Презентация, доклад традиции, обряды, нормы буддизма. Презентация "Буддизм" (5 класс) по обществознанию – проект, доклад Презентация на тему буддийские праздники

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Праздники в Буддизме «Основы мировых религиозных культур» 4 класс Работу выполнила Одношевина Марина Болеславовна у читель начальных классов МОУ СОШ №13 с УИОП г. Электросталь

Праздники в буддизме В странах Востока, где буддизм является государственной или одной из основных религий, буддийские праздники включены в местную национальную и культурно-религиозную традицию и воспринимаются как ее непременная составная часть.

Весак, Дончог, день Будды С амый священный день для всех буддистов, т.к. это трижды благословенный день, отмеченный рождением, просветлением и уходом Будды. День Весака совпадает с полнолунием в лунном месяце Висакха (май).

Когда празднуется день рождения Будды? Буддисты отмечают праздник рождения, просветления и ухода Будды в один день –этот день 17 мая. Его называют: Вишакха Пуджа, Дончод -хурал, Весак, Сага Дава. Чтобы вычислить, когда отмечают день Будды, нужно найти день полнолуния второго лунного месяца года.

Буддисты молятся на дне рождения Будды.

указывает на то, как первые пять последователей, следуя указаниям Будды, стали членами Сообщества. Это было в лунный месяц Асалха (июль), в день полнолуния. В день Асалхи начинается затворнический период -который совпадает с началом сезона дождей в Азии. Это период, в течение которого члены Сангхи не странствуют и остаются на одном месте. Асалха, день Дхармы

П разднуется в день полнолуния в месяц Катхина (октябрь) и завершает период васо. Катхина, день Сангхи

Дуйнхор отмечается в мае. Праздник связан с началом проповеди Калачакры - одной из важных составных частей философии Ваджраяны. В праздник в храме собираются те, кому доступны философские глубины буддизма

Лхабаб дуйсэн, нисхождение Будды с неба Тушита - общебуддийский праздник. Время его проведения: конец октября - ноябрь. Суть праздника в решении Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем "путь Будды".

Праздник в честь Зуба Будды отмечается только последователями тхеравады (южной и наиболее ранней ветви буддизма). Праздник проводится только на острове Шри-Ланка в городе Канди в храме Далада Малигава, где хранится эта главная реликвия буддизма. Время проведения праздника: конец июля - начало августа, а его продолжительность составляет две недели.

http:// images.yandex.ru http://www.giftacademy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"

Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Cлайд 1

Cлайд 2

Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н.э. в Индии. Буддизм исповедуют около 700 млн. человек. Буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и проживавший на севере Индии.

Cлайд 3

Происхождение буддизма Буддизм стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII в., в Тангутском государстве IX-XIII вв. (северо-западная часть современного Китая) - в X в., в Монголии - во второй половине XVI в. С этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVII-XVIII вв. огромное Джунгарское ханство (простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм.

Cлайд 4

В настоящее время буддизм распространен в Тайване, Таиланде, Непале, Китае, Монголии, Корее, Шри-Ланке, России, Японии. Тибетский буддизм успешно развивается в западных странах.

Cлайд 5

Будда (Сиддхартха Гаутама) годы жизни: 563-483 гг. до н.э. Сын правителя одного из царств на севере Индии. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть - удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой - просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение.

Cлайд 6

Трипитака – «священная книга» буддистов. Трипитака (санскр. त र प टक, «Три корзины»; пали., Типиìтака) – свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды на Первом Буддийском соборе в Раджагрихе (около 477 г до н.э.). Окончательную редакцию Трипитака получила на Третьем буддийском соборе в Паталипутре в III веке до н.э., а записана была в 80-х годах до н.э. на Цейлоне. Трипитака состоит из трех разделов: 1. Виная-питака (собрание дисциплинарных правил: содержит в основном правила поведения буддиста и организации буддийской общины). 2. Сутта-питака (собрание текстов: содержит изложение учения буддизма в его первоначальной форме и состоит из пяти частей): a. Дигха-никая (собрание длинных рассуждений). b. Маджхима-никая (собрание рассуждений средней длины). c. Самьютта-никая (собрание связанных рассуждений). d. Ангуттара-никая (собрание рассуждений, большее на один член). e. Кхуддака-никая (собрание коротких рассуждений). 3. Абхидхамма-питака (изложение учения буддизма в схоластической манере).

Cлайд 7

Идеология буддизма На основе изучения философского наследия ведизма и брахманизма, шести лет отшельничества, занятия йогой Гаутама открыл 4 великие истины, стал просветленным – Буддой. В основе вероучения находится идеология ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП БУДДИЗМА – ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ

Cлайд 8

Особенности буддизма: В буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий – обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения. Перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь. Человек может вырваться из сансары только индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный праведный путь», и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

Cлайд 9

Основы вероучения. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несет человеческая жизнь. Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание» Это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ним и весь окружающий человека мир Смысл нирваны состоит в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, т.е. Нирвана - свобода Просветление и нирвана достигается ценой собственных усилий путем проделывания пути по «восьмеричной дороге»

Cлайд 10

Буддийские монастыри Буддийский монастырь - сложный комплекс с храмом, ступами (пирамидами – местами захоронения святых или священных предметов), постройками для проживания монахов, столовыми, философскими школами, со специальными залами для занятия медитацией и др. Каждый монах должен соблюдать 308 правил, которые дважды в месяц зачитываются на общем собрании. Для этого все монахи собираются в зале Будды, а послушники – в соседнем. Причем послушники не подчиняются 250 правилам бхикшу и 58 бодхисаттвы – ими руководят только 10 начальных. Ежедневный распорядок дня включает в себя чтение сутр, медитации, работу, перерывы на еду и отдых. Нарушается он только в период начала учебы: зимой или летом по три месяца. В это время монахи не могут покидать пределы монастыря, и даже отшельники должны вернуться в родную общину. Иногда такая учеба может продолжаться годами: монах в пределах монастыря строит хижину из тростника и бамбука. Не выходя из нее продолжительное время, монах медитирует и читает сутры. Медитирует он в позе лотоса, на единственном предмете мебели – бамбуковой кровати. Едой обеспечивает его послушник. При этом оба хранят полное молчание.

Cлайд 11

Праздники буддизма. Весак. Это день рождения Гаутамы Будды, а также момент его просветления и смерти. Праздник попадает на день полнолуния второго месяца индийского календаря. В этот день принято украшать местные храмы и зажигать фонарики с наступлением темноты, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Асалха, день Дхармы. Достигнув Просветления, Будда устремился в Бенарес к пяти известным ему аскетам, чтобы они узнали об их Дхарме и достигли Просветления. Это произошло в июле (лунный месяц Асалха), в день полнолуния. Отмечая Асалху, буддисты оценивают то, что Будда просветил людей о Дхарме с помощью «Учения о Приведении в Движение Колеса Истины» - его первого учения. Помимо этого, само отмечание Асалхи свидетельствует о возникновении Сангхи. В данный день первых пять приверженцев начали считать членами Сообщества посредством того, что они руководствовались словами Будды. Катехина, день Сандхи. Катехина празднуется в день полнолуния в одноимённый месяц (октябрь). Миряне преподносят монахам, о которых они заботились в течение последних трёх месяцев, особое одеяние (катхина - чивара). Это одеяние даруется Сангхой выдающемуся бхикху, чьё имя называется во время празднования Катхина. В этот день миряне могут вновь проявить свою щедрость и свою благодарность за учение, полученное от Сангхи, в виде даяний, перед тем как те опять отправятся в путь.

Cлайд 12

Буддизм в России. В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально признан в России. Для народов Бурятии, Тувы и Калмыкии буддизм, неразрывно соединившийся с их более древними традициями, стал частью национальной культуры. В 1763 г. был утвержден избранный на собрании ширээтэ лам (настоятелей) дацанов Бурятии первый Пандита Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев (1702–1777), который являлся главным духовным деятелем, руководителем всех дацанов в Бурятии. Д-Д. Заяев получил образование в Гоман-дацане в Тибете. Традиционный буддизм школы Гелуг распространен в 10 регионах России: Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакассии, Усть-Ордынском и Агинском национальных округах. Буддийская церковь возглавляется Центральным духовным управлением буддистов. Председатель правления имеет титул «Бандидо-Хамбо-Лама». Его резиденция помещается в Иволгинском дацане, недалеко от Улан-Уде. Всего в России зарегистрировано более 60 буддийских общин. В России открыто несколько центров по изучению различных форм мирового буддизма. Популярны японские школы - светский вариант дзен-буддизма, действует монастырь (в Подмосковье) буддийского ордена Лотосовой Сутры, основанный в 1992-93 гг. и относящийся к школе Нитирэна. В Санкт-Петербурге просветительской и издательской деятельностью занимается общество китайского буддизма Свет Будды, с 1991 г. действует тибетский храм, посвященный божеству Калачакре.
  1. 1. БУДДИЙСКИЕПРАЗДНИКИ Презентацию подготовила Воробьева А.А., учитель МБОУ-лицея№2, города Тулы
  2. 2. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц корочесолнечного, даты праздников, как правило, смещаются впределах полутора–двух месяцев, и вычисляются заранее поастрологическим таблицам. Большинство праздников приходится на полнолуния. Главными религиозными праздниками буддистов являются: Весáк (посвящен Дню рождения, Просветления и уходу Будды Шакьямуни в нирвану). Сагаалган. Белый месяц (Новый год). Круговращение Майтрейи (посвящен приходу на землю Майтреи – Будды Грядущего мирового периода). Лхабаб дуйчен (нисхождение Будды с неба Тушита на землю). Зула-хурал («Праздник тысячи лампад»).
  3. 3. Весáк (Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Сага Дава)Самый важный общебуддийский праздник отмечают вдень полнолуния второго месяца лунного календаря, онвыпадает на конец мая - начало июня григорианскогокалендаря. Он посвящен трем самым главнымсобытиям жизни Будды Шакьямуни: его Рождению(Джаянти), Просветлению (Бодхи) и Уходу в Нирвану(Паринирване). Праздник длится неделю. В это время во всехмонастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, которые символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов (вокруг священных деревьев и ступ) расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников.
  4. 4. Круговращение Майтрейи Майдари-хурал Праздник посвящен приходу на землюМайтреи - Будды Грядущего мировогопериода. Так называется в буддизме тототрезок времени, который наступит послеокончания периода «правления нашим миромБудды Шакьямуни». В этот день после праздничного молебна изхрама выносят скульптурное изображениеМайтреи, сажают его под балдахин наколесницу, в которую впрягают скульптурноеизображение коня или слона. Окруженная верующими колесница медленносовершает объезд вокруг территориимонастыря, двигаясь по ходу солнца. Однагруппа монахов приводит в движениеколесницу, другие идут впереди или сзади нее,читая молитвы. Эта процессия движется втечение всего дня вдоль наружной стены,подолгу останавливаясь у каждого ее поворотадля чтения молитв и чаепития.
  5. 5. Сагаалган. Белый месяц Новый год. За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен,посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшеепочитание среди них воздается богине Шри-Дэви Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-тиутра - либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делатьпрактику. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы -хуралы. Дома накрывается праздничный стол,на котором обязательно должнаприсутствовать белая пища (молоко,сметана, творог, масло). В первый день года нельзя ходить вгости, его надо провести именно в кругусемьи. Хождение в гости, посещениеродственников начинается со второгодня и может продолжаться до концамесяца. Весь месяц считаетсяпраздничным.
  6. 6. Лхабаб дуйчен Нисхождение Будды с неба Тушита на землю Согласно преданию, до того как обрестипоследнее земное воплощение, БуддаШакьямуни находился на небе Тушита (тиб.Гандэн, букв. «Сад Радости»). Тушита -четвертое небо, где обитают все бодхисаттвыдо того, как станут буддами. Для того чтобыперевоплотиться на этом небе, необходиморазвить в себе Четыре Безмерных СостоянияПробужденного Ума – СвятуюЛюбовь, Сострадание, Сорадование иБеспристрастность. Спускаясь с небес Тушиты в мирлюдей, Шакьямуни возложил свою корону наголову Будды Грядущего Майтреи, который внастоящее время проповедует там Учениебогам и ожидает времени, когда сможетснизойти на землю. Решение Будды обрестипоследнее земное рождение и открыть всем«путь Будды» - это и есть главная идеяданного праздника.
  7. 7. Зула-хурал «Праздник тысячи лампад» Важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й деньпервого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не толькоотмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Цзонхавы (1357-1419 гг.), земноговоплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школыГелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты ТрадиционнойСангхи России, и многие верующие по всему миру. Зула-хурал проходит в течениетрёх дней. В день памяти Цзонхавыпринято есть особую кашу,которая варится из кусочковтеста. С наступлением темнотывнутри и вокруг храмов имонастырей зажигают тысячимасляных лампадок («зула»,отсюда и название праздника). Впамять о великом Учителелампадки горят до самогорассвета.
  8. 8. Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости,рассеивающий тьму неведения у живых существ.
  9. 9. Праздники буддистов часто изменяются взависимости от страны, в которой Это интереснопразднуются… Шествие слонов - буддийский праздник, отмечается буддистами Таиланда. Согласно преданию, в одной из своих проповедей о постижении Учения (Дхармы), Будда привел своим ученикам в пример пойманного дикого слона: чтобы укротить такого слона, его впрягают в пару к уже прирученному. Подобным же образом и человек, начинающий постигать учение буддизма, должен делать это под руководством опытного наставника. В память об этой проповеди буддисты Таиланда устраивают торжественное шествие слонов.
  10. День Бодхи - буддийский Это интереснопраздник, традиционно отмечается в 8-йдень 12-го лунного месяца покитайскому календарю. Дерево Бодхисчитается самым священным деревом вмире, это дерево под которыммедитировал Будда.
  11. 11. Асола ПерахараПраздник Зуба Будды Это интересноАсола Перахара - буддийскийпраздник, отмечается буддистамиШри-Ланки. Празднуется в ночьполнолуния четвертого месяцаиндийского лунного календаря. Вэто время в городе Канди (Шри-Ланка) проводится торжественнаяпроцессия, во время которой поулицам города проносят Зуб Будды- реликвию, хранящуюся в храмеДалада Малигава.В основе праздника лежит предание о том, что во время кремации тела Буддыодин из его учеников извлек из погребального костра зуб Будды и хранил его какбесценную реликвию. Затем эта реликвия была помещена в один из буддийскиххрамов Индии и хранилась там около восьми веков, но в IV веке, когда в Индииначалась междоусобная война, ее перевезли в наиболее безопасное место - наостров Шри-Ланка. Здесь для зуба Будды был выстроен храм Далада Малигава, вкотором он хранится и по сей день.
  12. 12. Вопросы и задание1. Какой самый важный праздник в буддизме?2. Как буддисты нашей страны справляют Новый год по восточному календарю?3. Какой праздник запомнился больше всех? На каком из буддистских праздников вам хотелось бы побывать и почему?4. Подготовь рассказ о любом буддийском празднике, собери к нему иллюстрации (или нарисуй сам)

БУДДИЗМ Буддизм –– самая Буддизм самая древняя древняя мировая мировая религия. религия. Он возник в VI в. до н.э. в Индии. Буддизм исповедуют около 700 млн. человек. Буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и проживавший на севере Индии. БУДДИЗМ Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н.э. в Индии. Буддизм исповедуют около 700 млн. человек. Буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и проживавший на севере Индии. «Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет» Из наставлений Будды 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ БУДДИЗМА Буддизм стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII в., в Тангутском государстве IXXIII вв. (северо-западная часть современного Китая) - в X в., в Монголии - во второй половине XVI в. С этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVII-XVIII вв. огромное Джунгарское ханство (простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В настоящее время буддизм распространен в Тайване, Таиланде, Непале, Китае, Монголии, Корее, ШриЛанке, России, Японии. Тибетский буддизм успешно развивается в западных странах. 4 БУДДА (СИДДХАРТХА ГАУТАМА) Религиозный мыслитель, чьё учение стало основой одной из трёх мировых религий - буддизма годы жизни 563 - 483 гг. до н.э. Место рождения Будды Сын правителя одного из царств на севере Индии. Согласно преданию, до 29 лет жил, не выходя из дворца, не знал, что в мире есть бедствия, несчастья, болезни, смерть. Тайно покинув дворец и выбравшись в город, Сиддхартха увидел больного, старика, похоронную процессию и отшельникааскета. Переодевшись в одежду слуги, он бежит из города и 6 лет проводит в непрерывном аскетическом изнурении плоти. После разочарования в аскетизме на Сиддхартху снисходит озарение. Он становится Буддой (просветлённым). Ему открываются 4 благородные истины. Вокруг Будды собираются последователи, которые затем начинают распространять его учение по Индии и соседним странам. 5 ТРИПИТАКА – «СВЯЩЕННАЯ КНИГА» БУДДИСТОВ Трипитака (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали., Типиìтака) - свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды на Первом Буддийском соборе в Раджагрихе (около 477 г до н.э.). Окончательную редакцию Трипитака получила на Третьем буддийском соборе в Паталипутре в III веке до н.э., а записана была в 80-х годах до н.э. на Цейлоне. Трипитака состоит из трех разделов: 1. Виная-питака (собрание дисциплинарных правил: содержит в основном правила поведения буддиста и организации буддийской общины). 2. Сутта-питака (собрание текстов: содержит изложение учения буддизма в его первоначальной форме и состоит из пяти частей): a. Дигха-никая (собрание длинных рассуждений). b. Маджхима-никая (собрание рассуждений средней длины). c. Самьютта-никая (собрание связанных рассуждений). d. Ангуттара-никая (собрание рассуждений, большее на один член). e. Кхуддака-никая (собрание коротких рассуждений). 3. Абхидхамма-питака (изложение учения буддизма в схоластической манере). 6 ИДЕОЛОГИЯ БУДДИЗМА На основе изучения философского наследия ведизма и брахманизма, шести лет отшельничества, занятия йогой Гаутама открыл 4 великие истины, стал просветленным – Буддой В ОСНОВЕ ВЕРОУЧЕНИЯ НАХОДИТСЯ ИДЕОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ БУДДИЗМА Принципа перерождения (сансары) Идеи воздаяния (кармы) Праведного пути (дхармы) ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП БУДДИЗМА – ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ В буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий – обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения. Перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь. Человек может вырваться из сансары только индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный «праведный путь», и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние. 7 ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА ЧЕТЫРЕ «БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ» Сущность жизни есть страдание Причина страданий желания и привязанности Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности Для этого необходимо вести добродетельскую жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания СУТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА СВОДИТСЯ К ПРИЗЫВУ К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ВСТАТЬ НА ПУТЬ ПОИСКА ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ, ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ВСЕХ ОКОВ, КОТОРЫЕ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Освобождение обретается в нирване Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание» НИРВАНА Это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ним и весь окружающий человека мир Смысл нирваны состоит в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, т.е. Нирвана - свобода Просветление и нирвана достигается ценой собственных усилий путем проделывания пути по «восьмеричной дороге» 8 ВЕХИ «ВОСЬМЕРИЧНОГО ПУТИ» «ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» Правильные Правильная Правильная взгляды, т.е. речь, т.е. решимость, т.е. взгляды, основанные готовность к подвигу доброжелательная, на «благородных искренняя, по имя истины. целях». правдивая. Правильный Правильное Правильное образ внимание, т.е. усилие, т.е. жизни, т.е. активная самовоспитание и мирный, честный, бдительность самообладание. чистый. сознания. ХИНАЯМА Узкий путь спасения, который предполагает относительно жесткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым шли члены сангхимонастырской общины. ПУТИ СПАСЕНИЯ Правильное поведение, т.е. непричинение зла. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации. МАХАЯНА Широкий путь спасения, который предполагает возможность обретения нирваны мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования. Сводится к пяти заповедям: воздерживаться от: убийства; воровства; прелюбодеяний; лжи; возбуждающих напитков. 9 БХАВАЧАКРА – «КОЛЕСО ЖИЗНИ» Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): Неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары) Они формируют сознание (виджняна) Сознание определяет характер намарупы - физического и психического облика человека Нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана) зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек Привязанность приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати) А всякое рождение неизбежно влечёт за собой старость и смерть Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. 10 КОЛЕСО ЖИЗНИ 11 «ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» БУДДИЗМА 12 БУДДИЙСКИЕ МОНАСТЫРИ Буддийский монастырь - сложный комплекс с храмом, ступами (пирамидами – местами захоронения святых или священных предметов), постройками для проживания монахов, столовыми, философскими школами, со специальными залами для занятия медитацией и др. Каждый монах должен соблюдать 308 правил, которые дважды в месяц зачитываются на общем собрании. Для этого все монахи собираются в зале Будды, а послушники – в соседнем. Причем послушники не подчиняются 250 правилам бхикшу и 58 бодхисаттвы – ими руководят только 10 начальных. Обряд посвящения в монахи связан с повторением трехчленной формулы: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе» Ежедневный распорядок дня включает в себя чтение сутр, медитации, работу, перерывы на еду и отдых. Нарушается он только в период начала учебы: зимой или летом по три месяца. В это время монахи не могут покидать пределы монастыря, и даже отшельники должны вернуться в родную общину. Иногда такая учеба может продолжаться годами: монах в пределах монастыря строит хижину из тростника и бамбука. Не выходя из нее продолжительное время, монах медитирует и читает сутры. Медитирует он в позе лотоса, на единственном предмете мебели – бамбуковой кровати. Едой обеспечивает его послушник. При этом оба хранят полное молчание. 13 ПРАЗДНИКИ БУДДИЗМА Весак Катхина, день Сангхи Это день рождения Гаутамы Будды, а также момент его просветления и смерти. Праздник попадает на день полнолуния второго месяца индийского календаря. В этот день принято украшать местные храмы и зажигать фонарики с наступлением темноты, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Катхина празднуется в день полнолуния в одноимённый месяц (октябрь). Миряне преподносят монахам, о которых они заботились в течение последних трёх месяцев, особое одеяние (катхина-чивара). Это одеяние даруется Сангхой выдающемуся бхикху, чьё имя называется во время празднования Катхина. В этот день миряне могут вновь проявить свою щедрость и свою благодарность за учение, полученное от Сангхи, в виде даяний, перед тем как те опять отправятся в путь. Асалха, день Дхармы Достигнув Просветления, Будда устремился в Бенарес к пяти известным ему аскетам, чтобы они узнали об их Дхарме и достигли Просветления. Это произошло в июле (лунный месяц Асалха), в день полнолуния. Отмечая Асалху, буддисты оценивают то, что Будда просветил людей о Дхарме с помощью «Учения о Приведении в Движение Колеса Истины» - его первого учения. Помимо этого, само отмечание Асалхи свидетельствует о возникновении Сангхи. В данный день первых пять приверженцев начали считать членами Сообщества посредством того, что они руководствовались словами Будды. 14 ХИНАЯНА И МАХАЯНА В СРАВНЕНИИ ПУНКТ РАЗЛИЧИЯ ХИНАЯНА (южный, ортодоксальный) МАХАЯНА (северный) Понимание личности Будды Человек, один (Гаутама) Одно из воплощений Бога – Единой сущности >> будд много Путь к Спасению Трудный, узкий, для избранных. Медитация в уединении. Широкий, для многих. Связь с деятельностью в мире (постепенное обучение, накопление заслуг) Идущие по этому пути Монахи, живущие обособленными общинами … и миряне Помощь на этом пути Нет (самостоятельные внутренние усилия, концентрация) Да (особые люди – боддхисаттвы – принимают на себя дурную карму других). Создается запас «религиозных заслуг». Вступление в нирвану Абсолютная цель для каждого индивида Можно отложить ради спасения других; потом вступят все живые существа одновременно Отношение к миру Квиетизм, созерцательное сочувствие Идеал деятельного служения 15 ЛАМАИЗМ Сформировался в VII в.н.э. Представляет собой синтез махаяны, тибетского буддизма и добуддийских архаичных верований народов. Вероучение представляет собой довольно примитивную космологию, в которой сильно выражены хитросплетения, сокровенный текст, магия. Обладает довольно обширным и разветвленным пантеоном богов. В качестве живого бога рассматривается Далай-Лама. Широко распространено в Монголии, Непале, России (буряты, калмыки, тувинцы). Одной из ведущих форм ламаистского обряда является молитва, которая произносится на тибетском языке. Широко распространена в ламаизме вера в талисманы. Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа и буддистов-ламаистов во всех странах. Буддисты верят, что Далайламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. 16 БУДДИЗМ В РОССИИ В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально признан в России. Для народов Бурятии, Тувы и Калмыкии буддизм, неразрывно соединившийся с их более древними традициями, стал частью национальной культуры. В 1763 г. был утвержден избранный на собрании ширээтэ лам (настоятелей) дацанов Бурятии первый Пандита Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев (1702–1777), который являлся главным духовным деятелем, руководителем всех дацанов в Бурятии. Д-Д. Заяев получил образование в Гоман-дацане в Тибете. Традиционный буддизм школы Гелуг распространен в 10 регионах России: Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакассии, Усть-Ордынском и Агинском национальных округах. Буддийская церковь возглавляется Центральным духовным управлением буддистов. Председатель правления имеет титул «Бандидо-Хамбо-Лама». Его резиденция помещается в Иволгинском дацане, недалеко от Улан-Уде. Всего в России зарегистрировано более 60 буддийских общин. В России открыто несколько центров по изучению различных форм мирового буддизма. Популярны японские школы - светский вариант дзен-буддизма, действует монастырь (в Подмосковье) буддийского ордена Лотосовой Сутры, основанный в 1992-93 гг. и относящийся к школе Нитирэна. В Санкт-Петербурге просветительской и издательской деятельностью занимается общество китайского буддизма Свет Будды, с 1991 г. действует тибетский храм, посвященный божеству Калачакре. 17 Буддисты верят в Будду (Просветление); Бодхисатву (только Махаяна) Сансару – перерождение (колесо жизни); Карму – воздаяние; Дхарму – праведный путь (учение Будды); Четыре благородные истины; Нирвану – спасение (два пути спасения); Восьмеричный путь Культ буддиста Молитва; Пост; Медитация; Обряды; Чтение священных книг; Праздники; Миссионерство; Пропаганда учения; Приношения в храм; Массовые церемонии; Традиционные одежды монахов Верховная сущность Атеистическая религия – главная цель – самосовершенствование; Махаяна –Будда – обожествленный человек; Ламаизм –Далай-лама – обожествленный человек Нормы морали Восьмеричный путь; Не причинение вреда окружающим; «Панча-шила»пять заповедей (не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не употребляй возбуждающих напитков); Запреты (распространяются на послушников и монахов) Церковь Единой религиозной организации нет. Община буддистов Сангха Буддизм основан в VI веке до н.э. в северной части Индии. Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда) Священные книги Типитака (три корзины)

«Модули курса ОРКСЭ» - Основы буддийской культуры. Учебный курс включает в себя модули. Россия – наша Родина. Содержание учебных модулей. Основы иудейской культуры. Содержание всех модулей. Основы исламской культуры. Как будет организовано преподавание нового курса. Место учебного курса в программе обучения. Основы православной культуры.

«Содержание курса ОРКСЭ» - Межпредметные связи. В помощь родителям. Цель и задачи комплексного учебного курса. Модуль: «Основы мировых религиозных культур». Основы буддийской культуры. Основы светской этики. В помощь учителю. Проблемы преподавания модуля «Мировые религиозные культуры». Основы православной культуры. Проблемы преподавания модуля «Светская этика».

«Модули ОРКСЭ» - Основы светской этики. Основы мировых религиозных культур. Цели и характер нового учебного курса. Основы исламской культуры. Основы религиозных культур и светской этики. Учебники по курсу. Основы буддийской культуры. Нормативно-правовая и методическая документация. Основы иудейской культуры. Основы православной культуры.

«Модуль «Основы мировых религиозных культур»» - Искусство в религиозной культуре. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Религиозные ритуалы. Любовь и уважение к Отечеству. Возникновение религий. Семья. Структура изложения темы уроков в учебных пособиях. Паломничества и святыни. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур». История религий в России.

«Выбор модуля ОРКСЭ» - Религии России. Общий блок для всех модулей. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Основы иудейской культуры. Основы мировых религиозных культур. Основные принципы иудаизма. Основы исламской культуры. Духовные традиции многонационального народа России. Основы буддийской культуры.

«Модули» - Учебный модуль «Основы исламской культуры». Мусульманское летоисчисление и календарь. Организация изучения. Мавзолей Гур-Эмир. Праздники в буддизме. Назначение предмета. Учебный модуль «Основы светской этики». Семья в буддийской культуре и ее ценности. Новый курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Всего в теме 8 презентаций

Поделиться: