в разработку педагогики, методики обучения, которая была близка по духу И. Н. Ульянову. Он внес в свою систему работы многое из педагогического наследия Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, которые отстаивали бесплатное обучение на родном языке, писали о необходимости преодоления существующего разрыва между умственным и физическим трудом, обучением и жизнью.
Одновременно следует отметить определенную связь взглядов И. Н. Ульянова на просвещение нерусских народов (в том числе и мордовского) с деятельностью и воззрениями Н. И. Ильминского, который был одним из наиболее заметных представителей миссионерского движения в восточной России во второй половине XIX века. Вместе с тем нельзя не учитывать, что его практическая деятельность в области народного образования нерусских народов объективно имела положительное значение. И. Н. Ульянов поддерживал связи с Н. И. Ильминским, однако ему были чужды его русификаторские и националистические воззрения, идеи миссионерства.
И. Н. Ульянов намечает широкую программу переустройства народного образования в Симбирской губернии, в том числе улучшения начального обучения среди нерусских народностей губернии. В нее входили задачи рационального размещения народных училищ не только по русским, но и по мордовским, татарским и чувашским населенным пунктам, улучшения их учебной и материальной базы, привлечения в училища наибольшего количества учащихся, подготовки квалифицированных учителей, внедрения передовых методов обучения и воспитания с учетом национальных особенностей учащихся.
В этих основных направлениях и развивалась вся общественно-просветительская деятельность И. Н. Ульянова, В зависимости от первоочередности задач его усилия концентрировались на одном из этих направлений. Так, если в 1870 году почти 30 процентов всех дел инспектора народных училищ губернии касалось вопросов упорядочения размещения начальных народных училищ, сбора сведений из уездов, в том числе и о начальных народных училищах среди национальных меньшинств, то в 1872 году обращалось особое внимание на подготовку учителей (16% всех зафиксированных дел), на усиление бюджета (14%), на учет и отчетность (25%), а в 1874 году на первое место выступает открытие новых школ (10% всех дел), строительство школьных помещений (12%), снабжение училищ книгами и школьными пособиями (21%) и т. д. Это позволило поэтапно решать назревшие проблемы развития начальной школы.
Упорядочение существующих начальных народных училищ и открытие новых явилось первоочередной задачей Ульянова. На этом пути он встретил значительные трудности. Они заключались в отсутствии средств на открытие училищ, в препятствиях со стороны властей инициативе нового инспектора, в недоверии мордовского населения к школе, в крайней нищете крестьянства.
К началу его деятельности в губернии лишь бывшие удельные и приходские училища находились в более или менее удовлетворительном состоянии. Их насчитывалось 82, или 19 процентов существующих. Состояние народных училищ среди нерусских народов было в значительно худшем положении. В докладе попечителю Казанского учебного округа И. Н. Ульянов сообщает: «Крещеная мордва преимущественно учится в 45 училищах. На Ардатовский уезд падает 18 школ. Прочие школы смешанные, исключая одну в Курмышском уезде в деревне Петряксе, где обучаются татарские мальчики по-русски». Всего же училищ в Ардатовском уезде на 1869 год было 34. И, как сообщалось в отчете уездного училищного совета и в ведомости, к нему приложенной, «лишь 18 училищ из 34 существующих могли более или менее производить обучение детей. Остальные же не могли выполнить предназначенные им роли». Этого количества училищ было, безусловно, мало. Ведь только в Ардатовском уезде в 1870 году проживало 154135 человек, в том числе мордвы - 62904.
Кроме того, и это небольшое количество училищ не имело своих собственных помещений. Так, И. Н. Ульянов отмечал, что в 1869 году в Ардатовском уезде лишь 15 училищ помещалось в отдельных домах, приспособленных для обучения, построенных на средства крестьян.
Решая вопрос об открытии новых школ, он ищет себе союзников среди прогрессивной части земских деятелей, передовой интеллигенции. По его просьбе, например, Ардатовская земская управа представляет свои соображения «О предварительных мероприятиях по открытию начальных народных школ для нерусских народов». Подобные же предложения поступили от Сенгилеевского уездного училищного совета и из других уездов.
Вокруг директора народных училищ постепенно складывается круг прогрессивно настроенных людей, искренне стремившихся помочь делу народного образования. Они на всем протяжении деятельности Ильи Николаевича в Симбирской губернии находились рядом с ним, помогали ему решать многочисленные проблемы народного просвещения в губернии. В их числе инспекторы народных училищ А. А. Красев, В. И. Фармаковский, К. М. Аммосов, В. М. Стржалковский, И. В. Ищерокий, А. И. Анастасиев, И. Я. Яковлев, деятели губернских и уездных земских учреждений В. Н. Назарьев, В. А. Ауновский, А. Ф. Белокрысенко, И. Я. Христофоров, В. В. Черников, передовые учителя Н. А. Языков, А. П. Покровский, В. А. Калашников, И. Н. Николаев, С. В. Преображенский, А. И. Анисимов, П. Е. Петров, П. П. Малеев, А. А. Волков. Рядом с И. Н. Ульяновым бескорыстно отдавали свой труд и знания делу охраны здоровья детей народных школ и его сподвижники - земские врачи. Илья Николаевич всегда опирался на знания и опыт и высоко ценил врачей и общественных деятелей губернии: В. И. Кашкадамова, А. П. Воскресенского, И. П. Корсакова, В. П. Филатова и многих других.
Педагогу приходилось не только вести бесконечную переписку, но и очень часто выезжать в деревни и на местах устраивать все дела, связанные со строительством школьного здания, школьных служб, и многое другое.
Крестьяне, как правило, всегда поддерживали все начинания И. Н. Ульянова. В архивах сохранились приговоры-постановления сельских сходов в Промзино, Канадее, Порецком, Тагае, Солдатской Ташле, Чиберчине, Береговых Сыресях по вопросам школьного дела, в которых крестьяне ходатайствовали об открытии начальных училищ.
Несмотря на трудности, И. Н. Ульянову удавалось ежегодно открывать три-четыре училища среди мордовского населения Симбирской губернии, а в отдельные годы и больше. В 1871 году, например, были открыты училища в селах Резоватово, Барахманский Гарт, Вечкусы, Горки, в 1872 году - в селе Киржеманы, в 1873 году - в селе Талызино, в 1874 году - в селе Семилей, в 1879 году - в селе Луньгинский Майдан, в 1877 году - в селе Курмачкасы, в 1884 году - в селе Мачкасы.
Но в эти годы наблюдается не только процесс открытия новых училищ. Упорядочение сети начальной школы в губернии сопровождалось и их закрытием. В 1871 году были закрыты училища в селах: Чалпаново, Чукалы, Симкино, Паракино, Сайгуши, Папулево, Кайбычево, Шугурово. В 1877 году - училища в Больших Березниках, Кудажлейке, Давыдове. Мотивируя эти действия, И. Н. Ульянов указывал основную причину в «недостатке средств на уплату учителям и по неимении помещений».
И все же число начальных народных училищ с каждым годом увеличивалось. Если проследить за изменением количества училищ в Ардатовском уезде в течение ряда лет, то можно увидеть, что, хотя в отдельные годы и наблюдалось уменьшение, однако заметна явная тенденция к их увеличению.
Если в начале деятельности И. Н. Ульянова в Ардатовском уезде было всего 29 народных училищ, то к 1885 году их число возросло до 42.
Наряду с открытием новых народных училищ среди мордовского населения И. Н. Ульянов проводил большую работу по строительству школьных зданий, их благоустройству, по укреплению школьного бюджета.
В работе по укреплению материальной базы начальных народных училищ, как и в других мероприятиях, И. Н. Ульянов постоянно опирался на крестьянство, «...расположение народа к начальным школам, как рассадникам грамотности,- писал он в одном из своих писем в учебный округ,- видно из постоянного увеличивающегося числа начальных школ и увеличивающегося числа учащихся. Так, в 1877 году, по общему приговору жителей села Курмачкасы и на их средства, выстроено училищное здание, и с января 1877 года училище начало работать. С 28 февраля 1876 года начало свое существование и мужское училище села Кечушево, здание для которого было выстроено также на средства жителей. Кроме того, расположение простого народа к школе можно было видеть и из того, что кроме упомянутых училищ сельскими обществами Ардатовского уезда были выстроены еще два новых дома для училищ: для Ведянского стоимостью в 500 рублей и для Тетюшского стоимостью в 350 рублей. В том же году во многих училищах Ардатовского уезда был произведен значительный ремонт школьных зданий, на который в течение года израсходовано было 806 рублей 40 копеек».
По сведениям инспектора народных училищ Симбирской губернии А. А. Красева, в 1880 году «для Шейн-Майданского училища на средства сельского общества устроен, можно сказать, прекрасный дом с помещением для учителя и необходимыми службами. На жалование учителю, в размере от 180 до 240 рублей, законоучителю, в размере 40 рублей, и на учебные пособия - 30 рублей отпускает земство, а содержание дома берет на себя местное общество». Он же сообщал И. Н. Ульянову в 1882 году, что «училищные здания построены и в мордовских селах: Белоключевском, Среднебарышском, Вырыпаевском Карсунского уезда. Здание Белоключевского училища обошлось крестьянскому обществу в 1097 рублей, а крестьянам среднебарышским - в 1033 рубля».
Инспектор В. М. Стржалковский также отмечал в своем сообщении директору народных училищ, что «для сельского училища в Больших Березниках, которое существовало с 1860 года, в 1871 году было построено училищное здание. Но оно перестало отвечать потребностям крестьян и поэтому в 1884 году в селе было построено новое училищное здание на средства крестьян же».
Эти успехи в строительстве школьных зданий были результатом усилий И. Н. Ульянова, который умел разьяснить крестьянам необходимость создания лучших условий для обучения детей. За годы его работы в губернии процент учебных училищных помещений возрос с 37 в 1871 году до 81 в 1886 году. Все это способствовало повышению всего уровня работы школы.
Важной стороной деятельности И. Н. Ульянова стала попытка обеспечить хотя бы относительную стабильность школьного бюджета. Повышение качества обучения в начальных народных училищах привлекало с каждым годом все больше крестьян в школу, а это способствовало укреплению ее бюджета. За счет всех источников финансирования он с 50264 рублей в 1869 году возрос в 1885 году до 226797 рублей, причем более 50 процентов этих средств давали крестьяне.
Деятельность И. Н. Ульянова по активизации усилий сельского крестьянства во многом способствовала тому, что Симбирская губерния вышла на одно из первых мест в России по степени участия трудового населения в делах школы. Однако она, из-за косности властей, отставала в то же время по другим источникам, пополнявшим школьный бюджет, а именно: по участию казны в губернском школьном бюджете Симбирская губерния в 1886 году стояла на 52 месте, по участию земства - на 34 месте, городских обществ - на 31 месте, сельских обществ - на 19 месте.
Одной из главных сторон просветительской деятельности И. Н. Ульянова была забота о повышении качества обучения, введении в мордовских училищах учебных книг К. Д. Ушинского и Н. А. Корфа, внедрении в школьную практику эффективных методов и приемов обучения, подготовке учительских кадров нового типа. Выступая против бессмысленного заучивания отвлеченных книжных текстов, лротив схоластики в обучении, против всего того, что процветало в старой крепостнической школе, Илья Николаевич ставил задачу развивать мышление школьника, учить его наблюдать жизнь, сравнивать, сопоставлять предметы и явления, делать выводы и применять знания на практике, в повседневной жизни. Благодаря этому в мордовских школах, несмотря на значительные трудности, качество обучения не уступало лучшим русским училищам губернии.
Один из учителей-ульяновцев, А. А. Волков, писал о посещении И. Н. Ульяновым Берегово-Сыресевского двухклассного училища: «И. Н. Ульянов не пошел на урок к учителю, а устроился в соседнем классе за тонкой деревянной перегородкой и оттуда следил за ходом урока. Шел урок чтения. Ученики по очереди читали отрывки из книг. Вдруг И. Н. Ульянов заходит в класс и спрашивает учителя о том, кто читает - русский или мордвин. Оказалось, что мордвин. И. Н. Ульянов даже удивился, с какой легкостью читал мальчик-мордвин, с какой свободой он пересказывал прочитанное, не затрудняясь в подборе слов для выражения своих мыслей на русском языке. Илья Николаевич похвалил меня за добросовестность, проявленную при обучении детей мордовского населения».
И. Н. Ульянов впервые внедрил в работу начальных училищ губернии трудовое обучение. В селах Кабаево, Береговые Сыреси, Мачкасы при его содействии были организованы ремесленные классы, где учащиеся наряду с общеобразовательными предметами обучались ремеслу. Под руководством платных мастеров они изучали плотницкое, слесарно-кузнечное дело. И. Н. Ульянов считал, что учащиеся должны получать такие трудовые навыки, которые они смогут успешно применять в своей повседневной жизни.
Важной стороной практической деятельности И. Н. Ульянова среди мордовского населения была работа по расширению женского образования. Заботясь о первоначальном обучении девочек-мордовок, он рассматривал это обучение как шаг к широкому женскому образованию и ко всеобщему образованию мордовского народа. Ульянов руководствовался в своей практической деятельности известной формулой передовых педагогов-демократов 60-х годов: грамотная мать - грамотная семья, грамотная семья - грамотный народ.
Илье Николаевичу приходилось много и упорно бороться с отсталыми взглядами на обучение девочек. Он часто проводил беседы с крестьянами о женском образовании во время своих инспекторских поездок по уездам и селам Симбирской губернии, обращал на этот вопрос внимание училищных советов, привлекал земские управы.
Педагог проводит ряд мероприятий, направленных на улучшение преподавания рукоделия для девочек в мордовских школах. Он привлекает к преподаванию этих предметов жен учителей. Это позволило значительно увеличить количество девочек-мордовок, обучающихся в школах Симбирской губернии. Так, в Ардатовском уезде их было: в 1872 году - 67, в 1867 году - 85, в 1879 году - 87, в 1886 году - 141. Это примерно десятая часть всех учащихся начальных народных училищ уезда.
Особая роль принадлежит И. Н. Ульянову в воспитании целой плеяды народных учителей - выходцев из трудовой среды. При нем началась работа по подбору кандидатов в учителя из числа наиболее способных детей крестьян, их подготовка на двухгодичных курсах в Симбирске, а затем в Порецкой и в Казанской учительских семинариях.
Постоянная забота Ильи Николаевича об улучшении материального положения учителей, их бытовых условий способствовала привлечению к учительской работе более подготовленных и способных людей, стабилизации учительских кадров. Прогрессивное значение имело и то, что при И. Н. Ульянове были проведены первые учительские съезды, которые явились, по существу, первой попыткой создания системы повышения квалификации учителей.
Широко поставленной И. Н. Ульяновым задаче просвещения служили школьные библиотеки. Призванные снабжать книгами и учебниками прежде всего школу, они вплоть до XX века оставались, как правило, единственными библиотеками в сельской местности, принявшими на себя и функции массовых библиотек для взрослого населения. Они много значили для простого народа, так как окончившие начальные училища ученики из крестьян в большинстве своем не могли продолжать обучение в учебных заведениях повышенного типа, и не только продолжать, но и закреплять приобретенные навыки в чтении за неимением книг, которые были бы им понятны и могли бы привлечь их внимание. Поэтому организация работы школьных библиотек, привлечение в число их читателей взрослого населения из местных жителей являлось важным моментом общественно-просветительской деятельности И. Н. Ульянова. Начиная с 1870 года, Илья Николаевич добивается открытия библиотек уездных училищ для местных жителей в Алатыре, Курмыше, Карсуне, Ардатове и других населенных пунктах. Он лично разрабатывает правила для Ардатовской библиотеки, помогает приобретать книги, стремится направить туда как можно больше прогрессивной литературы. В числе читателей библиотеки постепенно появляются крестьяне из окружающих деревень. Она стала «рассадником знаний и просвещения среди русского и в особенности среди мордовского населения».
Последние годы жизни и деятельности И. Н. Ульянова были омрачены наступлением реакции в народном просвещении. Земские начальные народные училища, открытию и укреплению которых он отдал много сил, повсеместно закрывались, а вместо них открывались церковно-приходские школы. Сам Илья Николаевич подвергался открытой травле, гонениям по службе, ему, по существу, было предложено оставить работу и уйти на пенсию.
Непосильный объем работы, трудности и лишения, перенесенные в молодости, недоброжелательное отношение и травля царскими властями, духовенством оборвали его жизнь в расцвете творческих сил. Он умер 12 (24) января 1886 года на 55-м году жизни. Разнообразной, многогранной и исключительно напряженной была просветительская деятельность Ильи Николаевича Ульянова в мордовском крае. «Шестидесятник» по своим умонастроениям, талантливый организатор, выдающийся педагог-просветитель, честный труженик, Илья Николаевич Ульянов оставил яркий след в истории культуры и просвещения мордовского народа.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Родился русский педагог, просветитель, действительный статский советник Илья Николаевич Ульянов

14 (26) июля 1831 г. в Астрахани в семье портного родился Илья Николаевич Ульянов, русский педагог, просветитель, директор народных училищ, действительный статский советник; отец Владимира Ленина .

Ульянов блестяще окончил Астраханскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Казанского университета, по окончании которого благодаря ходатайству известного русского математика Н. И. Лобачевского получил назначение в Пензу старшим преподавателем физики и математики. Молодому преподавателю также было поручено заведование пензенской метеорологической станцией.

Годы работы Ульянова в Пензенском дворянском институте прошли в напряжённом труде, став важной вехой в его биографии. Здесь на основе метеорологических опытов им были написаны две научные работы: «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» (1857) и «О грозе и громоотводах» (1861). В 1863 г. Ульянов вместе с супругой Марией Александровной переехал в Нижний Новгород, где продолжил работу учителем. Здесь он проявил себя как видный методист начальной и средней школы. Илья Николаевич составил программы по предметам математического цикла, естественной истории, физической географии, которые строились с ориентацией на возрастные особенности учащихся и отражали последние достижения психологии и педагогики. В 1869 г. Ульянов был назначен инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии.

Ульянов был широко образованным человеком, имел большие организационно-педагогические способности, много работал над разработкой теории и практики начального образования. Его педагогические воззрения формировались под влиянием идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Директор народных училищ губернии разделял взгляды передовых педагогов К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя. Он являлся сторонником равного образования для всех слоёв общества, всех национальностей и полов.

Особое внимание педагог уделял просвещению нерусских народов Среднего Поволжья: чувашей, мордвы, татар - проводил огромную работу по снабжению нерусских школ учебниками, наглядными пособиями на родном языке. В основу его деятельности по распространению культуры и просвещения нерусских народов было положено уважение к национальным особенностям и правам народов Поволжья. В 1871 г. Ульянов открыл в Симбирске первую чувашскую школу, которая в дальнейшем была преобразована в Чувашскую учительскую семинарию. Им были созданы первые в губернии национальные школы для мордовского населения и светские школы для татар.

Большой заслугой Ульянова являлась его забота об улучшении материального положения и быта учителей. Его стараниями была учреждена учительская вспомогательная касса, обеспечивавшая денежную помощь педагогам во время болезни и выплачивавшая пенсионные пособия по старости.

Школа, по взглядам Ульянова, должна выполнять три основные задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементарным основам научных знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать у них природные способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания.

По мнению Ульянова, качество обучения прямо обусловлено качеством уроков; а качество уроков зависит, прежде всего, от личности учителя. Он придавал большое значение воспитательному влиянию учителя, его умению поддерживать внимание на уроках, организовывать работу с учебниками, картой, наглядными пособиями. Много внимания Ульянов уделял и вопросам школьной дисциплины. Он также проводил идею трудового обучения и воспитания; был инициатором и руководителем учительских съездов, организатором различных мероприятий в области педагогического образования; выступал за применение психологических методов в педагогике.

«За отлично-усердную службу» Ульянов был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени, а также получил потомственное дворянство.

24 (12) января 1886 г. Илья Николаевич Ульянов умер от кровоизлияния в мозг. Он был похоронен в Симбирске (ныне - Ульяновск) на кладбище Покровского монастыря.

Лит.: Алпатов Н. И. Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова. М., 1956; Анисенкова А. К., Балика Д. А. И. Н. Ульянов в Нижнем Новгороде. По документам Гос. архива Горьковской области. Горький, 1969; Жданов Б. Н. Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова и воспитание детей в его семье: автореф. … к. пед. н. М., 1956; И. Н. Ульянов в воспоминаниях современников. М., 1989; И. Н. Ульянов в Пензе: Сб. документов и материалов. Саратов, 1981; И. Н. Ульянов и просвещение народов Поволжья и Приуралья. Казань, 1985; Карамышев А. Л. Педагогическая и культурно-просветительская деятельность И. Н. Ульянова и педагогов-ульяновцев в дореволюционной России: автореф. … д. пед. н. Л., 1981; Кондаков А. И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов. М., 1964; Кузнецов П. П., Лашко В. Т. И. Н. Ульянов и просвещение мордовского народа. Саранск, 1981; Макаров М. П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. Чебоксары, 1958; Назарьев В. Н. Из уездных воспоминаний члена Сибирского уездного училищного совета. [Об Илье Николаевиче Ульянове]. Симбирск, 1894; Пермяков К. М. Мировоззрение И. Н. Ульянова. Ульяновск, 1995; Савин О., Трофимов Ж. И. Н. Ульянов в Пензе. Саратов, 1983; Сергеев Т. С. Детище педагога-демократа И. Н. Ульянова (К 100-летию Порецкой учительской семинарии). Чебоксары, 1972; Сергеев Т. С. Илья Николаевич Ульянов и просвещение народов Поволжья. Чебоксары, 1972; Трофимов Ж. А., Миндубаев Ж. Б. Илья Николаевич Ульянов. М., 1981; Ульянова М. И. Отец В. И. Ленина - И. Н. Ульянов. 1831-1886. М.; Л., 1931; Юбилейный сборник памяти И. Н. Ульянова (1855-1925). Пенза, 1925.

Соч.: Избранное. Саратов, 1983; Начальное народное образование в Симбирской губернии с 1869 по 1879 г. // Журнал министерства народного просвещения. 1880 (май); Отчёт о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии. Симбирск, 1873.

Материалы предоставлены Пензенской областной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова.


Илья Николаевич Ульянин
Действительный статский советник
Директор народных училищ Симбирской губернии
Рождение: 26 (14) июля (1831-07-14 )
Астрахань , Астраханская губерния , Российская империя
Смерть: 24 (12) января (1886-01-12 ) (54 года)
Симбирск , Симбирская губерния , Российская империя
Отец: Николай Васильевич Ульянин
Мать: Анна Алексеевна Смирнова
Супруга: Мария Александровна Бланк
Дети: Анна, Александр , Ольга, Владимир , Ольга , Николай, Дмитрий , Мария
Награды:

Илья́ Никола́евич Улья́нов (14 (26) июля , Астрахань - 12 (24) января , Симбирск) - государственный деятель, педагог , сторонник всеобщего равного для всех национальностей образования.

Известность Илье Ульянову принесли его знаменитые сыновья-революционеры - Александр Ульянов и Владимир Ульянов-Ленин .

Происхождение

При рождении Ильи Николаевича в церковной метрической книге было записано: «Девятнадцатого числа астраханск. мещ. Николая Василия Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны сын Илья » . Впоследствии он изменил свою фамилию с Ульянин на Ульянов. Когда родился Илья, его отцу Николаю Ульянину уже исполнилось 60 лет .

Биографические материалы о родителях В. И. Ленина много лет собирала Мариэтта Шагинян . Первое издание её хроники «Семья Ульяновых» вышло в свет в 1935 г. и вызвало резкое недовольство Сталина. 5 августа 1936 г. появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), принятое по инициативе Сталина, «О романе Мариэтты Шагинян „Билет по истории“ часть 1. „Семья Ульяновых“», в котором автора романа подвергли критике, а роман попал в индекс запрещенных книг .

Отец

Николай Васильевич Ульянин (1770-1838) - астраханский мещанин , работавший портным-ремесленником . По официальной версии - бывший крепостной крестьянин из села Андросово Сергачской округи (уезда) Нижегородской губернии .

Мать

Анна Алексеевна Смирнова (1800-1871) - дочь астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова - в 1823 году, в возрасте двадцати трёх лет выходит замуж за пятидесятитрехлетнего крестьянина Ново-Павловской слободы - Николая Васильевича Ульянина (1770-1838) или Ульянинова, с 1808 года приписанного к сословию мещан Астрахани. В браке Анна Алексеевна родила пятерых детей: трёх девочек и двух мальчиков. Последним ребенком в семье был Илья .

Биография

Илья Ульянов рано лишился отца, воспитывался попечением старшего брата, Василия Николаевича. Закончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью в 1850 году и физико-математический факультет Казанского университета в 1854 году со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).

По окончании университета И. Н. Ульянов начал работать старшим учителем математики в с заведованием . В 1863 году вступает в брак с Марией Александровной Бланк . В 1863 переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода .

Илья Ульянов умер, состоя на службе, от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни. Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска .

Хронология

  • 14 (26) июля г. - родился в семье портного.
  • 1850 г. - закончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью.
  • 1854 г. - закончил физико-математический факультет Казанского университета со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).
  • 1855-1863 гг. - учитель математики в .
  • 1863 г. - вступает в брак с Марией Александровной Бланк .
  • 1863 г. - переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода .
  • 1869 г. - получает назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии .
  • 1874 г. - директор народных училищ Симбирской губернии .

Инспектор и директор народных училищ

Инспекция народных училищ Симбирской губернии с директором И. Н. Ульяновым. 1881 год.

Инспекция народных училищ была учреждена в 1869 по инициативе министра народного просвещения царского правительства Д. Толстого для наблюдения и контроля за деятельностью народных школ и благонадёжностью учителей. Инспектора народных училищ осуществляли административно-контрольные функции надзора за земскими школами, приходскими, городскими и уездными училищами. В начале на губернию назначался один инспектор, с 1874 в каждой губернии число инспекторов народных училищ было увеличено до трёх с введением должности директора.

Из положения о начальных народных училищах, 1874 г.:

Ст. 20. Заведывание учебною частию всех начальных народных училищ вверяется директору народных училищ и инспектору сих училищ, как непосредственно ему подчиненным помощникам, которые назначаются в каждой губернии в том числе, какое будет определено министерством народного просвещения, соразмерно с пространством и населённостью оной и с числом имеющихся в ней училищ.

Ст. 21. Директор народных училищ избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, и утверждается в должности министром народного просвещения. Инспекторы народных училищ избираются из лиц, известных педагогическою опытностью, и утверждаются в должности попечителем учебного округа.

Ст. 22. Директор народных училищ следит за ходом учебной части в начальных народных училищах как личным осмотром оных в пределах губернии, так равно и по донесениям своих непосредственных помощников и вообще направляет деятельность инспекторов народных училищ; он состоит членом и управляет делами губернского училищного совета, заседания коего происходят при его участии или же, в случае его отсутствия, при участии другого члена от министерства народного просвещения.

Надо отметить, что начальные училища не входили в систему государственного образования и содержались за счёт бюджета земств, сельских общин и добровольных пожертвований и министерство народного просвещения выделяло на них недостаточные средства. Таким образом, уделом инспектора И. Н. Ульянова был контроль за создаваемыми местными бюджетами школами в плане правильной постановки учебного процесса. В целом это было немало: ходатайствовать перед земством об открытии новых школ, готовить и подбирать достойных учителей начальных школ, следить за хозяйственным состоянием школьных учреждений, способствовать развитию общественного мнения в пользу народного образования.

В 1869 году в Симбирской губернии числилось 462 народных училища с количеством учащихся свыше 10 тыс. человек, из них не более 90 соответствовали норме, остальные пребывали в жалком состоянии или числились только на бумаге.

К 1886 году благодаря энергии и настойчивости инспектора и директора народных училищ И. Н. Ульянова земства, городские думы и сельские общества увеличили отпуск средств на школьные нужды более чем в 15 раз. Было построено более 150 школьных зданий, а количество учащихся в них возросло до 20 тыс. человек. И это при том, что качество образования стало соответствовать принятым нормам, школы получили грамотных учителей и приемлемые для учебного процесса и проживания учителей здания.

Выписка из формулярного списка

Формулярный список о службе директора народных училищ Симбирской губернии Действительного Статского Советника Ильи Ульянова. Составлен на 12-е января 1886 года. Из мещан.

По окончании курса в Императорском Казанском Университете с степенью кандидата в 1854 году г. Попечителем Казанского Учебного Округа назначен исправляющим должность старшего учителя математики в высших классах Пензенского дворянского Института с 7 мая 1855.

Указом Правительствующего сената 31 августа 1860 г. произведен в титулярные советники со старшинством с 11 ноября 1855.

Указом Правительствующего сената 20 февраля 1862 г., произведен в коллежские асессоры со старшинством с 11 ноября 1858.

Приказом Г. Попечителя Казанского Учебного Округа перемещен тем же званием в Нижегородскую гимназию 22 июня 1863.

Указом Правительствующего сената 12 июля 1863 г. за № 157 произведен в надворные советники со старшинством с 11 ноября 1862.

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР по удостоению Комитета Гг. Министров ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволил пожаловать за отлично-усердную службу и особые труды орден Св. Анны З ст . 19 ноября 1865.

Указом Правительствующего сената от 4 июля 1867 г. за № 155 произведен за выслугою лет в коллежские советники со старшинством с 11 ноября 1866.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 6 сентября 1869 г за № 19 утвержден инспектором народных училищ Симбирской губернии с 1 сентября 1869.

Указом Правительствующего сената по департаменту Геральдий от 25 ноября 1871 г за № 5326 произведен за выслугу лет в статские советники со старшинством с 11 ноября 1870.

ВСЕМИЛОСТИВЕИШЕ награждён за отличную службу орденом Св. Станислава 2-й ст . 22 декабря 1872.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 17 августа 1874 г за № 16 назначен директором народных училищ Симбирской губернии 11 июля 1874.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён за отличную службу орденом Св. Анны 2-й ст . 25 декабря 1874.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён за отлично-усердную службу чином действительного статского советника 26 декабря 1877.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 15 декабря 1880 г. за № 15 оставлен на службе на один год по выслуге 25-летнего срока с 11 ноября 1880.

Предложением Г. Товарища Министра Народного Просвещения от 27 апреля 1881 г. за № 6126 назначена ему, за выслугу 25-ти лет, в пенсию полный оклад жалованья одну тысячу р., со дня выслуги 25-летнего срока, сверх содержания на службе с 11 ноября 1880.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 7 декабря 1881 г. за № 10 оставлен на службе на четыре года с 11 ноября 1881.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён за отлично-усердную службу орденом Св. Владимира З степени 1 января 1882.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён орденом Св. Станислава 1-й степени 1 января 1886.

Семья

В 1863 году тридцатидвухлетний И. Н. Ульянов вступает в брак с двадцативосьмилетней

Поделиться: