Пророк сверхчеловек герой харизматическое. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Что такое харизматическое лидерство

Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. Налог на прибыль, поимущественный налог, подоходный налог, налог на добавленную стоимость.

3.2. а) «Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо»; б) «Единственный способ не попасть в клетку контролируемой директивной экономики, куда нас загоняет постоянная инфляция, и тем самым спасти в конечном итоге цивилизацию, состоит в том, чтобы лишить правительства власти над предложением денег»; в) «При нынешней организации рынков, я делаю вывод, что регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно»; г) «Самые большие экономические дьяволы нашего времени суть плоды риска, неопределенности и невежества».

Заполните пропуски в ряду.

4.1. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава

церкви - _____, избранное должностное лицо – легальное лидерство/

4.2. Средневековьетеоцентризм,Возрождение - _____, Просвещение – рационализм.

В ______________ социальная структуратрактуется в узком и широком смыслах. В ____________ смысле здесь понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление.

Однако получил распространение и развитие другой – более ____________ – подход, когда анализируется ___________ - все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

В социологию постепенно вошли новые понятия:

__________ определяется по демографическим, профессиональным, поселенческим, образовательным признакам и фактически является более дробным составным элементом классовой структуры (группа рабочих высшей квалификации, учителя, молодежь).

Что касается ___________, то сюда включаются также признаки, имеющие социально-экономическую, социально-политическую, культурную и социально-психологическую природу и характеризующие общие черты внутри одной и нескольких групп.

Для характеристики социальной структуры на современном этапе широкое распространение получила теория ____________, предложенная ___________ в середине прошлого века. В свете этой теории, ____________ как элемент социальной структуры, включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.


Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний:

Высказывания Имена мыслителей
А. «Несчастье – и в нем заключено счастье. Счастье – в нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства». Б. «Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки». В. «Но если Россия, скажут нам, не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления; она сделалась (или, по крайней мере, должна сделаться) участницей в ее трудах, в ее триумфах». Г. «Если ты столкнулся с противником, победи его любовью». Д. «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной». Е. «Основная задача культуры – защитить человека от природы. Это только иллюзия, что природа позволяет нам делать все, что угодно, она ограничивает человека самым безжалостным образом, убивая его». Ж. «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью». 1. З. Фрейд 2.Ф.М. Достоевский 3. Ф. Ницше. 4. Лао Цзы 5. А. Эйнштейн 6. Ж.Руссо. 7.Н.Я. Данилевский 8. Г.В. Плеханов 9. М. Ганди

10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения. Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

1. «Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение». (Мифы и легенды Древней Греции)

2. «Ей в приданое дано было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело;

Говорить оно умело;

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. «Но странная из солнца ясь

струилась, - и степенность

забыв, сижу, разговорясь

с светилом постепенно.

Про то, про это говорю,

Что- де заела РОСТа,

а солнце:

«Ладно, не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

Светить легко?

Поди, попробуй! –

А вот идешь –

Взялось идти,

Идешь – и светишь в оба!».

(В.В.Маяковский «Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)

4. « - Береги себя. Возьми. Не знаю в какого бога ты веришь, но это всем помогало…

На черном шнурке покачивалась каменная фигурка, вроде бы изображавшая человека, но настолько окатанная, словно бы оплавленная временем и прикосновениями бесчисленных рук, что не понять уже, кого она в незапамятные годы изображала.

Повесь на шею.» (А. Бушков «Рыцарь из ниоткуда»)

5. «Царь-девица говорит:

«Коль себя не пожалеешь,

Ты опять помолодеешь.

Слушай: завтра на заре

На широком на дворе

Должен челядь ты заставить

Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краев водой студеной,

А второй – водой вареной,

А последний молоком,

Вскипятя его ключом.

Вот, коль хочешь ты жениться

и красавцем учиниться –

Ты без платья, налегке,

Искупайся в молоке…»

(П. Ершов «Конек-горбунок»)

6. «Василисе всегда помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою. Зато Василиса, сама бывало не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером как все улягутся, она запрется в чуланчике и потчевает ее приговаривая:

На, куколка, покушай, моего горя послушай!» («Василиса Прекрасная», русская народная сказка)

7. « И к бобрам с улыбкой хитрой

Обратился По-Пок-Кивис:

«О друзья мои! Покойно,

Хорошо у вас в вигвамах!

Все вы опытны и мудры,

Все на выдумки искусны,

Превратите же скорее

И меня в бобра, Амика!» (Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»)

8. «На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице. Ударился об пол и явился перед девицей прекрасным царевичем. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают:

С кем это ты сестрица разговариваешь? А ну отопрись!

Царевич ударился об пол – и сделался перышком». («Перышко Финиста ясна сокола», русская народная сказка)

9. «Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу». (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

Магия

11. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какое обществоведческое понятие иллюстрируют слова У. Шекспира и какая философская позиция представлена в строках А.С. Пушкина.

11.1. Весь мир - театр.

В нём женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет _______. (У. Шекспир)

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним __________.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый. (А.С. Пушкин)

«Адам Смит был английским экономистом и философом семнадцатого века (1) , одним из основателей классической политэкономии. В своем основополагающем труде «Опыт о народонаселении» (2) обобщил многолетнее развитие экономической мысли, рассмотрел экономическую историю Западной Европы, изложил свои взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. (3) Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость расширения государственной регламентации экономики (4) для ускорения развития хозяйства. При этомСмит считается автором теории о «невидимой рукой рынка» (5) , согласно которой экономика саморегулируется на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения, цен. Полемизируя с меркантилистами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии (6), Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он утверждал, что труд выступает и в качестве мерила стоимости товара. (7) В соответствии с этой теорией Смит разделял общество на классы буржуазии и пролетариата – наемных работников. (8)

13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)

  1. Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)
  2. Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)

4. Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич )

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1. Партия, выступающая за коренное преобразование существующего строя,

Называется

а) радикальная;

б) массовая;

в) революционная;

г) консервативная.

Заполните пропуски в ряду.

5.1. Массовая культура, ___________, народная культура.

5.2. Физиологические потребности, __________, духовные (идеальные)

потребности.

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть

Которое указано в таблице.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

8.1. Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына.

Б. Почему?

8.2. В детскую поликлинику одного из районов г. Тамбова подбросили маленького

мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось.

Б. Свой ответ обоснуйте.

9. Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.

Понятия могут быть

1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В).

2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).


3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).


4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

Закон (А), подзаконный акт (В), Конституция Российской Федерации (С), распоряжения министра финансов(D), Уголовный кодекс Российской Федерации (Е), Нормативно-правовые акты (G).

10. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний:

1. Сейчас без экзаменов в вузы зачисляются победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и призеры, вошедшие в состав международных сборных. При этом профиль олимпиады должен совпадать с профилем выбранной специальности. http://www.ucheba.ru/vuz-article/2801.html

2. В Москве сейчас проживают люди 168 национальностей. Председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров сказал по этому поводу: "В Москве нет народов, а живут москвичи разных национальностей, имеющие безусловное право на свободу определения собственной национальной принадлежности. Свою задачу мы видим в обеспечении этих прав и в формировании в обществе атмосферы уважения к некоренному населению"

http://www.jewish.ru/news/cis/2008/02/news994259385.php

3. После смерти родственника, на имущество которого он мог претендовать, гражданин Ф. не стал обращаться с заявление о вступлении в права наследства.

4. Рассказывает первый заместитель начальника Петрозаводской таможни по таможенному контролю Дмитрий Данилов.

Товары для личного пользования: это те товары, которые перемещаются гражданами через таможенную границу и предназначены для личных, семейных, домашних и иных нужд, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Эти товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, к ним не применяются запреты и ограничения экономического характера - статья 281 Таможенного кодекса РФ. http://www.datsha.com/rus/uutiset/070806.shtml

5. Как рассказали «Новому Региону» в пресс-службе Свердловского областного суда, 19-летний гражданин Франк, менеджер по продажам, в январе нынешнего года проник в компьютерную сеть сотового оператора МТС, узнал кодовое слово абонента и получил нужную ему информацию. Молодого человека интересовала личная информация о телефонных переговорах своего друга: какие звонки и СМС поступали на номер абонента.

http://www.nr2.ru/ekb/201697.html

6. Несовершеннолетнему подходит далеко не любая работа. Поэтому организациям с вредными и опасными условиями труда, ведущим подземные работы, осуществляющим производство, перевозку, торговлю спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами, ночным клубам, казино можно забыть об использовании детского труда.

http://www.klerk.ru/law/?42298

7. По факту незаконного проникновения в жилище, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Липецкой области возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 139 УК РФ. В ходе предварительного следствия установлено, что 24 августа 2008 года, 24-летний житель Липецка находясь в состоянии алкогольного опьянения, чтобы выйти из своей закрытой квартиры на улицу, дважды использовал квартиру соседей. Для этого, он перелазил через балкон своей квартиры на соседний балкон, после чего проникал в чужую квартиру, из которой выходил на улицу. При этом на замечания и возмущения проживающей там женщины не реагировал. http://www.lipetsknews.ru/today/?id=8516

8. Несмотря на все усилия политиков, американские избиратели все реже и реже посещают избирательные участки. На протяжении последних десятилетий в общенациональных выборах участвуют не более шести из каждых десяти избирателей. Нетрудно сообразить, что к власти приходит представитель или политическая сила, которых в общенациональном масштабе поддерживает, в лучшем случае, - только 1/3 граждан, имеющих право избирательного голоса. http://www.comstol.ru/Ak/105.html

9. Центры занятости Москвы реализуют программу по временному трудоустройству и материальной поддержке, которая нацелена на граждан, испытывающих трудности при поиске работы: инвалидов, молодежь, лиц предпенсионного возраста, одиноких или многодетных родителей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, беженцев и т.д. Реализуют данную программу государственные Центры занятости, существующие в каждом административном округе города Москвы.

http://www.mostrud.ru/news.php?id

13 . Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их.

Школьный этап

7-8 классы

Время выполнения работы – 1 час

  1. По какому принципу созданы ряды? Что является лишним?

а) право, этикет, мораль, традиции, знаки дорожного движения, сетикет, обычай.

б) прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, Интерпол, таможня, милиция.

2. Ответьте «да» или «нет»:

а) Человек по своей природе существо биосоциальное.

б) Под общением понимают только обмен информацией.

в) Каждый человек индивидуален.

г) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.

д) Каждый человек рождается личностью.

3. Дайте краткий ответ на вопрос:

а) Какое разрешение требуется человеку, чтобы беспрепятственно исповедовать религию?

б) Чем отличаются права мужчин и женщин?

в) Забота о детях и их воспитании – право или обязанность родителей?

г) Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью для государства?

д) Какая партия имеет больше прав – «Единая Россия» или «ЛДПР»?

4. В одной развитой демократической стране журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной попутчицей. Попутчица подала в суд на журналистку и…

Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите названия групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права занесите во вторую колонку таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения, обозначающего данное право.

1 2 3
4 5 6
7 8 9
Основные группы прав и свобод Права и свободы

7. В «Сказке о попе и работнике его Балде» рассказывается о своеобразном соглашении между попом и работником Балдой:

Поп : Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого,

Служителя не очень дорогого?

Балда : Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу.

Школьный этап

Время выполнения работы – 45 минут

  1. Укажите правильный ответ.

А) Когда возникли первые государства?

Б) Определите, какой из методов воспитания является демократическим.

1) Все решения, касающиеся детей, принимаются исключительно родителями.

2) При принятии решений решающее слово, как правило, остается за подростком.

3) Решения принимаются то родителями, то подростком, то совместно.

4) Все решения, касающиеся детей, принимаются совместно родителями и ребёнком.

В) Определите один из памятников права варварских королевств в Европе.

Г) Выберите вариант ответа, который характеризует отличие человека от животных.

1) умение использовать природные материалы

2) большая физическая сила

3) способность к преобразовательной деятельности

4) приспособление к природным условиям

5) способность к самосохранению.

Д) «Казнить кого-либо, вместо того, чтобы наставить его на истинный путь, -

бесчеловечно» – говорил _________________.

1) Будда 2) Конфуций 3) Хаммурапи 4) Моисей
  1. Назовите, по какому принципу образованы ряды.

а) игра, учеба, труд, творчество;

б) уголь, нефть, почва, лес.

  1. По какому принципу образованы ряды? Укажите, что является лишним в ряду?

Объясните, почему вы так думаете.

а) чиновники, налоги, религия, царь, законы;

б) иудаизм, язычество, буддизм, христианство;

в) ремесло, земледелие, охота, скотоводство;

г) сверлильный станок, рубило, топор, ложка, палка-копалка.

  1. Записать пропущенные слова в предложении.

Правила, данные богом Яхве, по которым должны были жить евреи, - _________(1). Каменные доски, на которых написаны правила Яхве, называются _______________(2).

  1. Сегодня в Российской Федерации законы принимает Федеральное Собрание, а

как назывался орган власти, выполняющий такую же функцию, в Древней Греции?

  1. Существует мнение, что неограниченная власть портит и развращает правителя

государства.

Подтвердите правильность этого мнения примером из историй Древнего Рима.

Назовите имя императора и его прозвище.

  1. Назовите фамилию, имя, отчество первого президента РФ.
  1. Назовите понятие.

А) Изменения, преобразования в государстве.

Б) Государство, во главе которого стоит одно лицо, получившее власть по наследству.

В) Правила, установленные государством и обязательные для всех жителей государства.

Г) Группа людей, которые выполняют функции по управлению государством.

Д) Группа людей, выполняющих функции служителей храмов и богов в древних обществах.

9. Выберите из перечисленных изображений символы Российской

Федерации.

Всего7 баллов за задание, по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Заполните пропуски в ряду.

4.1. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - _____, избранное должностное лицо – легальное лидерство; (традиционное)

4.2. Средневековьетеоцентризм,Возрождение - _____, Просвещение – рационализм. (антропоцентризм).

Всего 4 балла за задание, по 2 балла за каждый правильно заполненный пропуск.

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Правомерен ли указ губернатора?

7.1 Директор школы должен отказать религиозному объединению, т.к. РФ – светское государство и религиозные организации отделены от государственных учреждений и равны перед законом.

7.2 Указ губернатора неправомерен, т.к. вопрос изменения границ находится в ведении Совета Федерации.

Всего за задание 6 баллов , до 3 баллов за каждую правильно решенную задачу.

8. Из предложенных слов и сочетаний слов составьте ряд экономических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение между этими понятиями.

Денежно-кредитная, государственные расходы, налогообложение, установление, политика, экономические средства, регулирование, бюджетная, установление, политика, норма обязательных резервов, государственное регулирование экономики, учетная ставка процента, денежная эмиссия.

По 2 балла за каждое составленное понятие (7 понятий для составления) и 6 баллов установленную схему. Всего 20 баллов .


Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения. Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив сущность представленных позиций;

Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Одна из подобных форм названа в приводимой ниже таблице. Внесите названия остальных ранних форм религии в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

Магия Анимизм Тотемизм Фетишизм
5, 2 3, 9 7,1, 8 4 ,6

По 2 балла за название религий, по 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего 15 баллов .

11. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какое обществоведческое понятие иллюстрируют слова У. Шекспира и какая философская позиция представлена в строках А.С. Пушкина .


11.1. – «роль». Обществ. термин – социальная роль. 11.2. – «ходить». Филос. позиция: эмпиризм.

По 2 балла за каждое вставленное слово и по 4 балла за названную философскую позицию. Всего 12 баллов .


Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

» Харизматическое лидерство

© Макс Вебер

Харизматическое господство

«Харизмой» следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец. (Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, военным героям.) Как бы «объективно» правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, «приверженцами».

В свободной от ценностных суждений социологии совершенно одинаково рассматривается харизма «великих» (героев, пророков, спасителей), а также харизма «берсеркера», маниакальные припадки которого, по-видимому, несправедливо приписывали применению определенных ядов. В средневековой Византии содержалось несколько шаманов (магов, предпосылкой экстазов которых в чистом виде считается возможность эпилептоидных припадков), одаренных харизмой в форме военного неистовства, которое считалось разновидностью военного оружия. К их числу можно отнести учредителя секты мормонов (по-видимому, представляющего в действительности рафинированный тип афериста) или предоставленного в распоряжение собственным демагогическим успехам литератора, наподобие Курта Эйснера [Курт Эйснер (1867-1919) — деятель германского рабочего движения. журналист. Активный участник Ноябрьской революции 1918 г ].

1. Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных - изначально всегда посредством чуда. Это подтверждаемое доказательством свободное признание рождено из склонности к откровению, из почитания героев, из упования на вождя. Но это признание (при настоящей харизм») не является основой легитимности, оно - долг тех, кто обязан признать это качество в силу своего места и приведенного доказательства. Такое «признание» психологически является целиком личной, основанной на вере склонностью, рожденной из воодушевления или нужды и надежды.

Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения массы о нем, ни один венценосный король или харизматический герцог не рассматривал противодействие или пассивность иначе, как противное долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно во всем мире.

2. Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизматаческой милостью покинут своим богом или потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжительное время ему изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической «божественной благодати».

Даже среди древнегерманских королей известен «отверженный». Так же в значительной степени обстоит дело у примитивных народов. Для Китая харизматическая квалификация монарха выдерживалась столь абсолютно, что любая, безразлично как определяемая неудача (не только поражение в войне, но также засуха, наводнение, неприятные астрономические явления и т.д.) была основанием для привлечения его к публичной каре, а при случае - и к отречению от престола. Он не обладал тогда харизмой (классически определяемой) «добродетели», требуемой небесным духом, и не был поэтому легитимным «сыном неба».

3. Господствующий союз - эмоциональная общность. Управленческий штаб харизматических лидеров - это не специально обученное «чиновничество». Штаб подбирается не с учетом сословной принадлежности, не с точки зрения происхождения или личной зависимости, он подбирается по харизматическим качествам: «пророку» соответствуют «ученики», «военному князю» - «свита», «вождю» вообще - «доверенные люди». Не существует ни «устройства на службу» или «смещения с должности», ни «карьеры», ни «продвижения». Есть только призвание, соответствующее интуиции вождя на основе харизматического качества призываемого. Не существует никакой «иерархии», но только содействие вождя в случае, если обнаруживается харизматическая недостаточность управленческого штаба для задачи, к решению которой он призван. Не существует не только никакой «служебной епархии» и «компетенции», но также никакой апроприации должностной власти посредством «привилегии». Но есть (по возможности) местные или предметные границы харизмы и «послания». Нет никакого «содержания» и никакого «дохода». Но ученики или последователи живут (изначально) с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Не существует никаких постоянно закрепленных «ведомств», а только харизматически, в соответствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой, доверенные посланцы. Не существует никакого регламента, нет никаких абстрактных правовых положений, никаких ориентированных на них правовых форм, никаких ориентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных решений Но по форме своей право актуально творится от случая к случаю, первоначально в соответствии с божественными изречениями и откровениями Но по существу для всех форм харизматического господства имеет значение - «здесь написано - но я говорю вам». Настоящий пророк, как и подлинный военный предводитель, как и любой истинный вождь вообще, возвещает создает, требует новые заповеди - в начальном смысле харизмы в силу откровения, прорицания, внушения или в силу конкретной воли к преобразованию, которая признается единомышленниками по вере, оружию, партии или другой общности из-за источника этой воли. Признание соразмерно долгу. Поскольку одному указанию не противостоит конку рирующее указание с притязанием на харизматическую значимость, существует только решительная борьба за вождя с помощью магических средств или (обязательного как долг) признания общиной В этой борьбе с необходимостью может выступать на одной стороне только правда, на другой - только неизбежно греховная неправда.

Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко противопоставлено как рациональному, особенно бюрократическому, так и традиционному, в особенности патриархальному и патримониальному или сословному Два последних - специфические формы обыденности в господстве, истинно харизматическое являет собой специфически противоположное. Бюрократическое господство специфически рационально в смысле связанности дискурсивно анализируемыми правилами, харизматическое специфически иррационально в смысле отчужденности от правил. Традиционное господство связано прецедентами прошлого, и постольку ориентировано на правила Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Оно не знает апроприации власти по образцу владения товарами ни хозяевами, ни сословными силами. Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока личная харизма в силу доказательства «значима», т.е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности.

Сказанное едва ли нуждается в пояснении Оно имеет значение для чисто «плебисцитарного» харизматического лидера (наполеоновское «господство гения», которое делало плебеев королями и генералами) точно так же, как и для пророков или военных героев

4. Чистая харизма специфически чужда экономике. Там, где она выступает, она организует «призвание» в эмоционально-напряженном смысле слова: как «миссию» или внутреннюю «задачу». Она отвергает в чистом типе использование материальных пожертвований как источника дохода - что, правда, нередко остается скорее требованием, чем фактом Это не означает, что харизма всегда отказывалась от собственности и приобретения, как это делают в известных обстоятельствах пророки и их ученики. Военный герой и его свита ищут добычи, плебисцитарный лидер или харизматический партийный вождь ищут материальные средства для своей власти Первый, кроме того, ищет материального блеска своего господства для утверждения престижа власти. То, чем они все пренебрегают, - это традиционная или рациональная обыденная экономика, получение регулярных «доходов» с помощью направленной на эту цель последовательной экономической деятельности. Меценатское в больших размерах (дары, взятки, крупные подачки) или нищенское снабжение, с одной стороны, добыча, насильственное или (формально) мирное вымогательство, с другой стороны, - типичные формы покрытия потребностей «в харизматическом» господстве С точки зрения рациональной экономики, такое удовлетворение потребностей есть типическая власть «неэкономичности», ибо она отклоняет любое втягивание в будни Она может только, в состоянии полного внутреннего безразличия, «прихватывать», так сказать, случайные доходы. «Рента» как форма освобождения от экономики может в ряде случаев быть экономической основой существования харизмы Но для нормальных харизматических «революционеров» эта форма обыкновенно не имеет значения.

5. Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. В отличие от революционизирующей силы «ratio», которая действует или извне (путем изменения жизненных обстоятельств и жизненных проблем и посредством этого изменения отношения к ним), или путем интеллектуализации, харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевление, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным жизненным формам и к «миру» вообще. В дорационалистических эпохах традиция и харизма разделяют между собой общность ориентации действия.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, оно принимает характер стабильного отношения: «община» единоверцев воинов или учеников; партийный союз, партийная или иерократическая общность. Тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi [В момент образования ] существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или национальным (легальным), или и «тем, и другим» одновременно, но в различных аспектах. Движущие мотивы для этого следующие:

а) идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении общины;

б) еще более сильные идейные и материальные интересы управленческого штаба - последователей, учеников, партийной свиты из доверенных лиц, чтобы:

1) продолжить существование отмеченного отношения;

2) так его продолжить, чтобы при этом собственная позиция идейно и материально была бы поставлена на стабильную обыденную платформу: внешнее восстановление семей и нормальное их существование вместо отрешенности от мира и чуждых экономике «посланий»

Эти интересы типически актуальны при падении влияния личности носителя харизмы и при встающем здесь вопросе о преемнике. Способ, каким он решается - если он решается и, следовательно, харизматическая общность продолжает существовать (или только что появляется) - очень важен и является определяющим для всей природы возникающих социальных отношений.

Выделенный вопрос обычно решается следующими способами:

a) новые поиски носителя харизмы, определяемого в соответствии с признаками быть лидером.

Достаточно чистый тип: отыскание нового Далай-Ламы (по признакам олицетворения божественного в выбранном ребенке, аналогично выбору аписа [Апис - священный бык у древних египтян] в мифе).

Затем легитимность нового носителя харизмы связывается. Признаками, т.е. «правилами», для которых возникает традиция; следовательно, чисто личностный характер уничтожается.

b) с помощью откровения: оракул, жребий, божественное решение или другая техника отбора. Тогда легитимность нового носителя харизмы является производной от легитимности техники (легализация).

Вероятно, иногда израильские суды принимали такой характер.

c) путем выдвижения нового носителя харизмы предшествующим и через признание его общиной

Очень распространенная форма. Творение римских магистратур (наиболее отчетливо сохраняются в создании «диктаторов» и в институте «interrex» [Междуцарствие ] изначально имело совершенно такой же характер.

Тогда легитимность становится легитимностью, приобретенной в силу назначения.

d) через назначение преемника харизматическим управленческим штабом и через признание общиной. Трактовка как «выбор», т.е. как «право предварительного выбора» или «право рекомендации для выборы, далека от этого процесса в его подлинном значении. Речь идет не о свободном отборе, а об отборе, строго связанном долгом, не о голосовании большинства, но о правильном обозначении, отборе правильного, истинного носителя харизмы, которого и меньшинство также может выделить. Единогласие - это постулат, осознание ошибки - долг, упорство в ней - тяжкий промах, «ложный» выбор - считающаяся грехом (изначально магическая) несправедливость.

Тем не менее легитимность легко представляется легитимностью правового промысла, при всех мерах предосторожности соответствующего истинности, в основном с определенными формальностями (возведением на трон и т.д.).

В этом состоит первоначальный смысл возведения в сан епископа и коронация короля клиром или князьями при согласии общины на Западе; многочисленные аналогичные процессы есть во всем мире. То, что из этого возникла мысль о «выборе», подлежит обсуждению в дальнейшем.

е) через представление, что харизма есть свойство крови и распространяется на род, в особенности на ближайших родственников носителя харизмы, - наследственная харизма. При этом порядок наследования не является по необходимости тем же самым порядком, как для апроприированных прав, но часто самым различным; или «правильный» наследник должен быть установлен при помощи средств, обозначенных в пунктах а) - е), в самом роду.

Только на средневековый Запад и в Японию (в другие места единично) проник четкий принцип права старшего сына на наследование власти, что очень способствовало консолидации политических союзов (отход от борьбы между многими претендентами из рода, в котором харизма передается по наследству).

Тогда вера не относится больше к харизматическим качествам личности, а к легитимному промыслу в силу порядка наследования. (Традиционализация и легализация.) Понятие «божья милость» полностью изменяет свой смысл и теперь означает: хозяин собственного права, независимого от признания подчиненных. Личностная харизма может совершенно отсутствовать.

Сюда относятся наследственная монархия, громадные наследственные иерократии Азии и наследственная харизма родов как признак ранга и квалификации ленов и приходов.

6. Через представление, что харизма есть такое (изначально магическое) качество, которое с помощью ритуального средства, примененного носителем харизмы, можно перенести на или вызвать у других. Это овеществление харизмы, прежде всего должностная харизма. Вера в легитимность больше не относится к личности, а к приобретенным качествам и действенности ритуальных актов.

Важнейший пример: харизма священника через миропомазание, посвящение в сан, возложение рук; харизма короля, переносимая или укрепляемая через миропомазание и коронование. Character indelibilis означает отделение способностей носителя должностной харизмы от качеств личности священника. Именно поэтому character indelibilis дал повод к вечным конфликтам, начиная от донатизма(1) и монтанизма(2) вплоть до пуританской (в которой принято крещение) революции. («Наемник» у квакеров является проповедником в силу должностной харизмы.)

[(1) Донатизм - религиозное движение в римской Северной Африке, возникшее в 311г. в результате раскола африканского христианства на сторонников епископа Доната, по имени которого названо движение, и сторонников епископа Цецилиана («цецилианисты», или «католики»). Движение выступало против церковной иерархии, в поддержку рабов.

(2) Монтапизм - раннехристианская секта, возникшая во Фригии во II в. и названная по имени основателя жреца Монтана. Секта отвергала власть епископов и настаивала на непосредственном общении с богом .]

Авторитарный по своему смыслу харизматический принцип легитмности может быть пересмотрен в антиавторитарном направлении. Ибо фактическая значимость харизматического авторитета покоится, по сути, - целиком на признании подчиненных, которое обусловлено «доказательством». Это признание, однако, по отношению к лидеру, квалифицируемому как харизматический и потому легитимный, равносильно долгу. При возрастающей рационализации отношений в союзах напрашивается мысль, что то признание, вместо того чтобы считаться следствием легитимности, принимается за ее основу (демократическая легитимность), выдвижение (возможное) управленческим штабом для занятия должности рассматривается как «предвыборы», предшественником - как «предложение», а признание общностью даже как «выбор». Легитимный в силу собственной харизмы лидер становится тогда лидером по милости подчиненных, которого они (формально) свободно по своему усмотрению выбирают и ставят, а при случае также и отстраняют - ведь утрата харизмы и ее доказательства влечет за собой утрату.истинной легитимности.

Власть имущий тогда предстает свободно избранным вождем. Так же развивается признание общиной харизматических правовых положений к представлению о том, что сама она по собственному желанию может принимать, признавать и отменять право как в общем, так и в частном случае. В то время как случаи спора о «справедливом» праве в условиях подлинной харизматической власти фактически урегулированы решением общины, но под психологическим давлением: существует только одно обязательное и правильное решение. Тем самым обсуждение права приближается к представлению о легальности. Важнейший переходный тип: плебисцитарное господство. В современном государстве оно воплощено в типах «партийного вождизма». Но повсюду оно существует там, где власть имущий ощущает себя легитимным доверенным лицом масс и признан таковым. Адекватным средством служит плебисцит. В классических случаях обоих Наполеонов плебисцит был использован после насильственного захвата власти, при втором Наполеоне плебисцит был созван вновь после утраты престижа. Не имеет значения, как учитывается его реальная ценность: во всяком случае формально плебисцит является специфическим средством для отвода легитимности власти в соответствии с формально или фиктивно свободным выбором подчиненных.

Принцип «выбора», как переосмысление харизмы, однажды примененный к лидеру, может быть применен также к управленческому штабу. Выборные чиновники, власть которых легитимна в силу доверия подчиненных и которые поэтому могут быть отозваны в случае объявления недоверия подчиненными, типичны для «демократий» определенного образца, например, для Америки. Эти чиновники не являются «бюрократическими» фигурами. Они занимают свое место, потому что легитимированы самостоятельно, в слабом иерархическом подчинении и шансами на продвижение и использование, независимыми от «начальника» Составленное из них управление как «прецизионный инструмент» в техническом отношении значительно уступает бюрократическому управлению, состоящему из назначенных чиновников.

1. «Плебисцитарная демократия» - важнейший тип демократии вождя - по своему истинному смыслу есть вид харизматического господства. Оно скрывается под личиной зависимости от воли подчиненных и легитимности, продолжающей существовать только благодаря этой воле. Вождь (демагог) господствует фактически в силу преданности и доверия политических приверженцев к своей личности как таковой. Первоначально это власть над завербованными сторонниками. Далее, если они создают ему возможность господства, она распространяется внутри союза. Этот тип воплощают диктаторы античных и современных революций: греческие aisymneten, тираны и демагоги, в Риме Гракх и его последователи, в итальянских городах-государствах Capitani del popolo и городские ремесленники (для Германии: демократическая диктатура в Цюрихе). В современных государствах это диктатура Кромвеля, революционных узурпаторов власти и плебисцитарный империализм во Франции. Как бы ни стремились к легитимности этой формы господства, она нуждается в плебисцитарном признание суверенным народом. Личный управленческий штаб рекрутируется харизматически, из одаренных плебеев (у Кромвеля - с учетом религиозной квалификации, у Робеспьера - помимо личной надежности также с наличием определенных «этических» качеств, у Наполеона - исключительно благодаря личной одаренности и применимости в целях укрепления императорской «власти гения»). На вершине революционной диктатуры управленческий штаб принимает характер управления в силу чистого мандата на случай необходимости отстранения (так обстояло дело с правлением деятелей Комитета общественного спасения, который вместе с Конвентом и Комитетом общественной безопасности входил в правительство якобинцев (1793- 1795). В американских городах коммунальным «диктаторам», сделавшим карьеру на волне реформистских движений, было предоставлено право назначать своих собственных помощников.

Традиционная легитимность точно так же, как и формальная законность, в равной мере игнорируется революционной диктату рой. Юстиция, действующая на основе материальной справедливости, в соответствии с утилитарными целями и государственными нуждами, и управление патриархальной власти находят, параллели в революционных трибуналах и в постулатах о материальной справедливости, проповедуемых радикальной демократией античности и современным социализмом (об этом речь должна идти в социологии права). «Обудничивание» революционной харизмы обнаруживает в указанных параллелях такое же превращение, как этого требует соответствующий процесс: например, английское наемное войско как остаток войска борцов за веру, набранного по принципу добровольности; французская система префектур как остаток харизматического управления революционной плебисцитарной диктатуры.

2. Выборность чиновников всегда означает радикальное переосмысление господствующего положения харизматического вождя в положение «слуги» подчиненных. Среди технически рациональной бюрократии ему нет места. Ибо там он назначается не «начальником» и его шансы на продвижение по службе не зависят от «начальника», а своим местом он обязан благосклонности подчиненных. Поэтому мал его интерес «к аккуратности и дисциплине ради того, чтобы заслужить одобрение начальства, отсюда он и действует как «автокефальная» (независимая) власть. Ясно, что нельзя достигнуть высоких результатов с помощью набранного по всем правилам штаба чиновников. (В качестве примеров можно привести выборных чиновников в отдельных штатах Америки и назначенных чиновников Федерального правительства, а также практику коммунальных выборных чиновников, по сравнению с деятельностью комитетов, назначенных плебисцитарными мэрами-реформистами по собственному усмотрению.) Типу плебисцитарной демократии вождя противостоят типы демократии, лишенной вождя, которые характеризуются стремлением к минимуму господства человека над человеком.

При этом демократии вождя свойствен (в соответствии с ее природой) эмоциональный характер привязанности и доверия к вождю. Из такого характера проистекает склонность следовать за тем, кто действует как вождь - необычайно, многообещающе, сильнейшим образом возбуждающе. Утопический уклон всех революций имеет здесь свое естественное основание. Здесь лежат в настоящее время и границы рациональности подобного управления.

Отношение к экономике:

1. Антиавторитарное переосмысление харизмы обыкновенно ведет на путь рациональности. Плебисцитарный лидер будет пытаться заручиться поддержкой точно и без сбоев функционирующего штаба чиновников. Он будет пытаться привязать подчиненных или воинской славой и почестями, или улучшением материального благосостояния - а при определенных обстоятельствах попыткой их комбинации - к своей харизме, как «подтвержденной». Разрушение традиционных, феодальных, патримониальных и прочих авторитарных сил и предпочтительных шансов становится его первой целью, а второй - формирование экономических интересов, которые связаны с ним легитимностью-солидарностью. Поскольку он использует при этом формализацию и легализацию права, он может в значительной степени содействовать формально-рациональной экономике.

2. Для формальной рациональности экономики в некоторой степени ослабляюще действуют плебисцитарные силы, поскольку легитимная зависимость от веры и преданности масс принуждает их к обратному: представить экономически материальные постулаты справедливости. Т.е. разрушить формальный характер юстиции и управления посредством материальной («кади») юстиции (революционные трибуналы, системы ордеров, все виды контролируемых продуктов и предметов потребления). Вождь, таким образом, является социальным диктатором, что не связано с современными социалистическими формами.

3. Избираемое чиновничество - источник разрушения формально рациональной экономики, потому что оно является упорядоченным партийным чиновничеством, а не специально обученным профессиональным, и потому что возможности отозвания или неизбрания препятствуют ему в проведении строго деловой и не заботящейся о последствиях юстиции и управления. Избираемое чиновничество незаметно тормозит формально-рациональную экономику только там, где ее шансы, вследствие возможности использовать технические и экономические достижения старых культур на новой почве с еще не апроприированными средствами, оставляют достаточно широкое пространство для развития, чтобы потом поставить в счет как издержки почти неизбежную коррупцию избираемого чиновничества и все-таки достичь прибыли в еще большем размере.

Для раздела 1 бонапартизм представляет собой классическую парадигму. При Наполеоне I были приняты: Кодекс Наполеона, принудительное деление наследства, разрушение всех наследственных властей повсюду в мире и вопреки этому ленные поместья для высокопоставленных лиц (правда, солдат - все, гражданин - ничего, но за это слава и в общем сносное обеспечение мелкого буржуа). При Наполеоне III: ясно выраженное продолжение буржуазно-королевского лозунга Луи-Филиппа «Обогащайтесь!», гигантское строительство. Credit mobilier с известными последствиями.

Для раздела 2 классическим примером является греческая «демократия» времен Перикла и его последователей. Процессы велись не так, как в Риме, где члены суда, разбирающие дело, были ограничены инструкциями преторов и решения выносились в соответствии с формальным правом. В греческом суде решения выносились в соответствии с положениями «материальной» справедливости. В действительности - с учетом слез, лести, демагогической брани и шуток (следует посмотреть «Процессуальные речи» аттических риторов - в Риме их можно найти только в политических процессах: Цицерон как аналогия). Следствием оказалась невозможность развития формального права и формальной правовой науки римского образца. Ибо Heliaia была таким же «судом народа», как и «суды» французской и немецкой (1918 г.) революций. Эти процессы никоим образом не были только относящимися к политике процессами профанов. Напротив, ни одна английская революция не коснулась юстиции, за исключением важных политических процессов. Конечно, юстиция мировых судей была в основном юстицией «кади» - но только постольку, поскольку она не касалась интересов собственников, т.е. носила полицейский характер.

Для раздела 3 парадигмой является Североамериканский союз. На вопрос, почему они позволяют управлять собой часто продажным партийным функционерам, англо-американские рабочие мне ответили: потому что «наша великая страна» предлагает такие большие возможности, что, даже если миллионы будут обворованы, задавлены и забиты, все равно останется еще достаточно источников прибыли, и потому что эти «профессионалы» представляют собой касту, на которую «мы» (рабочие) «плюем», в то время как чиновники-профессионалы немецкого образца будут кастой, которая будет «плевать на рабочих».

Все частности о взаимосвязях с экономикой относятся к особому изложению.

М.Вебер. Харизматическое господство

«Харизмой» следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Оно рассматривается как посланное богом или как образец. (Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, военным героям.) Как бы «объективно» правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, по существу совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, «приверженцами». <…>

1. Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных – изначально всегда посредством чуда. Это подтверждаемое доказательством свободное признание рождено из склонности к откровению, из почитания героев, из упования на вождя. Но такое признание (при настоящей харизме) не является основой легитимности, оно – долг тех, кто обязан признать это качество в силу своего места и приведенного доказательства. Такое «признание» психологически является целиком личной, основанной на вере склонностью, рожденной из воодушевления или нужды и надежды.

Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения масс о нем, ни один венценосный король или харизматический герцог не рассматривал противодействие или пассивность иначе, как противное долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно во всем мире.

2. Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизматической милостью покинут своим богом или потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжительное время ему изменяет успех, и, в первую очередь, если его руководство не приносит облегчения подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической «божественной благодати». <…>

3. Господствующий союз – эмоциональная общность. Управленческий штаб харизматических лидеров – это не специально обученное «чиновничество». Штаб подбирается не с учетом сословной принадлежности, не с точки зрения происхождения или личной зависимости, он подбирается по харизматическим качествам: «пророку» соответствуют «ученики», «военному князю» – «свита», «вождю» вообще – «доверенные люди». Не существует ни «устройства на службу» или «смещения с должности», ни «карьеры», ни «продвижения». Есть только призвание, соответствующее интуиции вождя на основе харизматического качества призываемого. Не существует никакой «иерархии», но только содействие вождя в случае, если обнаруживается харизматическая недостаточность управленческого штаба для задачи, к решению которой он призван. Не существует не только никакой «служебной епархии» и «компетенции», но также никакой апроприации должностной власти посредством «привилегии». Но есть (по возможности) местные или предметные границы харизмы и «послания». Нет никакого «содержания» и никакого «дохода». Но ученики или последователи живут (изначально) с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Не существует никаких постоянно закрепленных «ведомств», а только харизматически, в соответствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой, доверенные посланцы. Не существует никакого регламента, нет никаких абстрактных правовых положений, никаких ориентированных на них правовых форм, никаких ориентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных решений. Но по форме своей право актуально творится от случая к случаю, первоначально в соответствии с божественными изречениями и откровениями. Но по существу для всех форм харизматического господства имеет значение: «Здесь написано – но я говорю вам». <…>

Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко противопоставлено как рациональному, особенно бюрократическому так и традиционному, в особенности патриархальному и патримониальному или сословному. Два последних – специфические формы обыденности в господстве, истинно харизматическое являет собой специфически противоположное. Бюрократическое господство специфически рационально в смысле связанности дискурсивно анализируемыми правилами, харизматическое специфически иррационально в смысле отчужденности от правил. Традиционное господство связано прецедентами прошлого, и постольку ориентировано на правила. Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Оно не знает апроприации власти по образцу владения товарами ни хозяевами, ни сословными силами. Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока личная харизма в силу доказательства «значима», т. е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности. <…>

4. Чистая харизма специфически чужда экономике. Там, где она выступает, она организует «призвание» в эмоционально-напряженном смысле слова: как «миссию» или внутреннюю «задачу». Она отвергает в чистом типе использование материальных пожертвований как источника дохода – что, правда, нередко остается скорее требованием, чем фактом. Это не означает, что харизма всегда отказывалась от собственности и приобретения, как это делают в известных обстоятельствах пророки и ученики. Военный герой и его свита ищут добычи, плебисцитарный лидер или харизматический партийный вождь ищут материальные средства для своей власти. Первый, кроме того, ищет материального блеска своего господства для утверждения престижа власти. То, чем они все пренебрегают, – это традиционная или обыденная рациональная экономика, получение регулярных «доходов» с помощью направленной на эту цель последовательной экономической деятельности. Меценатское в больших размерах (дары, взятки, крупные подачки) или нищенское снабжение, с одной стороны, добыча, насильственное или (формально) мирное вымогательство, с другой стороны, – типичные формы покрытия потребностей в харизматическом господстве. С точки зрения рациональной экономики, такое удовлетворение потребностей есть типическая власть «неэкономичности», ибо она отклоняет любое втягивание в будни. Она может только, в состоянии полного внутреннего безразличия, «прихватывать», так сказать, случайные доходы. «Рента» как форма освобождения от экономики может в ряде случаев быть экономической основой существования харизмы. Но для нормальных харизматических «революционеров» эта форма обыкновенно не имеет значения. <…>

5. Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. В отличие от революционизирующей силы ratio, которая действует или извне (путем изменения жизненных обстоятельств и жизненных проблем и посредством этого изменения отношения к ним), или путем интеллектуализации, харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным формам и к «миру» вообще. В дорационалистических эпохах традиция и харизма разделяли между собой общность ориентации действия.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, оно принимает характер стабильного отношения: «община» единоверцев, воинов или учеников; партийный союз, партийная или иерократическая общность. Тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi («в момент образования») существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем и другим одновременно, но в различных аспектах. Движущие мотивы для этого следующие:

Идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении общины;

Еще более сильные идейные и материальные интересы управленческого штаба: последователей, учеников, партийной свиты из доверенных лиц, чтобы:

Продолжить существование отмеченного отношения;

Так его продолжить, чтобы при этом собственная позиция идейно и материально была бы поставлена на стабильную обыденную платформу: внешнее восстановление семей и нормальное их существование вместо отрешенности от мира и чуждых экономике «посланий».

Эти интересы типически актуальны при падении влияния личности носителя харизмы и при встающем здесь вопросе о преемнике. Способ, каким он решается – если он решается и, следовательно, харизматическая общность продолжает существовать (или только что появляется), очень важен и является определяющим для всей природы возникающих социальных отношений.

Выделенный вопрос обычно решается следующими способами:

Новые поиски носителя харизмы, определяемого в соответствии с признаками быть лидером. Затем легитимность нового носителя харизмы связывается признаками, т. е. «правилами», для которых возникает традиция; следовательно, чисто личностный характер уничтожается;

С помощью откровения: оракул, жребий, божественное решение или другая техника отбора. Тогда легитимность нового носителя харизмы является производной от легитимности техники (легализация);

Путем выдвижения нового носителя харизмы предшествующим и через признание его общиной. Тогда легитимность становится легитимностью, приобретенной в силу назначения;

Через назначение преемника харизматическим управленческим штабом и через признание общиной. Трактовка как «выбор»… далека от этого процесса в его подлинном значении. Речь идет не о свободном отборе, а об отборе, строго связанном долгом, не о голосовании большинства, но о правильном обозначении, отборе правильного, истинного носителя харизмы, которого и меньшинство также может выделить. Единогласие – это постулат, осознание ошибки – долг, упорство в ней – тяжкий промах, «ложный» выбор – считающаяся грехом (изначально магическая) несправедливость;

Тем не менее легитимность легко представляется легитимностью правового промысла, при всех мерах предосторожности соответствующего истинности, в основном с определенными формальностями (возведением на трон и т. д.);

Через представление, что харизма есть свойство крови и распространяется на род, в особенности из ближайших родственников носителя харизмы: наследственная харизма…

Тогда вера относится больше не к харизматическим качествам личности, а к легитимному промыслу в силу порядка наследования, (традиционализация и легализация). Понятие «божья милость» полностью изменяет свой смысл и теперь означает: хозяин собственного права, независимо от признания подчиненных. Личностная харизма может совершенно отсутствовать. <…>

6. Через представление, что харизма есть такое (изначально магическое) качество, которое с помощью ритуального средства, примененного носителем харизмы, можно перенести на или вызвать у других. Это овеществление харизмы, прежде всего должностная харизма. Вера в легитимность больше не относится к личности, а к приобретенным качествам и действенности ритуальных актов. <…>

Важнейший пример: харизма священника через миропомазание, посвящение в сан, возложение рук; харизма короля, переносимая или укрепляемая через миропомазание и коронование. <…>

Авторитарный по своему смыслу харизматический принцип легитимности может быть пересмотрен в антиавторитарном направлении. Ибо фактическая значимость харизматического авторитета, по сути, целиком покоится на признании подчиненных, которое обусловлено «доказательством». Однако это признание по отношению к лидеру, квалифицируемому как харизматический и потому легитимный, равносильно долгу. При возрастающей рационализации отношений в союзах напрашивается мысль, что это признание, вместо того чтобы считаться следствием легитимности, принимается за ее основу (демократическая легитимность); выдвижение (возможное) управленческим штабом для занятия должности рассматривается как «предвыборы», предшественником – как «предложение», а признание общностью – даже как «выбор». Легитимный в силу собственной харизмы лидер становится тогда лидером по милости подчиненных, которого они (формально) свободно по своему усмотрению выбирают и ставят, а при случае также и отстраняют – ведь утрата харизмы и ее доказательства влечет за собой утрату истинной легитимности. <…>

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Вебер Вебер (Карл-Мария-Фридрих-Август Weber) – барон, знаменитый германский композитор, принадлежит к могучей плеяде музыкальных деятелей начала XIX столетия. Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Из книги автора

Карл Мария Вебер (1786-1826 гг.) композитор, дирижер, музыкальный критик Остроумие далеко не то, что ум. Ум отличается изобретательностью, остроумие же только находчивостью.Цивилизованная дикость – самая худшая из всех дикостей.То, что не стоит прочтения более одного раза,

Из книги автора

Карл Юлиус Вебер (1767-1832 гг.) писатель и критик Книга, которая не стоит того, чтобы ее читать дважды, не стоит и того, чтобы читать ее и один раз.Любил ли когда-нибудь хоть один деспот науку? Разве может вор любить ночные фонари?Музыка – истинная всеобщая человеческая

Из книги автора

Из книги автора

М.Вебер. Традиционное господство Господство называется традиционным, если его легитимность опирается на святость давно установившихся порядков и господского управления. Господин (или несколько господ) стоит у власти в силу установившейся традиции. Господствующий –

Из книги автора

М.Вебер. Легальное господство с бюрократическим штабом управления Легальное господство основывается на значимости следующих взаимосвязанных представлений о том, что: 1) любой закон может устанавливаться путем заключения договора, ориентированного рационально,

Из книги автора

Карл Мария фон Вебер Знаменитый немецкий композитор, дирижер, пианист и общественный деятель, способствовавший поднятию уровня музыкальной жизни в Германии и росту авторитета и значения национального искусства, Карл Мария фон Вебер родился 18 декабря 1786 года в

Из книги автора

ВЕБЕР, Карл Юлиус (Weber, Karl Julius, 1767–1832), немецкий сатирик 34 Пиво – это жидкий хлеб. «Германия, или Письма немца, путешествующего по Германии» (1826), т. 1 ? Gefl. Worte,

Из книги автора

ВЕБЕР, Макс (Weber, Max, 1864–1920), немецкий социолог 35 Протестантская этика и дух капитализма. Загл. статьи («Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus»,

1. Соблюдение религиозных норм поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи, соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом коллективного сознания, соблюдение правовых норм обеспечивается - _______________

2. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - __________________, избранное должностное лицо – легальное лидерство

3. Деспотические политические режимы – традиционное общество, складывание правового государства - ________________, развитое гражданское общество – информационное общество

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин в социологию пришёл из . Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово …. Основанием для неё служит так называемая лестница , в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой стало …, которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

общества происходит с применением нескольких факторов: материального, , и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием , которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют , перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую ….

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства.

Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

Поделиться: